Автор рубрики Сергей Синюков
Завершаем мы цикл воспоминаний об Астрахани 70-80 годов накануне самого любимого праздника, а значит… самое время припомнить что-то такое о содержании и наполнении новогоднего стола. А накрыть его достойным образом было ох как непросто, эпоха дефицита формировала свои правила игры. Тем не менее, пировали на всю тогдашнюю катушку.
Помните, каким показан праздничный стол в лучшем новогоднем фильме всех времен и народов? Когда еще сухой Ипполит пришел к еще вменяемой Наде? Мандарины, три кусочка колбасы, упомянутый в разговоре ростбиф, салат и «гадостная» заливная рыба. Вроде бы вполне, но… маловато будет. Ведь Новый год служил главным праздником желудка, продукты откладывались и «копились» загодя. Рассмотрим, как это делалось на примере Астрахани.
На многих предприятиях того времени существовала практика продуктовых заказов-наборов. Накануне праздника, если очень повезло и выполнен план (или не выполнен, это, как раз было вторично), эти наборы распределялись профкомом. При наличии хорошего снабженца можно было «урвать» зеленый горошек, майонез, растворимый кофе, палочку сырокопченой колбасы, коробку конфет. А также типично астраханский деликатес – желто-зеленую баночку балыка осетровых рыб.
С балыками, впрочем, проблем тогда не возникало. Рыбу вообще можно было найти, не особо напрягаясь, через знакомых, друзей и деревенских родственников. Аналогично дело обстояло и с черной икрой, которая вплоть до середины 80-х и деликатесом-то считалась с большой натяжкой. На новогодний стол ее ставили не всегда, а вот каспийская селедка-залом – вот это украшение! Ну так, раз есть рыба, то имелась возможность взаимовыгодного межрегионального сотрудничества.
Выглядело последнее так. В ноябре родственникам в среднюю полосу нужно было послать (посылкой или через знакомого проводника поезда) что-то рыбное. В ответ родственники (если они не конченные негодяи!) присылали грибы или еще что-то для тех краев аутентичное. Вот и славно.
В декабре мощно активизировалась жизнь в главных городских гастрономах, например, таких как «Каспий». Очереди здесь занимали часов с пяти утра, потому как неизвестно - что могли «выкинуть». В зависимости от колеса Фортуны, в продаже оказывались очень востребованные продукты: от латвийских шпрот до марокканских апельсинов. Поэтому стояли терпеливо и с надеждой.
Сложнее всего было достать хорошие конфеты, типа «Мишки на севере» или «Белочка», а также свежий торт. Астраханские кондитеры в ту пору большим разнообразием не баловали, но за тортами типа «Сказка» и «Полено» 30-31 декабря страждущих выстаивалось множество. Конечно, хозяйкам легче было испечь что-то домашнее, типа «Наполеон» или «Медовик». Что и делали.
Вообще, позднесоветская эпоха – время возможностей для рачительных хозяек. Соленьями и закатками удивить гостей уже сложно, но вошедшие в моду «Оливье» и «Мимоза» являлись вожделенными закусками. Так же как и традиционный холодец, ингредиенты для которого заблаговременно закупались на Больших Исадах и опаливались над комфорками домашней плиты. Без холодца тогда Новый год представить было сложно. А вот без обычной, банально запеченой курицы, которая сейчас справедливо считается «мясом для бедных», вполне могли обойтись. Куры как раз входили в разряд дефицита, а домашний бройлер на рынке вообще «кусался» как бультерьер!
И уж совсем-совсем крутые хозяйки непременно старались испечь на Новый год пирог. Особенно в селах, где рыбная выпечка оставалась венцом кулинарного творенья! Типично астраханский пирог с сазаном, сомом или лучше всего – вязигой заменял и горячее и холодное одновременно.
Запивалось все это благолепие…чем бы вы думали? Мы сейчас вспоминаем времена до т.н. «сухого закона». Традиционные сорта тогдашней водки – «Русская», «Столичная», «Московская». Вина – молдавские, грузинские, крымские, болгарские, венгерские, даже алжирские. Шампанское – непременно «Советское», пусть и не самого высокого качества, зато вполне доступное во всех магазинах страны. Детям - компот и ситро - «Буратино» или «Саяны». Когда же в 1979 году в Астрахани появилась первая советская «Пепси-кола», ее обладатели были, наверное, самыми успешными людьми! Диковинка, однако!
Однако, даже при таком вполне сносном ассортименте сильно «разгоняться» спиртным не рекомендовалось. Ведь 2 января зачастую уже нужно было выходить на работу! Наверное, если бы тогда советским людям предоставили возможность гулять 10 дней кряду, то… продуктов бы просто не хватило. Их ведь и так много дней собирали ради одной ночи в году! Той самой, волшебной, когда все так вкусно! Кстати, привычка доедать утром «вчерашние салаты» тоже оттуда, от продуктовой бедности и аскетичного ассортимента.
Вот так они (точнее мы с вами!) и жили! Это было недавно, это было давно!
Этот предпраздничный материал завершает цикл публикаций в рубрике «Я вспоминаю…» Надеемся, она была полезна и позволила многим астраханцам оживить в памяти картинки недавнего прошлого!
С наступающим Новым годом!
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами
"Астрахань: я вспоминаю...". Времена, когда одежду «выбрасывали»
"Астрахань: я вспоминаю...". Я вам денежку принес, за квартиру, за январь!
"Астрахань: я вспоминаю...". Что астраханцы читали по ночам, под одеялом!
"Астрахань: я вспоминаю...". Как проводили астраханцы "Красный день календаря"
"Астрахань: я вспоминаю...". Лёль, а я в кинишку намылился…"
"Астрахань: я вспоминаю...". "Чесная слова страшная картина"
"Астрахань: я вспоминаю...". Сегодня в нашем клубе будут танцы, кино, концерт, буфет и дискотека
"Астрахань: я вспоминаю...". Если б не было зимы, в городах и селах
"Астрахань: я вспоминаю...". В то время общественный транспорт сближал
"Астрахань: я вспоминаю...". А может, мне все-таки пойти в баню? (с)