Автор рубрики - Вероника Иошко
Дербент, Избербаш, Сулакский каньон – здесь успели побывать многие туристы. Но местные говорят: кто не был в Гунибе, тот не видел Дагестан. И в этом есть правда: здесь не просто невероятно красиво, это место буквально пропитано историей. Ведь именно здесь произошли драматические события, положившие конец многолетней Кавказской войне.
Путь до Гуниба от Махачкалы не близкий – около трех с половиной часов. Но утомительным его назвать никак нельзя. Вся дорога – это непрерывные красоты, сменяющие друг друга. Горные пейзажи, извилистые серпантины, самый длинный в Европе горный Гимринский тоннель протяженностью 4,3 километра, реки и водохранилища, плотины ГЭС, абрикосовые сады, усыпанные яркими плодами.

Сделав небольшой крюк, мы заехали еще на одну достопримечательность – Салтинский подземный водопад. Он образован речкой Салтинкой, которая стекает с гор и, почти дойдя до села Салта, «проваливается» в каньон. Чтобы добраться до водопада, нужно пройти по узкому ущелью по щиколотку в воде.

Некоторые отправляются в путь босиком, но дно каменистое, поэтому перед входом в ущелье туристам предлагают болотные сапоги (за небольшую плату) – в них комфортнее, да и веселее.

В конце пути стены ущелья сходятся и образуют подобие пещеры, из круглого отверстия в «потолке» которой низвергается вниз вода. Зрелище необычное и впечатляющее. Туристы делают множество фотографий, а местные ребята ныряют вниз, в чашу водопада. Занятие сомнительное с точки зрения безопасности, так как глубина чаши небольшая, но подростки вновь и вновь повторяют свои прыжки.

Аварские журавли и японская девочка
Через ворота Барятинского въезжаем в Гуниб – центр Гунибского района. Дома здесь расположены друг над другом на крутом склоне, и в темноте, когда все светится огнями, село напоминает сказочный городок гномов.

Одна из достопримечательностей Гуниба – памятник «Белые журавли». Мемориальный комплекс памяти воинов, защищавших родину в Великую Отечественную войну, создан архитектором Гаджи Ганиевым по мотивам песни «Журавли» на слова аварского поэта Расула Гамзатова. На торжественное открытие памятника в 1986 году приезжали Расул Гамзатов, переводчик его стихов на русский язык Наум Гребнев, композитор Ян Френкель.

Наш гид от туристической компании "Этнотревел" Эйчат Мухтарова (Юсупова) рассказывает нам историю создания знаменитой песни. Когда Расул Гамзатов был в Японии, его потрясла история 12-летней Садако. Девочка лежала в госпитале с лейкемией – последствием атомной бомбардировки Хиросимы. Жизнь Садако таяла на глазах, когда кто-то рассказал ей древнюю легенду о белых журавлях: если загадать желание и сделать тысячу бумажных журавликов, то оно непременно исполнится. Садако успела собрать 644 журавля. 25 октября 1955 года она скончалась, но друзья доделали бумажных журавлей после ее смерти, и на похороны собралось гораздо больше тысячи журавлей.
Когда поэт стоял у памятника Садако Сасаки в Хиросиме, в небе вдруг появились настоящие журавли. А в середине клина Гамзатов увидел «промежуток малый». Стихотворение «Журавли» аварский поэт написал после смерти матери, в нем сплелись и боль потери, и воспоминания о погибших братьях, и японская девочка Садако. Первый исполнитель песни «Журавли» Марк Бернес, больной раком легких, записал ее за месяц до смерти – говорят, с первого дубля. Каждый год в Дагестане проводится литературный фестиваль «Дни белых журавлей», учрежденный Расулом Гамзатовым в 1986 году в память о погибших на полях сражений во всех войнах. Посещение Гуниба – обязательная программа фестиваля.
Средиземье
Рядом с памятником «Журавли» есть смотровая площадка, откуда открывается величественная панорама гор, серпантинов, домов Гуниба. Представшая взору картина кажется нарисованной на холсте художником-сказочником. «Средиземье, – говорит коллега из Москвы Юля. – Я чувствую себя хоббитом».

Новый Гуниб (в отличие от старого, полностью разрушенного во время штурма) был заложен в 1862 году как русское укрепление. Сейчас его население составляет около 2800 человек, в основном это аварцы.

В здании бывшей гарнизонной церкви, которая в советские годы служила клубом, кинотеатром, в 2000 году открылся Гунибский краеведческий музей – филиал Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи. Здесь собрано около двух тысяч предметов, имеющих историческую ценность и значимость.

И все благодаря заведующей музеем Патимат Алискандиевой. Она сама – достопримечательность. Работала в школе, преподавала физику и математику. А потом стала музейным работником. Ездила по селам, собирала, покупала утварь, предметы быта, создавала условия для размещения экспозиций. Стала победителем грантовых конкурсов «Меняющийся музей в меняющемся мире». Патимат Халиловна сама проводит экскурсии, с любовью рассказывая о прошлом и настоящем своей родной земли.

Верхний Гуниб
Проезжаем ворота Шамиля – и вот мы в верхнем Гунибе. Здесь нет жилых домов, это природный парк. И именно то место, где можно почувствовать биение истории. Посидеть на камне Барятинского, где проходили его переговоры с Шамилем. Над этим камнем впоследствии была возведена ротонда. В 90-е ее взорвали, но она была восстановлена и получила название "Беседка Шамиля".

Имам Шамиль - герой Кавказа, легендарный вождь, 25 лет возглавлявший борьбу горцев за независимость против России. Он обладал талантом полководца, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний, твердой и непреклонной волей, умел воодушевлять горцев, побуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.
В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов в расчете на помощь Великобритании и Турции имам активизировал свои действия, но потерпел неудачу.
Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854 – 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 - 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

Уставшие от бесконечных войн горцы стали покидать Шамиля, верных ему людей оставалось все меньше. С 400 мюридами имам бежал в дагестанский аул Гуниб, который стал его последним оплотом.
25 августа 1859 года Шамиль вместе с сподвижниками был осажден в Гунибе. 26 августа, когда стало ясно, что дальнейшее сопротивление бесполезно, имам Шамиль сдался в плен на почетных для него условиях. Когда он вышел к русским войскам, послышалось мощное многоголосое «Ура!» - многолетней и кровопролитной Кавказской войне пришел конец.

После приема в Петербурге императором Шамилю отвели для жительства Калугу. В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи он принес присягу на верноподданство России. Спустя три года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.
В 1870 году Александр II разрешил Шамилю выехать в Мекку, где легендарный имам и скончался в 1871 году. Похоронен в Медине.
Царская поляна
Осенью 1871 император Александр II решил проехать по не так давно покоренному восточному Кавказу, чтобы посмотреть на свои новые владения. 11 сентября 1871 года он дал завтрак в честь 12-летия окончания Кавказской войны. Однако почетных гостей оказалось так много, что во всем Гунибе не нашлось столько столов и стульев. Тогда на поляне выше поселка в спешном порядке вырыли траншеи. Выровненные земляные отвалы стали столами, земля – лавками, а в траншеи гости ставили ноги. На возвышении поставили стол и кресло для царя. Стол Александра II стал экспонатом Гунибского краеведческого музея, а на поляне до сих пор сохранились следы траншей и царского возвышения.

В Дагестане этноэкспедиция Гильдии межэтнической журналистики побывала в июне 2022 года на фестивале народного творчества "Кавказ - единая семья" по приглашению Управления культуры администрации Махачкалы. За четыре дня участники экспедиции - журналисты из Астрахани, Москвы, Ставрополья посмотрели программу фестиваля, искупались в Каспийском море, посетили Сулакский каньон, бархан Сарыкум, Салтинский подземный водопад, Гуниб. Но это - лишь малая толика всех красот и достопримечательностей Дагестана. Возвращаться в эту страну гор можно вновь и вновь, каждый раз открывая для себя новое и удивительное.

Фото: Вероника Иошко, Андрей Цындрин