Ведущий рубрики Сергей Синюков
Ну, что же, на улице — апрель-2025, а мы тут вспоминаем апрель-1901. Используя коллекцию старых газет из библиотеки им. Н.К. Крупской. Ахаем, охаем, улыбаемся, сокрушаемся…
В том году первая апрельская неделя была пасхальной. И, похоже, астраханцы разгулялись не на шутку. Разного рода и масштаба происшествия случались ежедневно, газеты едва успевали их описывать.
Битва на промысле
Например, массовые беспорядки на промыслах купца Сапожникова. Там рабочие конфликтовали не с приказчиками, а с такими же рабочими. Чего не поделили? Читаем.
«1 апреля на Оранжерейном промысле фирмы «Бр. Сапожниковы» несколько человек рабочих-тысячников («золоторотцев») учинили скандал со срочными рабочими, которых на промысле более 800 человек и большею частью с семьями. Поводом к забастовке их послужило дерзкое и оскорбительное обращение с женщинами пьяных золоторотцев, число которых достигает до 300 человек приблизительно. Беспорядки начались после обеда, продолжались всю ночь и даже утро 2 апреля. Грузчики группами и поодиночке нападали на срочных рабочих, били мужчин и женщин, бросали в окно казармы камни и угрожали перетопить и перерезать всю «деревенщину». Последние же, забравшись в казармы, целую ночь ожидали погрома и всеобщего избиения. На утро, измученная безсонницей вся громада срочных рабочих порешили бросить работу и ехать на родину, коль скоро не уберут «тысячников» с промысла. На этом особенно настаивали женщины».
Тут требуются пояснения. Срочники — это сезонные рабочие, люди приезжающие в Астрахань на заработки. Как правило, спокойные и неконфликтные, хотя всякие встречались. «Золоторотцы» - это босяки и люмпены, т. н. «золотая рота», деклассированный элемент, которому терять нечего. Драки подобного рода случались нередко. Однако, в тот раз срочников уговорили остаться, администрация вызвала полицию, 10 зачинщиков отправили в Астрахань под суд. И все пошли работать дальше. Путина ждать не может.

Пристал Сагиров к Бирюковой
А вот еще был случай, вызвавший общественный резонанс. «Астраханский листок» его эмоционально описал:
«5 апреля, вечером, около 8 часов, проходила мимо губернаторского садика г-жа Бирюкова (владелица музыкального магазина), к которой без всякого, конечно же, повода с ея стороны пристал с неприличным предложением домовладелец 1-го участка Сагиров. Дама растерялась, но благодаря вскоре подоспевшему ея мужу, она была избавлена от надоедливого ловеласа. Г. Бирюков передал этого нахала полиции и Сагиров был отправлен во 2-й участок. Был ли об этом случае составлен протокол — нам неизвестно. Во время этого скандала публики собралось около 300 человек. Нужно заметить, что публика держит себя возле названного садика крайне безцеремонно».
Ну, что тут скажешь? Домовладелец пристает к магазиновладелице с неприличным предложением. Вокруг стоит толпа в три сотни человек и с интересом наблюдает. Весна, однако…
Без ума, но с палкой
А весной бывают обострения различных заболеваний. В том числе — и психических. Вот вам подтверждение из апреля 1901 года.
«По набережной Варвациевского канала частенько прогуливается психически больной человек, вооруженный громадной палкой. При встрече с прохожими он обыкновенно «хрюкает», или же заливается безумным смехом. Гораздо больше пристрастия у него к лицам прекрасного пола, которых он преследует хрюканьем и хохотом, чуть ли не на всем протяжении набережной. Понятно, что от сумасшедшего человека, вечно вооруженного громадной палкой, нельзя увидеть чего-либо хорошего, поэтому не очень удивительной показалась всем случившаяся на днях жестокая расправа этого психопата с уличным мальчуганом. Мальчишка стал поддразнивать больнаго и так этим его раззадорил, что тот, догнав его, начал колотить его палкой. Во избежание подобных столкновений, необходимо больного приютить где-нибудь, не позволяя ему бродить по городу».
Известно, что в Астрахани начала 20-го века было несколько городских сумасшедших, которые свободно бродили по центру. Все они считались «тихими» и надзора не требовали. Но в данном случае, вывод газетчиков был оправдан.
Лошадь с характером
По случаю праздника астраханцы ездили в гости. Но на той неделе и лошади вели себя как-то… неуравновешенно.
«5 апреля возле Александровского (Подкремлевского) сада произошел следующий случай. Один господин с двумя детьми хотел сесть на пролетку извозчика номер 204. Лошадь рвалась так, что пролетка двигалась взад-вперед. Девочка успела вскочить на пролетку, но в это время лошадь сильно рванула и девочка упала, причем мальчик, успевший только поставить ногу на подножку, был отброшен на мостовую, а самому господину, державшемуся за пролетку и хотевшему подержать девочку, колесом отдавило ногу. На упрек, сделанный извозчику, этот последний невозмутимо отвечал: «Я чем виноват? У него «карахтер» такой!». С таким «карахтером» лошади, разумеется, не должны допускаться к извозной работе».
Оно, конечно, этому извозчику поставить бы единицу в приложении, но приложения-то еще не было.

Кошкин дом
От лошадей перейдем к кошкам, благо той весной их в Астрахани было много. У некоторых хозяев — даже слишком много. Вот интересный пример.
«В районе 6-го участка, в 5-й Бакалдинской улице проживает некая девица Е.П. (45 лет), замечательная любительница кошек. Этих животных обретается у нее более двух десятков. При своих ограниченных средствах, П. уделяет на содержание кошек значительную часть своего бюджета. Обыватели 6 уч., желающие избавиться от надоедливых кошек, широко пользуются великодушием П., сбывая ей животных».
Заметка вышла в начале апреля. Значит, репортер считал кошек 45-летней девицы П. в конце марта. А в это время кошки и коты, как правило, бывают «в командировках». Соответственно, можно предположить, что в доме на 5-й Бакалдинской (Ахшарумова), кошачьих обитателей было гораздо больше.
Фото: playbookpro.ru, russiainphoto.ru, immunocap.ru