Финансами слуг народа снова займутся вплотную. На пленарном заседании Госдумы РФ во вторник в повестку дня включен вопрос об утверждении поправок в закон о декларациях чиновников. Они должны будут рассказывать общественности не только о своих доходах, но и о тратах. Также в пакете законопроектов прописана ответственность за неправедные доходы.
Время и автор
Примечательно, что этот антикоррупционный пакет – очередной в целой серии инициатив Дмитрия Медведева. Еще в бытность президентом в апреле этого года он направил поправки в Госдуму. Но из-за майских праздников и «последствий инаугурации» (в числе которых была срочная кампании по перелопачиванию закона о митингах) парламентарии занялись этим пакетом поправок только сейчас.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции вчера одобрил все три документа, входящих в пакет. Дело за малым – осталось их утвердить. Это должно случиться в ближайший вторник – 5 июня.
Впрочем, теоретически вопрос может быть отложен и на более поздний срок. В тот же день Дума планирует принимать в очередном чтении нашумевший закон о митингах (с жуткими штрафами и запретом «собираться больше трех» и зазывать на митинги через интернет). А это значит, что оппозиция – в частности, эсеры – попытаются устроить в этот день «итальянскую забастовку»: то есть, будут всевозможными способами требовать соблюдения всех формальных процедур и максимально затягивать процесс принятия этого закона. О подобных намерениях СМИ сообщил «приБОЛОТненный» эсер Дмитрий Гудков.

Трать с оглядкой
Что же конкретно будет в новом законе о чиновничьих декларациях?
Смысл предложения Медведева заключается в том, что если заявленная в расходной декларации сумма, потраченная чиновником для покупки недвижимости, в том числе земли, автомобилей или ценных бумаг, превышает совокупный доход его семьи за три последних года, то возникает основа для проверки этого человека. Инициировать проверку могут:
- СМИ,
- политпартии,
- общественные организации и
- правоохранительные органы.
И вот тут наступает самое интересное: решение о проверке может принять лишь руководитель подозрительно богатого госслужащего.
Если выяснится, что последний в декларациях лукавил, его можно будет уволить. Если окажется, что деньги нажиты незаконным путем, материалы проверки уйдут в органы. А если будет просто констатировано, что у чиновника не совпали цифры доходов и расходов, то весь профицит по иску прокуратуры может быть изъят в доход государства.

Лазейки? Конечно!
Стоит ли думать, что после принятия этого пакета коррупция резко сократится, а чиновники сплошь предстанут «бедными рыцарями»? Отнюдь. Сумма размером с трехкратный годовой доход, в которую надо уложиться чиновнику, чтобы в отношении него не было подозрений, выглядит более чем внушительно. Практика других стран, по данным эсера Геннадия Гудкова, предусматривает более жесткий порог для подозрений – доходы за один год.
И в этом есть своя логика. Существует такой старый анекдот: «Работая дворником можно стать миллионером – для этого всего лишь надо 400 лет не есть»... Накопленная чиновником сумма в один годовой доход означает, что он весьма продолжительное время (гораздо больше этого самого года) жил в режиме жесткой экономии. Три года по такой логике – это фактически запредельный порог, преодолеть который будет чрезвычайно трудно.

Дети малые... и не очень
Еще одно подозрительное место закона (как в старой версии, так и в новой) – отсутствие контроля за совершеннолетними детьми. Депутат от ЛДПР Андрей Луговой считает, что надо отказываться от контроля за несовершеннолетними детьми, потому что на них, как показала практика, ничего не записывают, и смотреть все-таки на совершеннолетних потомков чиновников.
Впрочем, перспективы у поправки Лугового – мизерные. Единороссы, ратующие за скорейшее принятие законопроекта, уже прокомментировали:
– За всеми родственниками не уследишь. А «брать в оборот» взрослых детей нельзя – потому что в последние три года база данных по доходным декларациям собиралась без их учета.
Вот такая странная логика: три года назад следить не начали, и поэтому теперь не будем...

Комментарий «Пункта-А»:
Тема чиновничьих деклараций весьма актуальна для многих астраханцев. Так, не один раз эту тему поднимал в своем блоге единоросс Петр Гужвин, который уже давное призывает (правда, безуспешно) муниципальных чиновников добровольно раскрывать данные о своих доходах и расходах.
Также нельзя не вспомнить громкую предвыборную историю прошлого года о том, как оппозиционер Аникин расследовал финансовое состояние четы Боженовых. Ему удалось выяснить, что стоимость предприятий, частично или полностью принадлежащих Ольге Боженовой составляет более 4 млрд. рублей, тогда как в графе «Доходы» в своей предвыборной декларации она указала гораздо меньшую сумму.
На этом основании оппозиционер даже подал жалобу в прокуратуру с просьбой проверить достоверность указанных сведений. Впрочем, как пояснили сотрудники надзорного ведомства, никакого нарушения здесь нет: доходы и стоимость активов – не одно и то же и могут не совпадать. Плюс, как отметили прокуроры, О. Боженова вполне внятно указала в декларации наименования принадлежащих ей фирм и доли в них. А сообщать о том, сколько стоят эти самые фирмы и их активы, она оказывается и не обязана.
Так что, получается, как в старых мотивационных слоганах: «Честность – лучшая политика».
Ну и что, что у семьи чиновника несколько миллиардов? Даже если этого кого-то и взволнует, то наши «слуги народа» уже давно научились сохранять «pokerface» и не обращать внимания на надоедливый «лай, сопровождающий караван»...














