В этой статье не будет кокошников, сарафанов и другой атрибутики. Это – рассказ об астраханке, которая открыла необычное дело. Есть множество идей для бизнеса. Наталья Устина выбрала очень неожиданную: она учит молодых и будущих мам петь колыбельные, читать сказки, играть в потешки. Наталья уверена – и первый опыт подтверждает: это востребовано.
О том, как родилась идея, как начать свое дело с помощью гранта и правильно написать заявку, и вообще – кому и зачем это нужно - беседуем с обладателем гранта #Росмолодежь, руководителем проекта «Песни с молоком» Натальей Устиной.
- Начнем с очевидного вопроса: как родилась идея столь неожиданного проекта?
- Первое зернышко запало, когда у меня самой еще не было детей. Работала в музыкальном колледже педагогом. Народные песни, детский, материнский фольклор – это все мое. Однажды сестра, которая ждала тогда третьего ребенка, говорит: Наташ, вот я рожу ребенка, а сама не знаю, как ему колыбельную петь. Напой, подскажи какую-нибудь. Тогда у меня впервые возникла мысль: так это востребовано, люди хотят этому учиться? Я-то думала, что это узкий специфический круг людей, которые поют эти песни. А тут человеку, совершенно не связанному с культурой, интересно, он хочет петь национальные песни.
Когда сама воспитывала первого ребенка, все делала по наитию: что впитала от семьи, получила в образовательном процессе. А когда пошла за вторым, поняла: все это не просто так. Начала для себя, для своего ребенка все это изучать, искать потешки – и поняла, какое там непаханое поле. Все, что я до этого знала – это только верхний слой пирога. Сколько там народной мудрости! Стала не просто напевать, а копать в суть. Для чего, как это можно синтезировать с современными трендами. Логопедия, развитие моторики, сказкотерапия. Народная мудрость веками оттачивала самое лучшее для воспитания и развития детей.
- Почему решили заявляться на грант, а не просто, к примеру, организовать коммерческий курс?
- Грант – хорошее подспорье для начала своего дела. Государство тебе дает сумму, а ты в ответ должен дать какой-то продукт. Это как стартовый капитал, на который можно, к примеру, закупить оборудование, чтобы продолжать развивать свою идею.
У меня так и было. Не было ничего, но было большое желание, большой опыт работы в культуре - 15 лет, опыт мамы двоих детей. Собственно, на этом я грант и выиграла. И когда поступили деньги, закупила оборудование, сняла помещение и сразу приступила к реализации.
Параллельно стали возникать какие-то «ответвления» от гранта. Сейчас собираюсь на выставку на ВДНХ, и там надо представить свой проект людям из других городов. Как это можно сделать? Только онлайн-формат. То есть я начинаю выходить за рамки гранта и развивать проект как коммерческий. Веду бесплатные занятия в рамках грантовой поддержки, а те, кого не могу охватить в рамках гранта, но кто готов платить за этот продукт, они идут уже по коммерческому предложению. Кстати, в заявке я так и писала, что вижу грант как ступень для дальнейшего развития проекта. Надеюсь, что это будет долгоиграющая история, которая зайдет астраханской публике, а в дальнейшем буду выходить на всероссийский масштаб.
- А как далась заявка? Легко? Сколько времени это заняло?
- Прошлым летом я подала заявку на участие в форуме «Таврида», и ее одобрили. В это время я была в отпуске в Сочи. И тут я понимаю: у меня есть две недели, чтобы написать грант. Это была работа взахлеб. Укладывала детей спать – и садилась за ноутбук. Дневной сон – я за компьютером, ночь – я за компьютером, утром муж встает – я уже за компьютером. Полторы недели активной работы – и получилось то, что получилось.
- Прямо вот так, легко и с лету?
- Нет, не с лету. Первое мое знакомство с грантами было на Тавриде еще в 2021 году. Тогда я писала грант, еще не умеючи, но с большим желанием. Писала за три дня. Естественно, я его не выиграла, но это была большая школа. После возвращения в Астрахань мне выдалась возможность отучиться в Саратовской консерватории на курсе «От идеи до гранта». Пройдя двухнедельные онлайн-занятия, убедилась, что написала в корне неправильный проект, что он был провальный. И поняла, как нужно написать новый проект.
Ошибка многих и моя в том числе – что я не слушала аудиторию, не слышала, что нужно рынку, а предлагала ему то, что я хочу, могу, вписывая это в ситуацию. Нужно действовать от обратного: понять, что хотят люди, общество, и предложить им решить проблему через свою услугу. Как и произошло с моим проектом. Да, информации сегодня много, найти нетрудно, но она не структурирована. Учитель - проводник в эту информацию. Я поняла, что я и есть тот самый учитель, и что существует тот самый спрос. Так и произошел щелчок, который зашел на Тавриде.
- Выиграть грант – это радость или ответственность?
- Каждый, кто пишет грант, тратит много своего ресурса, времени, сил, творчества. И хочет, чтобы его проект оценили, хочет победить. Естественно, я была в числе тех, кто очень этого хотел. Но когда стояла на сцене, у меня тряслись колени. Сразу думаешь: так, у кого что заказывать, как правильно оформлять бумаги, отчеты, что будет впереди. Но на самом деле, когда пишешь проект, ты же оцениваешь свои силы. Не так страшен черт, как его малюют. Просто делаешь, качественно выполняешь свою работу, и все эти страхи рассеиваются. Сейчас грантопроектирование набирает обороты, и, думаю, нужно просто перебороть все страхи и попробовать. А если испытал неудачу, не отчаиваться. Если даже кому-то в жюри не понравилась твоя идея, может, другим членам комиссии она понравится. А может быть, твой проект сыроват, и эксперты укажут, где сильные стороны, а что нужно доработать. Так что нужно участвовать. Страшно. Всем страшно, но нужно.
- Как сейчас развивается ваш проект? Можно ли назвать его успешным или еще рано? Какую отдачу получаете лично?
- Финансово пока не могу сказать, что я пощупала какие-то деньги. Но сейчас в первую очередь реализуется грантовое направление, нужно вернуть государству то, что оно уже вложило в меня. Сейчас работаю в ноль, и это большая удача. Люди, открывая бизнес, вкладываются в оборудование и уходят в минус, и только через несколько лет выходят на ноль, а потом начинают зарабатывать. У меня с помощью гранта есть возможность начать с нуля, а не с минуса.
Это финансовая сторона. Если же говорить об эмоциональной – я в большом плюсе. Для меня это больше, чем коммерческое предложение, это, наверно, какая-то миссия. Как бы пафосно это не звучало. Когда я обучала студентов, когда обучали меня, мы, народники, передавали от учителя к ученику понимание, что мы – носители народной культуры. И ту информацию, которой владеем, мы не имеем права носить в себе. Мы ее должны отдавать. Этот проект – возможность еще шире популяризировать народную песню, нашу культуру. Мама передаст это своему ребенку, потом дети будут передавать своим детям. Я даже не подозревала, насколько это глубоко, пока не получила обратную связь от девочек. Которые сейчас читают детям сказки, поют колыбельные. Которые стали немного по-другому смотреть на нашу культуру.
Кстати, на моем курсе были уже девочки других национальностей. Ведь мамин голос, мамина песня – они интернациональны.
Конечно, за две недели нельзя научить всему, но можно привить любовь к своей культуре, желание познать ее глубже. А еще – и я сама этого не ожидала – это такое пробуждение женской энергии, женского начала. Девочки, которые уже прошли курс, говорят, что стали немного другими. Им хочется докопаться до истории семьи, рода, передать свои детям какую-то истину. И это греет.
PS: На днях в Астрахани стартует новый курс «Песни с молоком». О том, что дают и чему учат эти занятия, узнать из первых уст можно здесь. А разузнать подробности, записаться на участие (если повезет – бесплатно) - на странице проекта ВКонтакте.
Фото из семейного архива Натальи Устиной