Влюбиться в Северную Осетию легко – настолько там сказочно красиво. Но еще легче влюбиться в людей, которые заботливо берегут свое наследие, традиции, доставшиеся от предков. И одна из них – осетинское застолье.
Осетинский стол всегда ломится от еды. Если на столе есть свободное место – это неприлично и неуважение к гостю. А гость на Кавказе, кем бы он ни был и откуда бы ни прибыл - посланник бога, лицо священное и неприкосновенное. Ведь он дает хозяину возможность проявить высшую добродетель - гостеприимство.
Многовековая традиция гостеприимства у осетин – это сложный этикет, целый свод правил. Каждый участник этого ритуала имел свою роль и должен был соответствовать «идеальному» поведению, чтобы не вызвать неудовольствия гостя.
Сейчас многое, как и везде, уходит в прошлое и в целом ритуалы становятся проще. Однако радушие и желание угодить гостю по-прежнему остаются неизменным. А на осетинском застолье по сей день приняты определенные правила, которые соблюдаются всегда – на свадьбе, поминках, приветственном банкете или просто в гостях, в тесном семейном кругу.
Почтение к старшему у осетин священно. Ему в первую очередь представляют гостей, он и ведет застолье. На нашем застолье, которое проходило в ресторане «Фермер», это Джамболат Плиев, экс-артист государственного академического ансамбля танца «Алан».
Старших по традиции бывает трое. А традиционных тостов - 49! Но это, конечно, для самых масштабных мероприятий, на нашем их было меньше. Еще одна тонкость: встать из-за стола во время застолья – значит, нарушить этикет. Если надо выйти, необходимо получить разрешение старшего.
Любое торжество у осетин начинается с молитвы старшего большому Богу. Что значит большому – есть и маленькие? Осетия – единственная на Северном Кавказе православная республика. Осетины были крещены раньше Руси и сохранили свою веру, несмотря на все исторические перипетии. Но православие здесь с особым акцентом - осетины до сих пор придерживаются религии своих предков, согласно которой верят в единого бога и мир духов.
Прежде чем начать молитву, пироги, которые непременно присутствуют на осетинском столе, немного раздвигают, как бы демонстрируя их количество богу, рассказывает ведущая нашего застолья. На столе всегда присутствует три осетинских пирога, символизирующих три мира – небесный, земной и подземный (исключение – поминальная трапеза, в таких случаях на стол ставится два пирога). В руках у старшего – чаша с осетинским пивом (это еще один осетинский бренд, почти безалкогольный напиток, по вкусу напоминающий квас). Так, стоя с чашей, он и произносит первый тост, вернее – молитву: «Мы просим Бога, чтобы не было войны на нашей земле, чтобы было благополучие в семьях, чтобы наши младшие могли жить, расти, чтобы у них все было хорошо. Мы просим Бога, чтобы наши поля давали урожай, чтобы наши стада пополнялись. И чтобы наши младшие могли идти по своей дороге, не оглядываясь назад, и быть уверенными в завтрашнем дне».
Первый глоток и первый кусок пирога на осетинском застолье достаются младшему мальчику. Ведь дети безгрешны и чисты – таким образом отдается дань уважения Богу, которому посвящены молитвы за столом. Соблюдение всех этих условий – своеобразная гарантия того, что все просьбы и молитвы будут услышаны.
Второй тост (тоже больше похожий на молитву) – за любимого посланника Бога и всех святых, покровителя мужчин, путников и воинов. Его имя нельзя произносить женщинам. Тост за него обычно произносят и пьют стоя. При этом просят, чтобы в Осетии никогда не переводились настоящие мужчины, чтобы в дальней дороге их всегда ожидала удача, чтобы у младших всегда были сила, отвага и мужество для защиты своей земли. Джамболат Плиев попросил и о тех младших, чей путь сейчас связан с опасностью – чтобы они смогли благополучно вернуться домой живыми и здоровыми.
А поскольку и мы были путниками в Северной Осетии, то тост прозвучал и за нас: чтобы дорога наша была гладкой и везде горел зеленый свет.
Третий тост поднимается за повод, ради которого собрались присутствующие. В данном случае – за нас, дорогих гостей. «У наших старших была такая поговорка: тропа, ведущая к нашему дому, чтобы никогда не заросла травой. То есть чтобы всегда были гости, - произносит наш старший. - Я пью за ваше здоровье. Дай Бог вам счастья, удачи, чтобы на вашем жизненном пути было все, что вы желаете для своих младших, для своих близких. И мы очень надеемся, что пребывание здесь, в Осетии, оставит у вас очень хорошие впечатления. И мы будем рады видеть вас у себя каждый год, каждый месяц, каждый день».
Четвертый тост – за благополучие места, в котором мы находимся. Мы благодарим хозяев этого дома, желаем, чтобы здесь всегда звучал детский смех и могли помолиться Богу с тремя пирогами.
Пятый тост произносится за старших. Как уже было сказано, уважение к старшим – одна из норм осетинского этикета. Джамболат Плиев желает, чтобы они жили и здравствовали столько лет, сколько сказал Всевышний, радовались, глядя на своих внуков и правнуков и погуляли на их свадьбах.
Последние три тоста были подняты за баракат (изобилие), очаг и пороги и дороги. Чтобы в доме, в котором мы находимся, всегда было изобилие, чтобы пороги этого дома никто никогда не переступал с плохими мыслями, и чтобы, уходя, гости могли осилить свои дороги и добраться до места.
Все большие праздники и народные гуляния у осетин завершались народным танцем шимд. Этот танец, описанный в знаменитом нартском эпосе осетин, отличается торжественностью и строгой величавостью движений. В нем принимали участие жители не только всего села, но и соседних селений, количество танцующих могло достигать 200 и более человек.
В этом торжественном танце смогли принять участие и мы – журналисты из разных регионов России, участники этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики, которая в апреле этого года побывала на Ставрополье и в Северной Осетии.
Северная Осетия – дивный край. Это горы, ущелья, реки, старинные памятники, сказочной красоты пейзажи. Но главное богатство любого края – это люди. А осетинское застолье – это возможность почувствовать богатую и красивую душу кавказского народа.
Читайте также: Как приготовить настоящий осетинский пирог – мастер-класс
Зачем ехать в Минводы, кроме воды?
Как терские казаки папаху женили