Santa’s little helpers
Помощники у депутатов бывают разные: как на общественных началах, так и платные – то есть, те, кто за работу получает из бюджета заработную плату. Чтобы сразу внести ясность: у муниципальных депутатов (сельсоветов, районных советов и гордум) платных помощников нет. С этим вопросом в 2017 году разобрались конкретно – тогда Дума Астраханской области приняла специальный законопроект, который установил, что муниципальным избранникам положено максимум по семь приспешников и только на общественных началах.
А вот у областных депутатов платные помощники – есть. Они состоят в штате Думы Астраханской области. И зарплата их подвязана по сложной формуле к окладу первого лица региона. Впрочем, выходит не то, чтобы много – порядка 14 тысяч в месяц. Вот их-то работу весной и решило проверить надзорное ведомство.
Я знаю, что вы сделали прошлым летом
Схема проверки оказалась довольно любопытной. Дело в том, что правоохранители по роду службы имеют доступ к базам данных междугородних пассажирских перевозок (авиа-, железнодорожных и автобусных билетов). Там и нашли несоответствия: некоторые помощники, которые вроде бы, согласно трудовому договору, должны были находиться на своих рабочих местах – в приемных депутатов – оказывается, выезжали в другие регионы. Командировка? Отпуск? Где подтвеждающие документы?
Справедливости ради, стоит отметить, что таких «прогульщиков» обнаружилось не так много. Некоторые депутаты поступили мудро, устроив помощников на пол-ставки – так что и с графиками у тех все гибче.
Тем не менее, трое парламентариев все-таки вынуждены были неприятно объясняться с надзорными структурами. По странному стечению обстоятельств ими оказались двое эсеров – Александр Варжин и Хамзат Даудов – и единоросс Рифкат Шабанов. Подборка любопытна тем, что все трое, к примеру, выступали против пенсионной реформы, против социального кодекса, оппонировали законопроекту Игоря Мартынова о сокращении численности депутатов. Можно даже на этой почве предположить некоторую предвзятость проверяющих. Впрочем, мы не будем чересчур рьяно искать тут политическую подоплеку – и без того интересно.
Переработки, отгулы, сверхурочные...
Неожиданное внимание прокуратуры вызвало у депутатов недоумение: понятно же, что сложившаяся система работы помощников грешит прорехами и пробелами, на которые все предыдущие годы было принято просто закрывать глаза.
Так, например, у помощников – раз уж к ним применяются требования, как к государственным служащим - должны быть и командировочные выплаты, и оплата сверхурочных, согласно статье Трудового кодекса.
– Назначать встречу с жителями в рабочее время – бессмысленно. Люди просто не придут, – прокомментировал ПУНКТ-А Рифкат Шабанов. – Поэтому помощники работают вечерами, в выходные – и это обычная практика. Оплатить сверхурочный труд дополнительно по двойной ставке нельзя – это просто не заложено в правилах работы помощников. Как вариант, можно компенсировать сверхурочный труд отгулами. Так нам и предлагают делать. Но в реальности, когда встречи проходят на регулярной основе, это превращается в огромную бумажную волокиту, заниматься которой сложно как самому помощнику и его депутату, так и аппарату Думы.
Аналогичный аргумент у Рифката Шабанова и насчет отсутствия его помощника в городе:
– Как предприниматель, я за свой счет, пользуясь дружбой с московскими коллегами, организовал для избирателей благотворительную акцию. Чтобы она состоялась, мой помощник должна была съездить в Москву. Я обращался по этому поводу к руководству Думы, но получил ответ, что оплата командировочных расходов за счет бюджета невозможна – все поездки только за личные средства депутата. Этот ответ у меня есть, могу предоставить. И вот, я, всех заранее предупредив, отправляю помощника в Москву – а в ответ получаю претензию за «прогул».
Разве я сторож помощнику своему?
По мнению надзорного ведомства, ответственность за нахождение помощника на рабочем месте лежит на депутате. И это вызывает вопросы у парламентариев, которые трудятся не на постоянной основе:
– У меня основное место работы есть, а мне предлагают сидеть в приемной круглые сутки и следить, ушел мой помощник с работы или не ушел, – комментирует депутат. – Да и сама постановка вопроса странная: помощнику надо в округе работать, исполнять поручения. А вместо этого с нас требуют, чтобы он сиднем сидел в приемной с 8:00 до 17:00.
К слову, такая постановка проблемы вызывает еще один вопрос: а где именно должна находиться эта приемная? Если депутат избран от округа, то понятно, что и приемная должна быть на округе. А вот где должны безвылазно находиться помощники депутатов, которые избраны от головной части партийного списка и, с формальной точки зрения, представляют партию «от всего региона»? Таких парламентариев у нас, напомним, несколько:
- Игорь Мартынов от «ЕР»,
- Тимофей Щербаков от ЛДПР,
- Евгений Дунаев и Наталия Буянская от «СР»,
- Виктор Вострецов и Иван Иванов от КПРФ.
В общем, ситуация неоднозначная. ПУНКТ-А будет следить за развитием событий.














