А я предупреждала (с)
Еще в преддверии пресс-конференции, когда пресс-служба собирала вопросы, "ПУНКТ-А" планировал поднять собачью тему. Коллеги вежливо ответили, что не лучшая идея: еще до нас пять редакций высказали заинтересованность собачьим кризисом, так что спрашивать в шестой раз то же самое смысла нет.
И действительно, первый же вопрос из Ахтубинского района был о собаках. О том же спросила и редактор "Приволжской газеты" Светлана Марченко. Она эмоционально рассказала о собственном опыте:
- Несколько лет назад я поднимала вопрос о собачьем питомнике! Предупреждала, что если собак не собирать, не чипировать и не стерилизовать - это будет беда. Но мне областное правительство отказало. Отмахнулись: мол, лучше на эти деньги детсад построить. Дума (спасибо) пыталась помогать, построили несколько вольерчиков - но и вам прокуратура запретила. И вот пожалуйста: мои прогнозы сбылись. Сейчас самая главная социальная проблема - собачьи стаи!

Смерть агрессорам
Игорь Мартынов согласился, что проблема имеет место:
- Этот закон действительно спорный. Логика его авторов, которые приняли сторону зоозащитников, в чем-то понятна. Хотели добиться гуманного обращения с животными. Но нужно правильно расставлять приоритеты. Когда на кону здоровье и безопасность людей, то забота о собаках должна учитываться во вторую очередь.
На вопрос о том, планирует ли облдума предпринять по данному поводу какие-то действия, Игорь Мартынов отозвался:
- Это федеральный закон. Напрямую его регулировать мы не можем. Но и остаться в стороне тоже. Поэтому мы направили обращения с просьбой скорректировать текущее законодательство.
Председатель пояснил, что инициатив две:
- Первая из них касается усиления ответственности владельцев животных, которые выбрасывают их на улицу;
- вторая касается права ответственных служб умерщвлять животных, которые проявляют "немотивированную агрессию".

Нюансы гуманизма
Кстати, проблема агрессии четвероногих поднималась месяц назад и на пресс-конференции главы Астрахани Марии Пермяковой, которая заверила журналистов, что из 2000 собак, которых отловили волгоградские предприниматели в ноябре, назад вернулись только мирные особи. А тех, кто проявлял агрессию, все еще держат в Волгограде. Сколько будут держать, Мария Николаевна не пояснила.
Впрочем, и с умерщвлением "агрессоров" вопрос тоже довольно тонкий. Чрезмерная гуманность закона о защите прав животных объясняется еще и тем, что ранее собаколовы умерщвляли до 95% пойманных собак, признавая их поголовно "безнадежно больными". Статистику на этот счет в свое время предоставляла счетная палата региона (см. статью "В Астраханской области убили больше 15 000 собак"). Собственно, чтобы прекратить эту практику, гуманизацию и проводили, резко ограничив процент "эвтаназий".
Федеральный законодатель может прислушаться к астраханской инициативе. Собачьи проблемы волнуют не только наш регион, многие могут поддержать. Тогда это будет означать откат к изначальным позициям: снова можно будет усыплять хоть всех подряд. Просто тыкаем пальцем в пса, произносим вслух волшебную фразу "Это немотивированная агрессия!" - и вперед. Все равно никто не проверит.

В чем-то это напоминает знаменитую сценку из "Южного парка", где браконьеры объясняли детям, что вообще-то стрелять животных нельзя, но если произнести волшебную фразу "он собирается на нас напасть!" - то можно... В итоге охотники под эту фразочку устроили в лесу настоящий геноцид.
Еще 66,5 миллионов собаке под хвост
Пояснил Игорь Мартынов и вопрос финансирования:
- В бюджете Астраханской области на 2021 год на строительство приютов и выплаты муниципалитетам для отлова и стерилизации собак заложено 66,5 млн рублей.
Средства серьезные. Действительно, на одну собаку бюджет выделяет 13 200 рублей: сюда входит отлов, транспортировка, передержка, стерилизация/кастрация. Плюс работа сотрудников, которые, к примеру, должны тщательным образом вести всю документацию и даже видеосъемку процесса отлова и выпуска собаки на то же место, где ее взяли.
Для сравнения, до 2013 года отстрел одной собаки обходился бюджету в 330 рублей - то есть, в 40 раз дешевле.
В 2013-2018 годах на исполнение переданных полномочий по отлову собак область выделяла в год по 15-18 миллионов. Лишь в 2019 году эту сумму увеличили до 30 миллионов. А в 2020 году вместе со строительством приюта эта статья расходов выросла до 60 млн рублей. Теперь вот уже 66,5 млн...
Похоже, действительно, настала пора правильно расставить приоритеты. Время думать об Астрахани...















