Избирательная кампания в Астраханской области началась чуть больше недели назад, однако за это время политическая обстановка резко поменялась. Ушёл Сергей Морозов, пост врио губернатора занял Игорь Бабушкин, который сразу же подал документы на выборы, в избирком документы подали ещё несколько человек, включая коммуниста Николая Арефьева, а главный конкурент действующей власти Олег Шеин пока только заявил о своём выдвижении.
«ПУНКТ-А» решил оценить шансы каждого кандидата и спрогнозировать различные сценарии дальнейшей кампании.
Трое из ларца, или Выборы, которых уже не будет
Сразу на старте кампании в избирком заявились двое - пенсионер Игорь Гурбо и замдиректора МФЦ Герман Даниленко. Как бы мы ни старались найти хоть какие-то сведения об этих кандидатах, всё безуспешно - ни биографии, ни заслуг. Что уж в таком случае говорить о простых астраханцах. А ведь оба «героя» иду в порядке самовыдвижения, а значит, каждому из них нужно собрать не только по 121 подписи муниципальных глав и депутатов, но и почти по 8 тыс. «автографов» избирателей. Вряд ли у пенсионера и наёмного работника бюджетной организации есть политические и финансовые ресурсы для прохождения этих фильтров.Учитывая, что свои кандидатуры Даниленко и Гурбо выдвинули уже в первый день кампании, создаётся впечатление, что это обычные «сателлиты», которые запускаются на случай, если кроме кандидата от власти, никто больше не сможет или не захочет зарегистрироваться. Эдакие выборы без выборов. Технология, кстати, простая и используется на всех уровнях выборов, включая сельские. Однако стоит понимать, что утром 5 июня, когда эти люди подавали документы в избирком, вся область была уверена: вот-вот свою кандидатуру выдвинет врио Сергей Морозов. Более того, по информации «ПУНКТ-А», Сергей Петрович должен был объявить об этом аж в 5 утра, на запуске новых автобусов в свой первый рейс. Но не сошлось…
В сценарии, когда на выборы идёт Сергей Морозов, проработавший в области 8 месяцев, это приём действительно мог сработать. Допустим, ни один из оппозиционных лидеров, включая Олега Шеина, не смог бы пройти муниципальный фильтр. Без «спутника» выборы бы просто не состоялись, так как, кроме Сергея Морозова, в бюллетенях не оказалось бы ни одной фамилии. «Сателлит», а лучше несколько, обеспечили бы легитимность голосования. Более того, сомнений в том, что кандидат от власти одержал победу заслуженно, было бы не так много - как-никак Морозов на момент выборов проработал бы в регионе почти год и определённый рейтинг успел получить.
Другое дело, что недопуск оппозиционеров - сам по себе риск и немалый, поэтому, наверняка, в бюллетенях оказалась бы фамилия… Александр Михайлова. Напомним, несмотря на исключение из «Справедливой России», он известен широкой общественности как эсер, сторонник Олега Шеина. А уж то, что в последнее время у Михайлова со станом ярко-оранжевых не всё ладно, вряд ли известно широкой общественности. К слову, ещё пару месяцев назад в истеблишменте упорно обсуждали якобы договорённость Михайлова и «красного здания»: дескать, первый идёт на выборы самовыдвиженцем-торпедой, но негласно работает на Морозова.
Почему же тогда в числе подавших документы оказались Гурбо и Даниленко? Во-первых, одна голова хорошо, а три - ещё лучше. Победа Сергея Морозова на фоне трёх других фамилий была бы объяснима. Кроме того, это нужно для подстраховки - мало ли, что в конечном итоге ждать от эсера, пусть и бывшего. Не исключено, что слухи о Михайлове вообще не имели под собой оснований. Да и вполне возможно, что пенсионер и бюджетник просто решили потешить своё самолюбие и выдвинуться в губернаторы. Мало ли…
No election, no problem
Возможен ли этот сценарий при смене Сергея Морозова на Игоря Бабушкина? Как говорила героиня советского фильма «Служебный роман», можно и кролика научить курить. Но какой ценой? Игорь Бабушкин на момент выборов будет работать в регионе только три месяца. Его в Астраханской области ещё не знают, рейтинг приходится поднимать с нуля. Даже если Игорь Юрьевич сходу начнёт принимать популярные решения, увольнять министров направо и налево и ездить по астраханским полям и весям, его победа исключительно на фоне «сателлитов» вряд ли будет убедительной. Наверняка найдутся бунтовщики, которые поставят под сомнение легитимность выборов. Или, что ещё хуже, выборы не состоятся из-за рекордно низкой явки - менее 20%. Так что вести кампанию так, будто бы врио не меняли, - это огромный риск.Вряд ли сюжет, когда выборы признают несостоявшимися из-за того, что на участки пришло мало людей, устроит и «красное здание», и Кремль. Однако сценарий, при котором выборы будут отсрочены, чисто теоретически возможен. Объясняем. Команде Игоря Бабушкина на данный момент не хватает главного ресурса - времени. Получить его можно, если признать выборы несостоявшимися по причине регистрации только одного кандидата. К примеру, МФ удастся пройти только Игорю Бабушкину и кому-то ещё. Последний снимает свою кандидатуру в пользу первого - и вуаля! Выборы переносят на три месяца, за которые Бабушкин запросто может произвести хорошее впечатление на астраханцев. Это, конечно, из рубрики «Фантастика», но чем ЦИК не шутит…
Да здравствует протест!
Как мы уже говорили выше, недопуск оппозиционеров на выборах в Астраханской области - не самый лучший вариант в сложившейся политической обстановке. После экстренной смены врио вряд ли можно надеяться на повсеместную лояльность астраханцев к действующей власти. Заметим, что повторить триумф Олега Кожемяки в Приморье будет сложно. Во-первых, потому что у главы Приморского края есть огромный опыт руководства регионами. Во-вторых, потому что Приморье для Кожемяки - родной регион. В-третьих, губернаторская кампания там была настолько затяжной, что местные жители просто устали от политических перемен. Протест ослаб, и победу Кожемяки опротестовывать уже было некому, да и сил не было. В Астраханской же области ситуация иная, поэтому отсутствие в бюллетенях известных фамилий и партий, особенно Олега Шеина, может грозить байкотированием выборов или всплеском недовольства.
Так что если политтехнологи «красного здания» нацелены на проведение голосования, а не рассчитывают на признание выборов несостоявшимися, то им придётся смириться с участием в них оппозиции. Пока в числе подавших документы мы видим только одного противника действующего режима - коммуниста Николая Арефьева.
Учитывая, что у КПРФ есть 80 гарантированных подписей, пройти муниципальный фильтр Арефьеву ещё хоть как-то возможно, нежели другим оппозиционерам. Однако при этом электоральная поддержка 70-летнего депутата Госдумы явно не самая высокая. Он редко бывает на митингах в Астрахани и области, практически не проводит встреч с избирателями, да и для большинства населения региона запросто может видеться пережитком прошлого из-за «статичности» фигуры. При этом не стоит сбрасывать его со счетов: если Арефьев будет единственным оппозиционным кандидатом в списке, может случиться протестное голосование, и часть сторонников эсеров или либералов «из принципа» поставят галочку за коммуниста. Победить ему вряд ли удастся, но вот довести выборы до второго тура - возможно.
Впрочем, этот же сценарий возможен при наличии любого известного общественности оппозиционера. Даже если в списках, помимо Игоря Бабушкина и кандидата от оппозиции, будут те же Гурбо, Даниленко, Михайлов и другие малоизвестные люди (например, заявившийся от Партии социальных реформ экс-депутат и «певец» Андрей Иванцов или представитель Партии пенсионеров в АО Сергей Сычёв), оттянуть на себя большое количество голосов они просто не смогут. Даже Александр Михайлов, который давно крутится в политике, не смог на выборах главы Икрянинского района набрать и одного процента голосов - что уж говорить о миллионной области. Даже на пике своей популярности на выборах губернатора в 2004-м этот политик не набрал и пяти процентов.
Кто ещё?
Политики могут заявиться на выборы до 5 июля. Предположительно, документы в избирком со дня на день подадут Олег Шеин, лидер ЛДПР Тимофей Щербаков, руководитель регионального отделения партии «Родина» Карен Григорян. Из них троих, безусловно, большие шансы на хороший результат есть у лидера астраханских эсеров, который может составить реальную конкуренцию действующей власти. Однако, как мы уже говорили, в случае, если его не пустят на выборы, его электорат может отдать голоса кому угодно.Если политтехнологи врио Игоря Бабушкина рассматривают вариант выборов без Шеина, то им нужно по максимуму пропустить других кандидатов, чтобы голоса протестного электората «размазались» по всем имеющимся в списке персонам.
***********
Как видим, вариантов течения кампании очень много. Они зависят от того, какую тактику выбрала команда Бабушкина (выборы с конкурентами или без, несостоявшиеся выборы) и от того, кто в конечном итоге заявится на кампанию и с какими договорённостями. Если оппозиционеры ещё несколько месяцев назад не начали вести работу по привлечению союзников для прохождения муниципального фильтра, то даже если «красное здание» будет не против конкурентной борьбы, собрать подписи будет невозможно. Политика - дело тонкое. Здесь нужно уметь договариваться.