Ведущий рубрики: Сергей Синюков
Как мы и обещали в прошлом выпуске рубрики, продолжаем вспоминать аспекты влияния кинокультуры на пытливые умы астраханцев. На этот раз – эпоха видеосалонов, конец 80-х годов прошлого века, время перестройки, крушений и поиска нового смысла…Тут необходимо припомнить, что видеомагнитофоны встречались в Астрахани уже в самом начале 80-х. Благо город слыл моряцким, многие ходили в загранку и что-то оттуда привозили. Иногда «видики» даже попадались в знаменитой «комиссионке» напротив «Кристалла» (позже этот магазин назывался «7 шаров»). Столь ценная вещь могла стоить несколько тысяч рублей (!), порой превышая стоимость автомобиля! Конечно, дорого, конечно, не для всех…
Чуть позже, в магазине «Радио» на ул. Кирова, стали появляться первые советские видеомагнитофоны, дорогие, но очень проблемные. Порой они просто не состыковывались с отечественными телевизорами. В СССР действовала устаревшая система изображения SECAM, а на западе – PAL и NTSC. Поэтому появлялись умельцы, «пристраивавшие» к телевизору самодельные декодеры. Да и цены, опять же убивали массовость продукта. Самые масштабные советские видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12» стоили порядка полутора тысяч рублей, и то их нужно было еще достать!
Поэтому, когда в 1987 году была разрешена индивидуальная трудовая деятельность и кооперативы, в стране начался бум видеосалонов. Граждане стремились приобщиться к прекрасному, а начинающие коммерсанты делали первые капиталы на прокате шедевров западного синематографа, не охваченных «Союзкинопрокатом».
Интересную роль в этом процессе, кстати, сыграли тогдашние… райкомы комсомола. Они одной рукой контролировали репертуар и проводили морально-нравственные проверки, а другой… Открывали «Центры научно-технического творчества молодежи» и зарабатывали деньги. Ведь билет в Астрахани стоил рубль. Это если речь идет о чем-то общедоступном, вроде «Терминатора». А когда ночью крутили входящую в моду эротику, то сеанс мог стоить и «трешку»! Льготы и преференции – только для друзей и участковых милиционеров.
Репертуар видеосалонов был прост и изящен, как граненый стакан. В 16.00 – «Доспехи бога». Ну или голливудские мультфильмы. В 18.00 – «Зловещие мертвецы». В 20.00 – «Чужие». В 22.00 – «Греческая смоковница». Или музыкальные клипы с участием Сабрины Салерно.
Видеосалоны росли как грибы, возникая в школах и студенческих общежитиях, подвалах и пристройках, кафе и клубах. Естественно, различия имелись. Так, разработанный Кировским райкомом комсомола города Астрахани видеотур по Волге на теплоходе «Москва», (иногда там еще проводили плавучую дискотеку) был мероприятием достаточно великосветским. Там, плюсом к какому-нибудь шедевру типа «Маленькой Веры» или «Меня зовут Арлекино» подавали чашку кооперативного кофе и маленькое пирожное. За все – три рубля.
А вот в общежитиях, студенческих и рабочих, атмосфера казалась не совсем благородной. Качество фильма там было, чаще всего, совсем ужасным, а «плюсом» служили потенциальные драки и разборки.
В ту пору очень «доставала» афиша салонов, особенно если подобный «очаг цивилизации» располагался в студенческом общежитии, где обитали и несли культуру синематографа учащиеся-иностранцы из стран Азии и Африки. Позволю еще один типовой пример: «Кашмар пряма на улице Вязова. Чесная слова страшная картина!». И еще представьте, что эти, черт возьми, продюсеры как могли рисовали Фредди Крюгера фломастерами на куске старых обоев!
Для самих же «продюсеров», которые тогда мнили себя воротилами с Уолл-стрит, главной проблемой было достать «репертуар» на следующий вечер. Кассеты стоили безумно дорого (100-150 рублей), но за пару дней окупались. Везли их из Прибалтики и Армении. Вечерами предприниматели-кинокруты встречались на 17-й пристани и обменивались продукцией, формируя вкусы и потребности. Особым шиком считались фильмы с переводом Леонида Володарского (гнусавый голос). На него зритель особенно «клевал»! Куда там нынешним 3D-технологиям и «долби-сурраундам»!
Тем временем государство стало думать, что же делать с этой видеокультурой, раз уже запрещать ее стало бессмысленно. Но пока оно думало… в бесшабашно перестраиваемой стране вдруг исчезло широкоформатное производство фильмов из-за закрытия Киевской кинокопировальной фабрики. В кинотеатры стали реже поступать киноновинки, хотя спрос рос и потребности множились. В топку видеосалонов плеснули дополнительного «бензина».
Эпоха была бурная, но… очень короткая, примерно с 1987 по 1991 годы. Постепенно местные техники-телевизионщики тоже начали создавать коммерческие телестудии и показывать вечерние передачи и фильмы. На этом зарабатывали установщики пресловутых декодеров. Случались даже попытки делать местечковые кабельные сети, впрочем, они не были особо удачными.
И если в 1991-м году «видак» можно было обменять на подержанную машину, то уже в 1993-м в страну пошел поток магнитофонов и плейеров из Японии, Китая и Кореи. Техника дешевела, и «видак» стал неотъемлемым атрибутом каждой «нормальной» астраханской семьи, а кассеты продавались на каждом углу. Страна вступила в новую киноэпоху, эпоху фантастического по масштабам и наглости пиратства. Но это уже совсем другая история.
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами
"Астрахань: я вспоминаю...". Времена, когда одежду «выбрасывали»
"Астрахань: я вспоминаю...". Я вам денежку принес, за квартиру, за январь!
"Астрахань: я вспоминаю...". Что астраханцы читали по ночам, под одеялом!
"Астрахань: я вспоминаю...". Как проводили астраханцы "Красный день календаря"
"Астрахань: я вспоминаю...". Лёль, а я в кинишку намылился…"