Автор рубрики - Вероника Иошко
Многие астраханцы знают про уникальное село Успех в Камызякском районе, где живут потомки липован – русских старообрядцев, после 300 лет румынской эмиграции вернувшихся в Россию и сохранивших при этом свою веру, обряды, песни. Похожая судьба - у ставропольских казаков-некрасовцев, также более 250 лет живших в чужих краях и в середине прошлого века вернувшихся на историческую родину.
После подавления Булавинского восстания в 1708 году часть донских казаков под предводительством Игната Некрасова ушла из российских пределов - сначала в земли Крымского ханства, а оттуда в Османскую империю. По имени атамана их и прозвали некрасовцами, а турки иногда называли «игнат-казаки».
Долгое время на чужбине некрасовцы сохраняли автономию и жили по своим законам, не смешиваясь с местными. За счет этого сохранили свою идентичность. Но при этом переняли у соседей восточный колорит. И, вернувшись в 1962 году на историческую Родину, в Советский Союз, принесли с собой традиции, сохранившиеся с конца 17 века, и яркую, необычную культуру, представляющую собой микс Востока и Запада, переплетение русских и турецких традиций.
Говорят, когда переселенцы впервые появились в ставропольских станицах, пацаны бегали за ними и кричали «цыгане» - столь непривычны были пестрые рубахи, красные шаровары, повязанные на турецкий манер платки. Но приняли приезжих хорошо, так как были они работящими и, в конце концов, своими, русскими. Хотя их язык «из прошлого», со словами, бытовавшими в XVIII веке и к XX-му уже вышедшими из употребления, местные не всегда понимали.
Сейчас потомки некрасовцев, переселившихся на Ставрополье, уже полностью ассимилировались с местным населением. Но познакомиться с их самобытной культурой можно на подворье «Жар-птица» в селе Садовом Предгорного района Ставрополья.
Парадная комната казаков-некрасовцев называется «щулан». Казалось бы, странно, парадная – и вдруг чулан. А зовут ее так потому, что в ней не было окон – все по-восточному было закрыто, рассказывает хозяйка, потомственная казачка-некрасовка Елена Дьяченко.
Несмотря на восточный налет, здесь, как в любой старинной русской хате, в красном углу иконы. В старину гость, входя в дом, прежде чем поздороваться, должен был перекреститься – оказать честь сначала Богу, а уже потом хозяину дома.
От красного угла в помещении ставили низкий столик – по-казачьему – сидячий стол. За ним и готовили, и принимали гостей. При этом в старину одну миску ставили на двух-четырех человек, и все хлебали по очереди. «Отсюда и пословица – едали из одной тарелки», - рассказывает Елена Дьяченко. Но при этом у каждого была своя ложка. И в гости на Руси ходили со своей ложкой. Забудешь – уйдешь голодный.
Хата затягивалась тканями, а кто побогаче – убирали коврами. На диване – «стенные» подушки»: они не для сна, на них сидели на полу или на диване.
Непременный атрибут хаты – сундук. В нем хранилась одежда, украшения, русские головные уборы.
Парадная одежда передавалась от бабушки к матери, от матери – к дочери, рассказывает хозяйка. Такая одежда не стиралась, а лишь высушивалась на жарком солнце, так как вещи были из шелка, щедро украшенные жемчугами, дорогими камнями – постирать такую просто невозможно. Но запаха не было – потому что все было натуральное: ткани, красители, поясняет хозяйка. Не знали вещи и глажки – бабушка Елены Дьяченко узнала утюг лишь в 1962 году, уже в Советском Союзе.
Этой рубахе уже не меньше ста лет, но она по-прежнему сохраняет яркие краски. Сундук, кстати, тоже приехал из Турции
Поверх рубахи надевали распашную телогрею. Был в гардеробе балахон, сшитый из ярких турецких тканей. На него нашивалось очень много пуговиц, которые играли не только утилитарную роль, но и обереговую, и наплечные полоски, которые означают круговорот жизни на земле: синий – вода, зеленый – зелень, желтый – зерно, а красный – солнце.
Когда девушка выходила замуж, она надевала кокошник. Но если на Руси носили кокошник до старости, то казачка надевала его один раз – на венчание.
После венчания кокошник снимался, коса расплеталась на две и надевалась рогатая кичка - ее казачка носила 40 дней после свадьбы. Высота рогов зависит от возраста женщины – точнее, от ее способности к деторождению. Чем моложе женщина – тем выше рога. У пожилой – самые маленькие.
Кичка – сложный головной убор. Она состоит из шапочки, сверху одевается сорока, затем накидывается плат. Вес такой кички доходил до 5 кг. «Плюс рога. И когда женщина одевала кичку – она шла, подняв высоко голову и задирая нос. От этого и произошло слово «кичиться», - поясняет Елена Дьяченко.
С подворьем «Жар-птица» мы познакомились в рамках этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики, в которой приняли участие журналисты из разных регионов страны. Заглянуть сюда может любой турист. Здесь вам покажут старинные игры и забавы (которые способны завлечь не только детей, но и взрослого человека).
Развлекут историями и сказками, накормят старинными блюдами, приготовленными по рецептам допетровского времени: шарбой – ухой с мятой и квашеной капустой, рыбой-"медник". И обязательно напоят чаем из двухэтажного чайничка «Кайданлык» с традиционными «казачье-турецкими» лакомствами.
Фото: Ейко Богданов, Салехард, "Ямал-Медиа"
Читайте также: В большой семье. Как терские казаки папаху женили
В большой семье. Зачем ехать в Минводы, кроме воды
Нарты возвращаются – единственный в России конно-драматический театр с драматической судьбой
Читать весь архив