Вчера, 10 декабря, калмыки отмечали один из главных и любимых национальных праздников – Зул. Этот день считался и днем рождения всех калмыков – каждый из них становился на год старше.
Зул часто именуют калмыцким Новым Годом. Но это не аналог европейского Нового года. У калмыков два главных праздника – Цаган Сар и Зул. Первый, который приходится на весну, можно считать началом нового "хозяйственного" года. Он действительно отмечается широко и весело.
Зул отмечается в семейном кругу и имеет глубокий духовный смысл – достижение гармонии с внешним миром и внутренней гармонии.
В 2004 году Зул был признан официальным национальным праздником в Республике Калмыкия. Но это не значит, что праздник «новый». Свои истоки он берет в глубокой древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам. По преданию, именно в этот день родился, а затем, в возрасте 62 лет, ушел из бренного мира, достигнув нирваны, Дже Цонкапа (Цзонхава, Зунква; 1357—1419) — тибетский религиозный деятель, мыслитель и проповедник, основатель тибетской буддийской школы Гелуг (которой придерживаются калмыки).
Индивидуальные дни рождения у калмыков не принято было справлять. Считалось, что Зул – гораздо более важный праздник. Именно в этот день к возрасту каждого человека прибавляется еще один год - вне зависимости от даты его рождения.
«Следует сказать, что народные истоки Зула базировались на каком-то добуддийском празднике, либо каком-то особом дне, когда люди прибавляли себе возраст, – говорится в официальном инстаграм-аккаунте Центрального Хурула Калмыкии. - По мнению ряда ученых, это связано с зимним солнцестоянием, другие исследователи связывают это с переходом на зимнее кочевье, что обусловлено с кочевым хозяйством калмыков. На наш взгляд, произошло сплетение добуддийских элементов с буддийскими, когда проповедники соединили воедино зимний праздник с Днем памяти Ламы Цонкапы (возжигание лампад) и в итоге получился Зул».
Отмечается праздник в 25-го числа 10 лунного месяца по лунному календарю. Дата эта «плавающая», в этом году праздник выпал на 10 декабря.
В 2007 – 2014 годах специалисты астраханского областного методического центра народной культуры проводили этнографические экспедиции в селах Лиманского, Икрянинского и Наримановского районов Астраханской области. Результаты этой работы размещены на сайте Архива нематериального культурного наследия Астраханской области catalog.folc.ru.
Праздник Зул принято встречать в чистоте и обновках, рассказали калмыки-старожилы астраханских сел фольклористам. Поэтому накануне в доме делают генеральную уборку и стирку. Новый год, согласно поверью, надо встречать, не оставляя в доме ничего грязного, чтобы с этой грязью осталось в прошлом все плохое.
«Зул» с монгольского переводится как «лампада», а праздник известен также под названием «Праздник лампад». Потому что в этот день принято зажигать лампады, которые служат символом возраста человека и продления жизни, долголетия.
В Архиве нематериального культурного наследия Астраханской области этот ритуал описывается так: «Возрастная лампадка» изготавливалась из теста, которому придавалась форма лодочки. В эту ладью втыкали пучки заранее приготовленной, сушеной травы (ржанца), которые выполняли функции фитилей. Их должно было быть ровно столько, сколько членов в семье. Длина каждого фитиля примерно в толщину четырех пальцев. Стебельки перематывались ватой. В каждом пучке было столько стебельков ржанца, сколько лет человеку, которому этот пучок нарекался, плюс еще одна травинка — для продления жизни человека на 1 год (например, 10 лет — 10 стебельков плюс еще 1). Пучки вставлялись в «лодочку» из теста, форма-лодочка заливалась топленым маслом и поджигалась».
На сайте catalog.folc.ru написано, что данная традиция может быть утрачена в связи с исчезновением носителей. Однако праздник, к счастью, жив.
"К этому дню в калмыцких семьях готовились заранее, собирали в степи траву (Йеркг), сушили, убирали юрту, чинили одежду, старики держали пост (мацг). За день до празднования хозяйка семьи готовила тесто для лампадок (насна онhц), оборачивала каждую травинку ватой, либо чистой шерстью. В обед глава семьи относил эти лампадки в свой родовой хурул и возжигал со всеми верующими. После того как лампада потухнет, каждый забирал свою лампаду и нес домой", - рассказывает активист национального культурного общества «Хамдан» поселка Лиман Астраханской области Гиляна Буранкаева.
После этого ее пекли в золе. На утро члены семьи после слов матери «Насан булалдтн! (разбирайте свой возраст!)", разбирали испекшиеся кусочки теста и съедали его с маслом. Это означало, что каждый член семьи вкусил освященной пищи и в следующем году ему будет сопутствовать удача. В каждой юрте (сейчас - в каждом доме) звучало традиционное приветствие «Авсн наснтн елзэтэ болтха! (Пусть твои годы будут счастливыми!)".
«У нас и сейчас любят и всегда отмечают Зул, - говорит Гиляна. – Накануне, в ночь пекутся борцаки. В день праздника собирается вся семья. Вечером, с первой звездой делается обряд продления жизни. Из крутого теста, замешанного на воде, делается ладья в виде лампадки. В нее вставляются палочки – по числу присутствующих. Мы вчера делали четыре – это я, моя мама и двое детей. Все это поджигается, и три раза надо обойти вокруг лампадки. Мы благодарили уходящий год, за то, что все мы живы, здоровы, что все у нас было хорошо. И просили наших богов, чтобы в следующем году тоже было благополучие».
Наснтн ут болтха, кишгтн бат болтха! Пусть Ваша жизнь будет длиной, а счастье прочным!
Читайте также: В большой семье. Астраханские корейцы отметили Сольналь и сделали Сэбэ
В большой семье. Астраханские евреи отмечают Хануку, но это не Новый годВ большой семье. Калмыцкий, ногайский, татарский? Какой чай на самом деле пьют астраханцы
В большой семье. Как приготовить вкусный бешбармак – мастер-класс от казахов Астрахани
Читать весь архив