Снова выходные, и мы снова продолжаем вспоминать варианты досуга в позднесоветское время. Время, которое мы еще не успели позабыть, и складываем отрывочные элементы мемуаристики в недра данной рубрики. Сегодня поговорим о … танцевальном досуге 80-х.
И сразу обозначим - в Астрахани той поры именно «танцами» называли вечера, где играла живая музыка, то есть пятеро-шестеро длинноволосых парней с гитарами и барабанами. А «плясовые» вечера под бобинный магнитофон именовались дискотекой. Танцы были более популярны в студенческих коллективах, особенно в ВУЗах, где обязательно были свои вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Один из самых известных коллективов той поры – это «Резонанс», базировавшийся в пединституте. Впрочем, и на летних площадках парков культуры ВИА также гремели, собирая сотни поклонников.
Живая танцевальная музыка вовсе не означала самобытность и авторство, этим целям больше отвечали барды. А на танцах играли, кто как мог, «Машину времени» и «Воскресенье», «Аракс» и «Динамик», «Ариэль» и Боярского. Иногда, если умели, старались слабать и «Отель Калифорния», но это уже был совсем высший пилотаж. Публику подкупал не только репертуар, но и особая душевность дружеского конферанса: «А эта песня звучит для Макса, у которого завтра проводы в Советскую армию. Мы уверены, что девушка Макса обязательно его дождется, а пока мы споем для него: «Вот, новый поворот…».
Танцы «вживую» на летних площадках практиковали один раз в неделю. А в оставшиеся дни господствовал магнитофон. Диджеев в ту пору еще не завели, хотя кто-то из сидевших за пультом уже всерьез именовал себя диск-жокеем. Чтобы оправдать столь важный статус, он обычно вставлял какую-то фразу, по его мнению, очень способствовавшую продвижению последующей мелодии. А поскольку информации тогда было немного, астраханские диск-жокеи периодически несли лютую пургу в стиле: «А теперь канадская (на самом деле – латвийская) группа «Зодиак» исполняет музыку, написанную специально для встречи с инопланетянами».
Вообще, приводить здесь ассортимент, «крутящийся» на бобинах, смысла не имеет, поскольку дискотеки 80-х из моды не выходят. В разные годы были популярны и «Бони М» с «Абба» и «Кисс» с Челентано. Но. Принципиальным было то, что репертуар периодически проверяли инструкторы из комитетов комсомола, и «черный список» у них был внушительный. Иногда что-то запрещали, впрочем, не очень удачно. Параллельно что-то рекомендовали, обязательно советское. Поэтому «Учкудук» и «Трава у дома» органично вкраплялись в канву танцевального вечера.
От диско-мелодий к дислокациям. Где все это происходило? Ну, помимо актовых и спортивных залов учебных заведений (особенно был популярен рыбвтузовский «Интерклуб»), существовали места, что называется, «намоленные». ДК АТРЗ, ДК Строителей (или ГРЭС), Дом офицеров («Дофик») в Кремле, быв. Клуб им. Микояна на Болде. Это были площадки, известные всему городу и ходили туда компаниями и группами. В гордом одиночестве являться на дискотеку вообще не полагалось. Подобный коллективизм был вовсе не случайным, потому как … нередко случались конфликтные ситуации: «Ах, сударь, вы изволили наступить мне на ногу, я оскорблен! – Я к Вашим услугам, милорд!». При этом массовым дракам успешно противостояла милиция, которая в те годы не имела ни дубинок, ни прочих атрибутов демократии.
Крупных боестолкновений чаще всего удавалось избежать, хотя известны эпизоды с большим количеством «сражающихся». Например, в Доме офицеров, в середине 80-х произошел «культурологический» конфликт между молодежью в гражданской одежде и сверстниками в форме курсантов речного училища. А общежитие последних располагалось аккурат там, где сейчас находится Центр занятости. Поэтому, когда на помощь курсантам прибежали две роты сподвижников с ремнями, пришлось вызывать уже несколько нарядов правоохранителей. Но такие случаи были единичны.
И раз уж мы упомянули о том, что существовал риск «наступания» на ноги друг другу, это свидетельствует о том, что молодые астраханцы танцевать очень даже любили. Пустыми эти площадки практически никогда не бывали! Хотя, входной билет середины 80-х стоил целый рубль (зимой, в помещении). А если парень приходил «культурно отдохнуть» с девушкой, то эту сумму, как можно догадаться, приходилось умножать на два! Летние танцы могли обходиться в 50-70 копеек. На открытых площадках всегда было множество «зайцев» и их администрации заведений карали нещадно! Припоминается даже - доходило до того, что заборы мазали… мазутом! Вы представляете, что значило тогда испортить мазутом единственные на всю семью джинсы? Ведь дискотека была, помимо всего прочего, и местом демонстрации модной одежды, а значит, джинсы вообще могли быть собственностью парня из соседней общаги…
Но разве подобные проблемы могут остановить человека в 18-20 лет? Когда волшебное слово «медляк» опьяняет крепче любого напитка? Поэтому дискотеки в Астрахани 80-х были действительно важнейшим элементом массовой культуры. Это, как говорится, медицинский факт.
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами
"Астрахань: я вспоминаю...". Времена, когда одежду «выбрасывали»
"Астрахань: я вспоминаю...". Я вам денежку принес, за квартиру, за январь!
"Астрахань: я вспоминаю...". Что астраханцы читали по ночам, под одеялом!
"Астрахань: я вспоминаю...". Как проводили астраханцы "Красный день календаря"
"Астрахань: я вспоминаю...". Лёль, а я в кинишку намылился…"
"Астрахань: я вспоминаю...". "Чесная слова страшная картина"