
Первый замминистра сельского хозяйства и рыбной промышленности области Андрей Тимофеев на сегодняшнем заседании регионального правительства презентовал доклад о мерах по мобилизации доходов в бюджет. Вкратце, тезисы у замминистра были не самые радостные. Итак, по пунктам:
- – Министерство курирует три отрасли – агропром, рыбодобычу и переработку. В совокупности по всем трем направлениям в бюджет региона поступило 616 млн. рублей. Рост составил 2% (что, как вы понимаете, ниже уровня инфляции).
- – Так, с сельхозников удалось собрать 198 млн. рублей (+3%); с рыболовов и рыбоводов – 233 млн. рублей. А переработка перечислила в казну лишь 53 миллиона.
- – По самому главному налогу – НДФЛ – удалось получить 212 млн. рублей (рост +8%). При этом, как гласит статистика, среднегодовые зарплаты в АПК весьма скромные: сельхозпроизводители получают 17 314 рублей (и это на 21% больше, чем годом ранее!), рыбаки выживают на 13 542 рубля в месяц, а переработчики крутят консервы и вовсе из последних сил, на грани истощения – за 11 792 рубля в месяц (при этом в 2015 году они получали на 14% меньше).
- – Еще один важный отраслевой налог – ЕСХН («единый сельскохозяйственный») – принес астраханской казне смешные 61 млн. рублей. При этом, правда, на заседании отметили большой успех налоговиков: собранная сумма на 25% больше, чем годом ранее. Мы вернемся к этой сумме чуть позже.
- – Наконец, второй налог, который относительно легко посчитать – земельный. Тут аграрии заплатили 115 млн. рублей (+14% к прошлому году).
- – А вот налог на прибыль провалился в минус на 43%. Причем АПК показало аж трехкратное снижение прибылей, а рыбаки – двукратное. Например, мелиоводхоз сообщил, что фермеры, пользующиеся его водой, не сильно торопятся оплатить использованные ресурсы, так что прибыли у предприятия нет, сплошной убыток.
- – В финале доклада Андрей Тимофеев сообщил и вовсе грустные цифры: отдача с каждого рубля господдержки, вложенного в три отрасли составила 90 копеек. То есть, деньги сельхозникам раздали в убыток. Если же считать отдельно по сельскому хозяйству – то там отдача и вовсе 37 копеек. Фермеры не показывают зарплаты работников, НДФЛ не платится и вообще все трагично.
Представитель управления налоговой службы также подключилась к обсуждению, сообщив, что в 2017 году фискальные органы намерены жестко отслеживать, кому уходят госсубсидии: если фермер, получивший в прошлом году поддержку, в итоге не стал платить налоги и отчитался, что заплатил своим работникам МРОТ, – такой фермер в 2017 году останется без субсидий.

В финале слово взял глава регионального правительства Константин Маркелов. Он сосредоточил внимание на показателях НДФЛ – налога, который взимается с зарплат работников.

**********************************************************
Если честно, то отношение к сельскому хозяйству у нас в регионе странное. С одной стороны – власти парадно рапортуют про миллионотонные урожаи. С другой стороны – фермеры у нас были и остаются общепризнанными «голодранцами», которые ни прибыли не имеют, ни средств на пропитание, поэтому нуждаются в субсидиях, господдержке и специальных налоговых режимах.
Действительно, если посмотреть на цифры налогов, то невольно возникает ощущение нереальности происходящего. Единый сельхозналог (ЕСХН – «упрощенка» для фермеров) по итогам 2016 года составил 61 миллион рублей. Для сравнения, этих денег хватит проложить примерно 15 км двухполосной дороги или построить пол-детсадика.
Как сообщил Андрей Тимофеев, 80% хозяйств работают именно по ЕСХН. То есть, платят в бюджет 6% с разницы доходов и расходов на производство продукции. А это значит, что астраханские фермеры получили в виде прибыли 61 млн. р. / 6% = 1,016 млрд. рублей. И это совсем не много, если вспомнить про урожай в 1,473 млн. тонн.

С зарплатами тоже интересно. Налог на доходы физлиц в размере 212 млн. рублей означает, что совокупный фонд оплаты труда по отрасли составил 1,63 млрд. рублей ( = 212 млн.р / 13%). Тут вот в чем фокус. Возьмем среднюю зарплату в АПК: пусть это будет 12000 рублей (пойдем по нижней планке, с запасом). Получается, что в сельском хозяйстве у нас работают всего лишь 11,3 тыс. человек.
(1,63 млрд.р. / 12 месяцев) / 12 т.р. средней зарплаты = 11 319 человек.
Именно эти героические люди произвели за год 1,473 млн. тонн урожая бахчевых, овощей и картофеля. Потрясающая производительность труда: по 130 тонн на человека. Видимо, капельное орошение и тепличные комплексы приносят впечатляющие плоды.

И поверьте, это еще оптимистические цифры. Росстат, например, считает, что в 2015 году в отрасли «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» трудилось и вовсе 4000 человек.

Конечно, такие цифры сложно назвать реальными. И власти это так же признают, указывая, что львиная доля работников отрасли растят свои урожаи нелегально или полу-легально. Да и многие хозяйства проходят по категории личных подсобных (ЛПХ) – то есть, считаются как бы «огородиками у дома, для собственного пропитания». И учесть такие хозяйства, взять с них налоги – практически не реально. В каждый дом не зайдешь и в каждый огород не заглянешь.
Вот только в таком случае, как удается точно считать их урожаи? Или все-таки пора признать, что цифра в полтора миллиона тонн картошки, помидор и арбузов – искусственно раздута? Может, как раз поэтому удельная эффективность налообложения АПК у нас так хромает по сравнению с другими регионами ЮФО? Ведь налоги, в отличие от урожайных показателей, раздуть не так просто...













