Автор Вероника Иошко
Мы продолжаем изучать топонимию Астраханской области. В материале «Глубокий Жуп в Астраханской области» мы уже рассказывали об интересных географических названиях. Сегодня поговорим о калмыцком следе.
Он не так заметен, как тюркский или славянский. Впрочем, если вы не лингвист, очень трудно определить, какой язык дал название тому или иному географическому объекту. Возьмем, к примеру, три названия, известные каждому астраханцу: Кирикили, Карагали, Харабали. Они настолько похожи по своей форме, что не вызывает сомнений, что все три – одного происхождения. Но нет. Поселок Кирикили, по словам старожилов, был основан ногайцами-карагашами. Астраханский краевед Расул Шугаипов приводит две версии этимологии. Первая – от «куркуй», в переводе с ногайского «метелка камыша» (а его здесь было много). Вторая - от «кыркуьй» — «сорок домов» (возможно, по числу домов, построенных первыми поселенцами).
Карагали, согласно книге «Имя на карте Астраханской области» действительного члена Русского географического общества Михаила Кирокосьяна, свое название получили по расположению вблизи леса, да не простого, а полного ворон – Карагалык, от тюркского «карга» - ворона.
А вот Харабали – калмыцкого происхождения: от «хара» - черный и «бала» - возвышенность, холм, бугор.
Населенных пунктов с калмыцкими названиями в Астраханской области не так много. По большей части это гидронимы (названия водных объектов – рек, озер) и оронимы (наименования форм рельефа – холмов, бугров, гор).
Вот, кстати, самый известный из них – Большое Богдо. У кочевавших здесь калмыков гора являлась местом поклонения и называлась «Богдо ола», что означает «Святая гора» (богдо – священный, ола – гора).
Калмыцкий след, возможно, есть и в слове «Баскунчак», но это не точно. Единого мнения о происхождении названия знаменитого соленого озера не существует. Версии разные. По одной, наиболее известной, оно образовано от ногайского «баш» (голова) и «кунча» (собака) – то есть «Собачья голова». Есть и другие варианты. Например, от тюркского «бас» (голова в значении «главный») и «конак» (станция, стоянка). Однако есть предположение, что современное наименование озера есть искаженное Ускончак. Именно так называется озеро в памятнике русской географии и картографии XVII века «Книга Большому чертежу», пишет Михаил Кирокосьян. А здесь уже слышится калмыцкое звучание. Монгольское «ус» означает «вода, озеро». В сочетании с тюркским «кун», «кон» (солнце) получается Солнечное озеро. Кстати, калмыцкое название озера – Богдынхаранур, что означает Черное озеро святого.
Составляющая «ус» присутствует и в других гидронимах калмыцкого происхождения. Например, Утусун – ильмень в Наримановском районе, переводится как «длинная вода» или «длинное озеро». Карасун – пресное озеро в районе Баскунчака – изначально называлось Хара-Уссунь, что означает «черная вода». Кстати, «черная» в названиях рек и озер означает «читая»: когда смотришь в глубокий чистый водоем, вода кажется черной.
Но, конечно, не все названия образованы только от «ус». Ерик Харбата, правый рукав реки Бахтемир, переводится как «белужий» - от калмыцкого диалектного харба – белуга. Название Харбай, от той же белуги, когда-то носило и село Федоровка в Икрянинском районе. Ильмень Дундук в Икрянинском районе назван от калмыцкого слова дундук – средний, находящийся посередине, что в точности отражает его расположение. Ильмень Большой Сарул – от калмыцкого сарул – светлый. Алтата – от калмыцкого алтн – золото. Михаил Кирокосьян полагает, что происхождение названия может быть связано с отблесками солнца на песчаных берегах ильменя. Название ерика Хурдун в переводе с калмыцкого означает «быстрый».
А теперь перейдем к населенным пунктам. Начнем с самого известного – лиманского села Оля, которое вводит в заблуждение не местных – приезжие часто называют его именем Оля с ударением на первом слоге. Это самое что ни на есть калмыцкое название, происходит от слова оля – топорик. Дело в том, что село основано на небольшом Олинском острове, по форме напоминающем топор.
Село Табун-Арал основано калмыками в середине XIX века, и к коням топоним не имеет никакого отношения. Село расположено в местности, изрезанной многочисленными протоками, отчего получило название Табн-арал (табн – пять, арал – остров). По урочищу назвали и населенный пункт.
Несколько сел в Астраханской области носят в буквальном смысле калмыцкие имена. Например, Замьяны – бывшая казачья станица, основанная в 1757 году в нынешнем Енотаевском районе, названа по имени калмыцкого тайши, поселившегося с подвластными ему калмыками возле станицы. Имя Замьян хоть и напоминает русское Демьян, на самом деле является калмыцким и переводится как «сладкозвучный». От калмыцкого князя Дасанга, чье зимнее кочевье находилось в этих местах, получил название поселок Досанг в Красноярском районе.
Есть «именная» версия происхождения названия села Яндыки, основанного в середине XIX века на землях Яндыковского калмыцкого улуса. Якобы оно произошло от нойона по имени Яндык. По другой версии, топоним образован от тюркского «бугры» - населенный пункт действительно находится на буграх. Село Хошеутово, по версии Михаила Кирокосьяна, названо по Хошоутовскому улусу (хошоуты, хошеуты. хошуты – этническая группа калмыков). Но есть и другие мнения, например, что топоним происходит от хош (двор) и ута (сума).
Предполагается, что калмыцким является и название села Зензели: от зигда – лесистая местность. Раньше село называлось Зигдали, а потом слово переиначили в Зензели. Но, как водится, есть и другая версия: от татарского «жидале» или «жиде-аул» - семь дворов. На самом деле - так перемешались на астраханской земле племена и народности, что в точности восстановить, кто дал изначальное имя тому или иному объекту, практически невозможно.
Калмыцкий след прослеживается в топонимах Большой и Конный Могой, что означает «змеиная местность» (от мого – змея). «Змениным» было когда-то и село Озерное в Икрянинском районе, оно до 1965 года называлось Большая Мога.
Раньше сел с калмыцкими названиями в Нижнем Поволжье было гораздо больше. Многие из них были переименованы в середине XX века, когда часть упраздненной Калмыцкой АССР вошла в состав Астраханской области. Переименовывали их, кстати, без особой фантазии, чаще всего по месту расположения, природным особенностям. Так, Амба стала Заречным, Чимбя – Бегровым, Шебенер – Судачьим, Большой Ницан – Гусиным, Бергин – Полынным, Деде-Хош – Придорожным, Тюменевка - Речным. Интересно, что поселок Довсна – в переводе с калмыцкого «соленый» - после переименования стал называться… Соленый.
Был у нас и большой поселок Калмыцкий Базар - Сергей Монастырский в своем путеводителе 1884 года назвал его «калмыцкой столицей». Образованный в 1802 году, он играл особую роль для всей калмыцкой степи Астраханской губернии и был своеобразной «Нижегородской ярмаркой»: здесь шла бойкая торговля скотом, на которую съезжались не только калмыки, но и казахи, татары, туркмены, армяне, казаки. Во все старинные путеводители попал и построенный в Калмыцком Базаре хурул. Сюда постоянно приезжали любители восточной экзотики и кочевых традиций, привозили высоких гостей, чтобы показать им калмыцкие обычаи и быт. Впоследствии поселок был переименован в Приволжье, а в 1965 году вошел в состав Астрахани.
**********************************************************************
Во второй половине XVII в. в Волго-Уральском междуречье возникло Калмыцкое ханство. Центром русско-калмыцких отношений с середины XVII в. стала Астрахань. Именно астраханские воеводы осуществляли контакты с представителями калмыцкой знати, в Астрахани приносили присягу, из Астрахани направлялись посольства и войска в калмыцкие улусы. В 1771 г. большая часть калмыков под руководством наместника Убаши откочевала на историческую родину – в Западную Монголию, или Джунгарию, к тому времени уже завоёванную Китаем. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его земли влились в Астраханскую губернию.
Калмыки принимали активное участие в войнах, которые вела Российская империя. Так, в Отечественной войне 1812 года участвовали три калмыцких артиллерийских полка, два из них сформированы из калмыков-уроженцев Астраханской губернии. В честь победы над Наполеоном нойон Серебджаб Тюмень построил в своем родовом имении Тюменевка (ныне Речное) знаменитый Хошеутовский хурул - первый каменный буддийский храм в Европе.
В 1920 г. была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1935 г. в Калмыцкую АССР. В 1943 г. калмыки подверглись насильственной депортации в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, продлившейся более 13 лет. В 1957-1958 гг. калмыцкая автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1992 г. была образована Республика Калмыкия - Хальмг Тангч (с 1994 г. – просто Республика Калмыкия) уже в составе Российской Федерации.
По данным переписи 2010 года, численность калмыков, проживающих в Астраханской области - 6 624. В основном они живут в Лиманском районе, а также в Наримановском и Икрянинском.
При подготовке материала автор использовал источники: «Имя на карте Астраханской области» (М. Кирокосьян), «Калмыцкий базар: история необычного астраханского поселка» (Р. Таркова, газета «
Комсомолец Каспия»),
nasledie-sela.ru,
сайт Хошеутовского сельского филиала МКУК «Харабалинская межпоселенческая библиотека», «Яндыки – село на буграх» («
Лиманский вестник»), «Что означает Кирикили: сорок домов или пух камыша?» (
Р. Шугаипов, газета «Волга»), «Калмыцкие имена» (
Калмыкия online), «Этносы и этнические группы Астраханской области. Справочное пособие» (А. Сызранов).
Читайте также: В большой семье. Вчера все калмыки стали на год старше
В большой семье. Глубокий Жуп в Астраханской области
В большой семье. Как приготовить вкусный бешбармак - мастер-класс от казахов Астрахани
В большой семье. Первыми гастарбайтерами в России были астраханские амбалыЧитать весь архив