Ведущий рубрики - Сергей Синюков
-Ничего не будет плохого, если ты встретишь Новый Год чистым
Без какого фильма у нас просто не полагается встречать Новый год? Правильно, без «Иронии судьбы». Там, помнится, дело было так – пошли мужики в баню накануне праздника… Нет, пересказывать фильм мы здесь, конечно же, не будем. Просто пришла пора вспомнить как решался «банный вопрос» в Астрахани эпохи «Женечки Лукашина».
В баню астраханцы ходили охотно. И не только под Новый год, а практически каждую субботу. Чаще всего не для того, чтобы напиться и улететь в Ленинград, а… чтобы смыть с себя, пардон, телесную грязь. Ведь тайна здесь нехитрая – квартир «со всеми удобствами» тогда в городе было очень мало, в основном – старый фонд. Тотальной газификации тоже еще не случилось, а поэтому мыться на дому было проблематично. Если бы Ипполит в ту пору спросил среднестатистического астраханца: «А зачем вы пошли в баню? У вас что ванны нет?», он бы услышал отрицательный ответ. И большинство населения решало проблему дедовским методом – шли в баню. С детьми-внуками, шайками-тазами, мочалками-полотенцами…
Вместительных городских бань было больше десятка. Из них самыми популярными в народе считались «Черновская» (у ТЮЗа), «Столяровская» (Коммунистическая-Раскольникова), «Царевская» (у быв. Автовокзала) и «Гигиена» (ул. Мечникова). Это были настоящие дореволюционные бани, очищавшие несколько поколений горожан. Атмосфера там была непередаваемо аутентичной – паром пахло даже на улице! Парились, кстати, тогда в больших специальных отделениях, вмещающих десятки тел. Фанаты этого дела доходили до самоистязания, на верхних полках в разгар действа оставались только настоящие чудо-богатыри!
Если в данный момент подключить память на запахи (а такая тоже существует!), то обнаружится, что в воздухе висел густой микс из пара, плесени, хозяйственного мыла, яичного шампуня и… одеколона «Гвоздика». В сумме это и являлось ароматом чистоты.
Некоторые из этих бань еще сохранились, и по сей день делают мир чище. А многие уже ушли в мир иной. Иные зависли на полпути, как «Гигиена». Строили ее четыре года (1900-1904), а сломать не могут уже семь (!) лет.
Переходим к деталям. В помывочный день было, конечно, тесновато. Не всем хватало шаек, и к кранам с водой приходилось порой отстоять очередь. Зато потом уж можно расслабиться, восседая, подобно римскому патрицию, на каменных лавках, погрузив ноги в таз. Но! Существовали неписанные правила, нарушать которые было категорически нельзя! Нельзя брать чужие шайки, нельзя оставлять за собой намыленное место (чтоб не поскользнулся сосед!), нельзя, если бреешься, бросать на пол лезвие… И еще. Было принято обязательно помогать инвалидам-фронтовикам, их в ту пору в банях было много. Без руки, ноги, со страшными шрамами…Им уступали место, подносили воду, натирали спину… Да и потом, в раздевалке угощали пивом.
В раздевалке царила атмосфера телесного праздника. Красные как раки мужики махали огромными полотенцами, охали, крякали и вкусно матерились. Сверху на головы капал водный конденсат, под ногами лежала газета «Волга». А уже облачившись в исподнее, можно приступить к разговорам. Иногда… под телескопический пластиковый стаканчик. Кстати, атмосфера московской бани в «Иронии» в принципе соответствовала действительности. Напитки с «серьезными» градусами в банях не продавали, но их всегда можно было принести с собой. Практически рядом с каждым помывочным заведением вплоть до 1985 года работали магазины с ликеро-водочными изделиями. Впрочем, напивались здесь редко. Большинство мужиков просто таким образом… ожидали своих супруг, которым нужно было еще и детей помыть и белье постирать (да-да, в банях женщины часто стирали!). К тому же дамам еще нужно волосы высушить, а ведрообразных фенов в коридоре всего два, к ним очередь. Поэтому, мужчинам можно наслаждаться беседой!
Спиртные напитки не были обязательным атрибутом. Даже пиво, кстати, было не везде. Зато автоматы в фойе с трехкопеечным сиропом пользовались настоящим авторитетом. И огромный самовар, как в «Черновской»… Меж тем, в банях можно было не только попить-перекусить, но и постричься (парикмахерские существовали практически везде), а также почему-то рядом с баней обязательно располагался ремонт обуви. Видимо, в этом имелся некий смысл.
Теперь о приоритетах и предпочтениях. Мыться – это одно. А вот париться – совсем другое. Любители пара собирались по определенным дням, когда народу меньше. Это было отдельное сообщество, клуб по интересам, лига избранных. Веники, ароматы, массаж, травяной чай – все, как полагается. В каждой бане с парным отделением функционировала такая закрытая «масонская ложа».
Кстати, в отличие от цен на сегодняшние сауны и парилки, тогдашние были вполне демократичны. В советское время помывка в общем отделении «Гигиены» стоила 15 копеек, в парном отделении «Черновской» - 25 копеек. При средней пенсии (по состоянию на конец 70-х) в 47 рублей 50 копеек без пара можно было помыться 316 раз в месяц. Правда, тогда не знали финской сауны и турецкого хамама, не ведали о СПА-процедурах и изысканных массажах, этого даже в фильмах не показывали.
Материалы рубрики:
Материал вводный. Немножко водный
"Астрахань: я вспоминаю..." Ехали ведь люди на велосипеде…
"Астрахань: я вспоминаю...": И каждая калория на своем месте
"Астрахань: я вспоминаю...": По самые помидоры
"Астрахань: я вспоминаю...": Гостинцы астраханские
"Астрахань: я вспоминаю...". К нам приехал Луна-парк
"Астрахань: я вспоминаю...". В шатре и добре. Об астраханских свадьбах эпохи застоя
"Астрахань: я вспоминаю...". Самые страшные астраханские тайны
"Астрахань: я вспоминаю...". На толкучку, за джинсами
"Астрахань: я вспоминаю...". Времена, когда одежду «выбрасывали»
"Астрахань: я вспоминаю...". Я вам денежку принес, за квартиру, за январь!
"Астрахань: я вспоминаю...". Что астраханцы читали по ночам, под одеялом!
"Астрахань: я вспоминаю...". Как проводили астраханцы "Красный день календаря"
"Астрахань: я вспоминаю...". Лёль, а я в кинишку намылился…"
"Астрахань: я вспоминаю...". "Чесная слова страшная картина"
"Астрахань: я вспоминаю...". Сегодня в нашем клубе будут танцы, кино, концерт, буфет и дискотека
"Астрахань: я вспоминаю...". Если б не было зимы, в городах и селах
"Астрахань: я вспоминаю...". В то время общественный транспорт сближал…