Записки астраханского натуралиста. Интервью с ихтиологом – о заповеднике, браконьерах и нападениях сомов

https://punkt-a.info/news/glavnoe/zapiski-astrakhanskogo-naturalista-intervyu-s-ikhtiologom-o-zapovednike-brakonerakh-i-napadeniyakh-s
Пункт-А
Записки астраханского натуралиста. Интервью с ихтиологом – о заповеднике, браконьерах и нападениях сомов
23-12-2018 \\ Просмотров (7248)
23-12-2018

Ведущий рубрики - Владимир Паньков

«Вот раньше у нас рыба была – вот такая!» - любят говорить астраханцы, разводя при этом руками практически на ширину косой сажени. Действительно ли рыбы стало меньше, и почему, можно ли восстановить богатства Волги, что для этого делает заповедник – всем этим вопросам посвящено наше очередное интервью, на этот раз с Кириллом Литвиновым, заместителем директора по научной работе Астраханского государственного биосферного заповедника. А заодно Кирилл как любитель подводной фото и видеосъемки рассказал нам, как выглядит водный мир изнутри…



- Кирилл, прежде всего я хотел бы поздравить тебя с защитой кандидатской диссертации, которая произошла буквально две недели назад. Это вполне закономерно, ведь ты действительно отдал науке всю свою сознательную жизнь.

Но перейдем к предмету твоей научной деятельности, к рыбам. Вот в представлении многих Астраханский заповедник, и в целом дельта Волги – это прежде всего птичье царство, три с лишним сотни видов птиц. Но ведь заповедник – это еще и рыбные богатства?
- Несмотря на то что изначально Астраханский заповедник создавался с целью охраны птиц, а у нас действительно очень важная территория в плане зимовки птиц и их миграции, научные исследования в заповеднике всегда отличались своей комплексностью. Гидролог, ихтиолог, орнитолог – все мы работаем вместе, чтобы понять, как то или иное воздействие сказывается на разных группах организмов. Ихтиологические исследования ведутся в заповеднике примерно с 1920-х годов, с 1953 года – ведутся постоянные мониторинговые работы, в одних и тех же местах по одним методикам. Все это позволяет нам говорить о долговременных тенденциях.



- Астраханцы, и я в том числе, любят говорить, что вот раньше рыба была большая, ее было много… Исследования это подтверждают?
- Да, и это признано многими учеными, сейчас происходит достаточно существенная деградация рыбных ресурсов. Причиной этому послужили несколько факторов. Первый, и самый важный – это зарегулированность стока Волги. Когда был построен каскад водохранилищ, половодья стали отличаться от естественных. Раньше было сопряжение температурного и уровневого режимов, то есть если весна холодная, поздняя – значит, поздно растаял снег, поздно пришла вода. Если весна ранняя - будет наоборот. И температура воды, которая стимулирует начало нереста рыб, была соответствующая. Вы никогда не заставите воблу нереститься в холодной воде, ей надо 9-10 градусов, и пока вода не прогреется, заливать полои смысла нет.


Почему эти условия нарушены? В первую очередь, из-за неэффективной системы прогнозирования объемов стока. Волжский каскад - это в принципе очень сложное гидротехническое сооружение, и интересы сохранения рыб, мягко говоря, не на первом месте. Сначала надо, чтобы никого не смыло, не затопило, чтобы была выработка электроэнергии… и это все порождает проблему – наступает ранняя весна, а воду дают поздно, то есть прогрев воды нормальный, а нереститься негде. И так год за годом. 
- А что насчет браконьеров, промышленного лова?
- Это второй фактор по значимости. Сейчас традиционное браконьерство, то есть лов красной рыбы, находится на грани рентабельности, потому что добыча не окупает затраты на топливо, на приобретение лодок, моторов. Плюс трата времени, сил, риск попасться правоохранительным органам и получить реальное уголовное наказание… Поэтому браконьеров в целом по дельте Волги, на мой взгляд, становится меньше – просто ловить нечего.

Но браконьерство в плане установки сетей, других незаконных орудий лова, иногда прямо напротив своего дома в селе – это конечно широко распространенное явление в Астраханской области.
Что касается промышленного лова, то не всегда, к сожалению, удается отследить реальные объемы улова. Это, несомненно, есть, и это тоже браконьерство.

- А любительский лов?

- Так называемый любительский лов может превышать промышленный по своим объемам, несмотря на принятые нормы вылова, потому что их очень сложно проконтролировать. И нет норм вывоза рыбы из региона, так что приезжают иногородние туристы, живут какое-то время, потом увозят полторы тонны сушеной и копченой рыбы. Чтобы, как они говорят, «отбить поездку»… Много говорится об этой проблеме, но справиться пока с ней не удается.
И еще я бы хотел назвать одну причину – это тростниковые пожары. Каждый год местные жители поджигают сухую растительность, и помимо того, что в огне гибнут птицы, которые в это время уже садятся на гнезда, уничтожается кормовая база, при пожарах образуется очень много золы, которая покрывает места нереста большинства видов рыб – полои. Золу раньше использовали при стирке вместо мыла, она образует в воде щелочную среду. Учитывая, что площади тростниковых пожаров весьма значительны, это серьезно снижает эффективность естественного нереста таких рыб как вобла, лещ, сазан и многих других.

Все это вместе привело к тому что, по некоторым оценкам промышленный лов воблы сократился в 100 раз.
- Я помню смотрел материалы по истории Астраханской области 18-19 века, и там тоже много говорилось о том, что рыбы становится меньше, что идет перелов рыбы… То есть это снижение рыбных ресурсов происходит не первый раз, а значит, процесс обратим?
- Да, в истории дельты Волги были периоды варварского уничтожения ресурсов и рыбы. Это одна из причин создания Астраханского заповедника. Без малого 100 лет охраны не прошли даром и сейчас в границах заповедника и в остальной части дельты рыбные ресурсы отличаются очень существенно. Не зря к нам то и дело пытаются забраться браконьеры, поставить сети – они знают, ради чего рискуют. Заповедник является источником, который насыщает жизнью сопредельную территорию, заборов ведь у нас нет. Но одной лишь охраной небольших участков дела не решить, очень важно изменить отношение людей к рыбным богатствам, к природе в целом. Хочешь порыбачить – ну поймай столько, сколько разрешено, и тогда и завтра, и через год рыба будет.


Нет, у нас хотят поймать два мешка, потом половина протухнет, половину раздадут кому-то… зачем?
- По результатам работы инспекторов заповедника есть уголовные дела, вступившие в силу приговоры суда?
- Конечно, это для нас принципиально. Люди, которые просто были задержаны на территории заповедника, совершили административное правонарушение, но если у них есть орудия лова, пойманная рыба – это уже уголовное преступление.
- Ладно, ты все же занимаешься научной деятельностью, давай поговорим о каких-то редких видах рыбы, которые водятся в Волге?
- С основания заповедника, которому скоро будет сто лет, принят такой метод сбора научных данных как фенологические карточки, в которые сотрудники заповедника записывают в числе прочего и каждый интересный случай встречи с редким видом животных. Есть редкие виды рыб, которые в принципе малочисленны у нас – к примеру, кутум, эта рыба тяготеет к мелким горным речкам дагестанского побережья, но иногда встречается и в Волге. Каспийский лосось тоже очень редкий вид.


- А каспийская минога? В исторических источниках 19 века говорится, что ее ловили так много, что из нее топили жир и сжигали его в фонарях.
- Сейчас она в Красной книге, очень редко встречается, это достаточно слабо изученный вид. И вообще это не рыба, а рыбообразное, можно сказать, это предок рыб. Она мигрирует поздней осенью, и сейчас ее можно встретить в Енотаевском, Харабалинском районе, но иногда она отмечается и в Астраханском заповеднике.
И таких малоизвестных видов рыб у нас достаточно много. В заповеднике зарегистрирован 61 вид рыб, из которых около трети – это виды, практически не известные обывателю: вьюн, бычки, щиповки. На удочку они не ловятся, в пищу не используются вот и привлекают в первую очередь исследователей-ихтиологов.
- Кстати, говоря о заповеднике, вот многие астраханцы считают, что серьезный вред рыбным ресурсам наносят бакланы. Как же так, у вас рыбы больше, но ведь на территории заповедника и бакланов больше, чем где либо? На Обжоровском и Трехизбинском участках крупнейшие колонии бакланов…
- Когда я слышу про то, что бакланы уничтожают всю рыбу, я всегда хочу спросить – а почему же они ее не уничтожили еще до появления человека?
Действительно, на территории заповедника крупнейшие колонии бакланов существуют уже сотню лет, на численности рыбы это не сказывается.
Но человеку всегда легче найти кого-то виновного, и как результат - на отстрел большого баклана каждый год выделяются серьезные средства из бюджета.
- А ты сам увлекаешься подводной охотой, насколько я знаю?
- Нет, подводной фото и видеосъемкой, хотя начинал я с охоты. Но когда ты погружаешься в подводный мир и видишь его не сверху, плоским, а изнутри, отношение к его обитателям меняется. Рыба в воде очень красивая, у каждой есть свой, так сказать, характер. К примеру, когда заплываешь в какую-нибудь бухточку, первым делом появляются несколько окуней, которые любопытно плавают вокруг, приглядываются к тебе, изучают. Но, конечно, это не в тех местах, где ведется подводная охота, там рыба пуганная.


- А какая самая интересная встреча у тебя была под водой?
- Сом очень крупных размеров, достаточно спокойно он себя вел, мне удалось поплавать вокруг него, пока я окончательно не «обнаглел» и не коснулся его рукой. Тогда уже он быстро уплыл.
- Страшно не было? Ты же знаешь эти страшные истории, что огромные сомы нападают на людей?
- Я думаю, это нереально, конечно. Есть подтвержденные случаи, что сомы охотятся на уток, даже на некрупных собак. Но на человека – это конечно такие «страшилки».


Хотя бывают случаи, когда сом может схватить человека за ногу, если человек будет сидеть на лодке и ногами «бултыхать». Почему? Крупные сомы часто образуют скопления под гнездовыми колониями птиц, например, бакланов, цапель. Остатки рыбы падают вниз, иногда птенцы, еще не умеющие летать, и они становятся кормом для сомов. И они привыкают- если что-то плюхается вниз, это еда. И ноги людей могут, скажем так, «попробовать», тем более что у сомов очень слабое зрение. А зубов у них очень много, они направлены вовнутрь, так что нанести раны они могут. Но это конечно бывает очень-очень редко.

Кстати, увидеть фотографии Кирилла Литвинова, а также многих других фотографов-анималистов, можно на фотовыставке, которая откроется 25 декабря в выставочном зале «Цейхгауз» Астраханского кремля. Приходите, Вас ждут десятки снимков природы Астраханской области!

Фото и видео Кирилла Литвинова

Материалы рубрики: 

Записки астраханского натуралиста. Зачем кусает каракурт

Записки астраханского натуралиста. Об орланах – с Евгением Полонским

Записки астраханского натуралиста. Ядовитое растение из Америки наносит вред Астраханской экономике

Записки астраханского натуралиста. Возродят ли каспийских тигров

Записки астраханского натуралиста. Особенности сексуальной жизни богомола

Записки астраханского натуралиста. Вся правда об астраханских грибах

Записки астраханского натуралиста. Особенности сексуальной жизни богомолов. Часть 2

Записки астраханского натуралиста. Станислав Шинкаренко - все о змеях Астраханской области

Записки астраханского натуралиста. Пушистый рыболов и охотник – норка американская

Записки астраханского натуралиста. Не стреляйте желтоклювых лебедей

Записки астраханского натуралиста: как жили и почему вымерли мамонты

Записки астраханского натуралиста. Зимняки - мохноногие гости с Севера

Записки астраханского натуралиста. В центре Астрахани поселились редкие каспийские гекконы

Записки астраханского натуралиста. Операция «спасение пеликана»





Новости СМИ2


Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети
ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль