Можно, конечно, не верить в восточные гороскопы и прочую символику, но порой оказывается, что символ года задает самому этому году определенную тональность. 2023 год для Астрахани – очень подходящий пример. Это был год Голубого Водяного Кролика. И водная стихия для астраханцев явилась главной темой всех четырех сезонов. Точнее – водоканальная. Нет, конечно были проблемы и победы и в других стихиях, но водоканальная доминировала. Подсуропил нам Водяной братец Кролик…
Кролик местами оказался слишком водяным
Фекальные озера стали растекаться у нас еще в январе, формируя катки, на которых дети осваивали ледовые виды спорта. Аварии из разряда патологий перешли в разряд нормы. Только за новогодние праздники Водоканал отработал почти полтысячи заявок. Под флагом усиления борьбы в Водоканале даже сменился начальник – вместо убывшего Игоря Алейникова появился прибывший Павел Кожевников.
С наступлением весны все вообще схватились за голову, ибо катки растаяли. Мэр сказал: «Далее откладывать нельзя». Заговорили об инфраструктурных кредитах и повышении тарифов. А как иначе?
Параллельно немножко гордились ремонтом ливневой канализации по японской технологии, которая велась «кое-где у нас порой». И копанием (углублением) Волго-Каспийского канала. И развитием внутренней водной сети в рамках коридора «Север - Юг». И тем, что Астраханской области одобрили до 2030 года целых 115 мероприятий по расчистке водных объектов и строительству гидросооружений.
Впрочем, позитива Водяной Кролик принес гораздо меньше. Тем паче, что опять не оправдались ожидания по весенней большой воде. Однако, летом забили канализационные фонтаны по многих районах города, а с сентября Водоканал завел моду отключать воду по субботам. Хорошо, хоть слухи о банкротстве Водоканала остались лишь слухами.
И совершенно замечательно, что осенью тамошним труженикам решили поднимать зарплату и увеличивать штат. Мужикам, которые за 20 тысяч, и в жару и в пургу, лезут в…. стихию водоотведения, нужно вообще звания Героев труда давать. Также поручено закупать дополнительную технику. А иначе накроется всё… Водяным Кроликом. Тем более, что одну из самых громких неприятностей года – обрушение дома на пл. Вокзальной, многие таки связывают с вредоносной подмочкой.
Я в синий автобус сажусь на ходу
Главное обретение года – это, конечно же, общественный транспорт. Большие автобусы, в народе именуемые «синими» или даже «бабушкинскими», вышли на линии уже в начале года. И явили народу, уже успевшему забыть навыки комфортной езды, новую транспортную эру.
В течение года поголовье автобусов неуклонно росло, к большим присоединялись средние и даже маленькие. Астраханцы привыкали к новой маршрутизации, спрашивая друг друга: «А этот куда едет?». Все было хорошо. Но летом общественному транспорту власти решили еще более помочь, выделяя для него специальные полосы на дороге. Как в нормальных городах. А попутно, дабы побороть заторы в центре города, замыслили даже кое-где запретить левые повороты. Это «не зашло» водителям личного транспорта. Они периодически переходили на ненормативную лексику. Пробки, несмотря на время отпусков, стали ужасающими. Городская власть обращалась к астраханцам с просьбой «относиться с пониманием». В итоге, эксперимент почти отменили, хотя тема «выделенок» совсем не ушла.
В ноябре президенту страны доложили о том, что вся маршрутная сеть нашего города уже переведена на регулируемый тариф, обновлено более 70% подвижного состава. К новому году обновление должно было выйти на рубеж в 100 процентов!
Интересно, что на фоне автобусного процветания, неожиданно всплыла тема давно уехавших в Лету троллейбусов. Зимой по поручению главы СК Александра Бастрыкина было возбуждено уголовное дело о закрытии в Астрахани троллейбусного движения и разрушении сопутствующей инфраструктуры. И это решение стало реакцией на обращение группы астраханцев.
Новый побратим
В ушедшем году мы стали больше дружить домами. И если раньше эта дружба в основном распространялась на государства Прикаспия, то в 2023 году был усилен и развит белорусский вектор. Уже зимой договорились, что мы туда будем возить дары полей, а оттуда – трактора и прочую полезную в хозяйстве технику. Более того, белорусская сторона намерена построить в Астрахани целый жилой микрорайон с актуальным для наших широт названием «Теплый». А еще появилась договоренность, что братья-белорусы нам и с мебелью помогут. Они ее выпускают очень даже недурственного качества. Рассматривается возможность открыть в регионе крупный белорусский торговый мебельный дом - аналог IKEA, которой, впрочем, в Астрахани отродясь не было.
Важной конкретикой стало то, что российская Астрахань и белорусский Могилев побратались. Весной даже заговорили об организации автобусных туров, но пока этот вопрос не решили. И в данном случае интересна не только туристическая или культурная составляющие, но и экономические выгоды. Там есть очень известный завод «Могилевлифтмаш», а отдельные лифты в отдельных астраханских многоэтажках настоятельно требуют замены, тем паче, что программа по их замене уже работает.
Что-то строится, что-то рушится
Нельзя сказать, что в 2023 году Астрахань побила все рекорды по вводу жилья и строительству вообще. Однако, отдельные поводы для оптимизма имели место в разных местах. Запроектированы новые территории комплексного развития (ТКР), например, за Военным городком, на ул. Маркина и даже в историческом «плещеевском гетто» - квартале Мечникова, Бакинской, Дарвина и Крупской.
Другой, не менее важный, повод для радости - регион досрочно выполнил программу переселения из ветхого и аварийного жилья с 2019 по 2022 годы и даже вошел в число 15 субъектов РФ, которые получили возможность заключить с Фондом ЖКХ дополнительные соглашения на новые этапы ликвидации аварийного жилфонда в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». А это уже совсем другие масштабы – новоселами в данном случае могут стать 13,5 тысяч астраханцев.
Более того, мы даже новые городки начинаем строить! Есть планы возвести под Нариманово «Городок инженеров» в связи с развитием двух особых экономических зон – портовой и «Лотос». Такого планирования, честно говоря, не было с советских времен.
Но пока новое планируется, старое успешно рассыпается. Пятиэтажка на Вокзальной и общежитие АГУ на С. Перовской – яркие тому примеры.
Без собак никак
О собачьей жизни в уходящем году говорили меньше. В сравнении с прошлыми годами. Однако, проблема бродячих собак и в кроличьем году оставалась актуальной. Уже в начале года прошумела новость, что 28 миллионов, выделенные на услуги, связанные с отловом-стерилизацией и т.д. бродячих псов, похищены. Естественно, возбуждено уголовное дело. Под стражу взят экс-депутат Городской думы, бизнесмен Андрей Невлюдов.
Хищение очередных «собачьих миллионов» - тема, конечно, грустная, однако были темы и похуже. В феврале в районе улицы Зеленой вновь нашли обглоданный труп мужчины. И то, что он сначала умер, а уж потом его съели собаки, степень трэша не уменьшает. А в декабре труп с равно-укушенными ранами был найден в поселке Пригородный Наримановского района. Так что собачье людоедство по-прежнему в повестке дня.
В этом году даже астраханский губернатор предложил правительству РФ в исключительных случаях разрешить эвтаназию бездомных животных. И наша общественная петиция собрала тысячи подписей. И, может быть, астраханцы все-таки внесли свой вклад в решение этой страшной проблемы – федеральное правительство поддержало законопроект, наделяющий регионы правом усыплять бездомных собак, которые нападают на людей.
Туристов хотелось бы больше
В сфере туризма за год качественного рывка так и не произошло. Увы. Честно говоря, ожидалось большее. Тем паче, что нынешняя ситуация с выездным туризмом переориентирует людей на внутренние маршруты и мотивирует к познанию российских достопримечательностей. Но. По итогам завершающегося туристического сезона выяснилось, что наш регион занимает лишь 61-е место в общероссийском реестре. Мы «подросли» всего-то на 21 процент, тогда как другие поднялись как дрожжевая опара, увеличивая турпоток в разы!
Есть, конечно, и хорошие новости. Суперкруизный лайнер «Петр Великий» в августе вышел на ходовые испытания, и, вроде как, окончательно готов к путешествиям с туристами на борту.
Правда, его «одновременно зачатый» (хоть и на нижегородских верфях) брат-близнец «Мустай Карим» бороздит волжские просторы уже с 2019 года, а наш только собирается. Причем, осенью выяснилось, что теперь он не «Петр Великий», а «Владимир Жириновский». Может, с новым именем дела пойдут быстрее?
Лайнер нам весьма кстати. Поскольку летом астраханский губернатор предложил создать судоходную линию между портами Астраханской области и Ирана. И развивать туристический вектор, тем паче, что ИРИ готова предоставить безвизовый режим для российских туристов. И даже апрельский мотопробег вокруг Каспия, который инициировал и возглавил Игорь Бабушкин, вполне укладывается в канву развития прикаспийского туризма.
Люди входят и выходят, продвигаются вперед
Год был относительно устойчивым в кадрово-административном и политическом планах. В том смысле, что эмоции, типа: «Ба, смотрите, кто пришел!» и «Ой, спасибо, что ушел!» раздавались нечасто. В феврале губернатор устроил кадровую встряску внутри своей команды, которая закончилась не только выговорами и предупреждениями отдельно взятым чиновникам (Егор Угаров, Михаил Богомолов, Инесса Горина, Ольга Прокофьева), но и увольнениями. Ушел дорожный министр Сергей Трушкин (его сменил прибывший извне Денис Капралов). Летом свой пост покинул глава минобраза Егор Угаров, а заняла его осенью Мария Шалак. Замена и в минтрансе – вместо выбывшего Сергея Иващенко это бремя ныне несет Алексей Чепяков. То есть, в общем и целом, обновление кадров имеет место быть.
Перемены были заметны на районном уровне – в Наримановском районе Валерия Альджанова сменил Игорь Редькин, в Лиманском районе главой стал Константин Черников, а в Харабалинском уже в третий раз – Алексей Штонда. Городом Нариманов начал руководить Андрей Нардюжев. В областном центре Кировским районом из Советского пришел управлять Константин Шметков, а в Советский отправился Сергей Календр. Последний, правда, в этом же году управлять этим районом и закончил.
Достаточно громко прозвучали и кадровые метаморфозы из АГУ – практически главной образовательной кузницы региона. В сентябре ректор Константин Маркелов, в прошлом – атаман и вице-губернатор, был отстранен от дел.
Ему на смену со Ставрополья прибыл Игорь Алексеев. Внезапно выяснилось, что прежний курс был не самым успешным, а вообще, довольно спорным, и ВУЗ намерен возвращаться к классической схеме.
Что же касается политики, то тут настолько все было спокойно и уравновешенно, что главной кадрово-административной новостью года стал уход Олега Шеина с поста руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду». Рычаги правления политический тяжеловес передал своей коллеге Марии Лиджиевой, а сам «сосредоточился на работе с избирателями, профсоюзной и научной деятельности». Меж тем, в ушедшем году астраханское отделение партии лишилось не только опытного руководителя, но и еще одного заметного члена – Евгения Дунаева. Его из партии исключил Центральный совет «за действия, наносящие вред политическим интересам партии и дискредитирующие партию».
Пусть Пушкин работает?
Грустная тенденция ушедшего года – в Астрахани скоро станет некому работать. По среднегодовой статистике – подается 3,6 резюме на одну вакансию. То есть, конкуренции почти нет. Скоро работодатели будут радоваться любому сотруднику, ибо на безрыбье и рак – рыба. А специалисты прогнозируют дальнейшее осложнение. Если в 2022 году численность трудовых ресурсов составляла 582,6 тыс. человек, то к 2025 году, говорят, она снизится до 553,8 тыс.
На осенней пресс-конференции в агентстве по занятости населения прозвучало, что сегодня в Астраханской области кадровый голод испытывают все сферы общественно-экономической деятельности – от госслужбы до, казалось бы, благополучного нефтегазового сектора. Короче говоря, кто-то уезжает, кто-то фрилансит, а кто-то в принципе не хочет «пахать, как папа Карло» за предлагаемые 20 тысяч рублей.
И простых решений - как «расшить» эту ситуацию, в этом году не появилось.
Вот таким виделся этот «кроличий год» через призму наших публикаций. Хотя, каждый читатель, наверняка, в это повествование от Пункта-А добавит свои личные пункты. И будет прав. Но каким бы не был уходящий год, а мы его уже прожили. Посему отпускаем 2023-й в бесконечный океан времени. На пороге - год наступающий. И что характерно, он не только «драконий», но и високосный!
Фото: astrobl.ru, astravolga.ru, 9111.ru, za-edoy.ru, flagman-news.ru, пресс-служба АГУ