Для тех, кто все пропустил...
В предыдущих сериях «Пункт-А» рассказывал в подробностях, как в пятницу, 15 декабря, депутаты Гордумы Астрахани не смогли достичь консенсуса по параметрам городского бюджета-2018. Парламент разделился на два лагеря:
- 10 депутатов требовали, чтобы бюджет был принят в том варианте, который предложила горадминистрация;
- 15 человек настояли на том, чтобы внести в расходные статьи коррективы (убрать финансирование с Автобазы администрации и программы освещения в СМИ – и передать высвободившиеся средства на ремонт школ и детсадов);
- трое – воздержались.
В итоге добиться необходимого большинства в 19 голосов (50% депутатского корпуса + 1 голос) не удалось ни одной из сторон, так что глава города Алена Губанова вынуждена была констатировать, что бюджет во втором чтении не принят.
По сусекам помели, по амбарам поскребли
И вот уже на следующий день, в субботу, депутаты вновь собрались на внеочередное заседание. Однако за ночь многое изменилось. Так, глава городского казначейства Галина Бородина вышла к трибуне с предложением пересмотреть параметры бюджета. Во обе главные статьи – «доходы» и «расходы» – добавляется 20 млн. рублей, которые, как заверяет казначейство, будут направлены именно на капремонт школ.
Алена Губанова переспросила, куда конкретно попадут дополнительные деньги. Галина Бородина ответила, что деньги дойдут до 39 образовательных учреждений и будут потрачены на ремонт кровли и коммунальных сетей, общестроительные работы и установку видеокамер.
Несмотря на то, что на заседании прямо не прозвучала фраза, что автобазу и бюджет пресс-службы трогать не будут, депутаты подтвердили, что дело обстоит именно так. Откуда возьмутся дополнительные два десятка миллионов, никто особо не пояснил. Депутаты, которых опросил «Пункт-А», объяснили, что «администрация зашевелится и мобилизует доходы, как и просил депутатский корпус». Впрочем, вполне вероятно, что прогнозный документ расширили в расчете на будущий пересмотр статей, который обычно происходит несколько раз в году в связи с дополнительными поступлениями и перераспределением расходных статей.
Депутаты проголосовали за предложенные поправки абсолютным большинством. За такой вариант бюджета высказалось 26 парламентариев (из 31). Оставшаяся пятерка воздержавшихся и голосовавших «против», однако шума не поднимала. Так, один из оппозиционеров пояснил «Пункту-А», что не поддержал бюджет лишь по соображениями партийной этики: руководство сказало голосовать против – значит надо блюсти партийную дисциплину.
Я дам вам парабеллум
В общем, в Гордуме после пятничной бури наступила тишь, гладь и благодать. Парламентарии мирно разъехались по домам догуливать остаток выходного дня. А значит – самое время подбить черту и суммировать итоги.
1.
Официальную версию произошедшего озвучила прессе Алена Губанова. В целом, ее комментарий сводится к следующей формуле:
– На протяжении года Гордума Астрахани неоднократно обращалась к теме капитального ремонта школ и детских садов. Депутаты выезжали на объекты, добивались выделения средств на ремонт, однако раз за разом слышали от казначейства отказы: «Денег нет». У исполнительной власти есть безотказная формула ответа на наши обращения: «Раз вы хотите, чтобы больше денег выделялось на образование, то скажите нам, какие другие расходные статьи надо урезать?». Такой вот шантаж: чтобы сделать хорошо в одной сфере, нужно сделать плохо кому-то еще. Мы настаиваем, что эта логика «или-или» не работает. Администрация должна сосредоточить усилия на мобилизации доходов: например, за счет тех же незаконных рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов, металлических гаражей, которые ничего не платят в бюджет… Нас и тут не слышат. Поэтому мы пошли по пути прямого взаимодействия и сказали: «урезать надо здесь и здесь»… И вы видите, что это сработало. Деньги тут же нашлись, а значит ситуация в образовании будет выправляться.
2.
Впрочем, произошедшее можно трактовать не только как борьбу за благополучие школьников и воспитанников детских садов, но и как революцию в Гордуме. Парламент долгие годы воспринимался в качестве «довеска», который просто визирует все, что ему приносит на подпись исполнительная власть. Депутаты добивались, чтобы их мнение воспринималось всерьез, и в критический момент показали зубы.
3.
Также имеет право на жизнь и альтернативная точка зрения, связанная, не столько с общедемократическими ценностями и восстановлением баланса ветвей власти, сколько с политическими интригами. Давайте на минуту представим себя настоящими конспирологами и попытаемся восстановить цепочку событий в сложившейся интриге.
Итак, у нас есть два лагеря: те самые 15 и 10 депутатов, которые не сошлись во мнениях, как поступить с бюджетом. Фамилиями сейчас бросаться нет смысла (хотя на фото голосования почти всех видно). Важно иное: группа из 10 человек выступает за «бюджет в версии администрации» – то есть, демонстрирует лояльность Олегу Полумордвинову. Вторая группа (15 депутатов, в том числе и Алена Губанова) находится на противоположных позициях.
Еще с конца 2015 года злые языки предсказывали, что между Аленой Губановой и Олегом Полумордвиновым возможны противоречия. Оба политика – яркие и деятельные личности с совершенно разным политическим опытом. Так что столкновения интересов ждали. И вот дождались.
Представим сценарий по шагам:
- а) в сентябре Гордума начинает бороться за депутатскую посещаемость;
- б) под удар попадают лояльные администрации депутаты Шабалин и Генералов («Пункт-А» про это активно писал осенью);
- в) в комитетах начинаются перестановки, по результатам которой баланс сил меняется: сторонники администрации постепенно покидают комитеты;
- г) в итоге баланс склоняется на сторону другой группы
В итоге, когда настал момент продемонстрировать силу, была избрана самая беспроигрышная в плане трактовок стратегия:
- «Мы добавляем деньги на образование, боремся за права детей» (а дети – это святое)
- «Мы режем привилегии чиновников на автотранспорт и на пиар» (а с точки зрения обывателя это "почти что коррупционные" статьи)
Красивая картинка? Не то слово. Давно у нас таких четких политических интриг не было. Жаль, что это всего лишь наши журналистские домыслы…
4.
Могла ли интрига завершиться как-то иначе? Например, полным бойкотом бюджета? Вряд ли. Один из депутатов прокомментировал «Пункту-А», что условная «группа-15» вполне могла бы еще на заседании в пятницу добрать несколько голосов, превратиться в «группу-19» и принять бюджет с урезающими поправками:
– Этого не было сделано. Я полагаю, намеренно. Все понимают, что урезать Автобазу и пиар, выиграть 25 миллионов на образование – это не самое главное. Образованию нужно больше денег. Так что задача была – продемонстрировать силу, побряцать оружием, а не рубить с плеча бедную автобазу и пиар.
Не секрет, что интерес к происходящему на улице Чернышевского проявили администраторы с улицы Советской. В частности, на субботнем совещании присутствовали эмиссары от региональной власти, которые проявляли живую заинтересованность в сохранении бюджета пресс-службы. На носу президентские выборы, нужно поднимать явку, и сокращение информационного бюджета вкупе с новостями о массовых сокращениях тут было бы совсем не в кассу.