Корреспонденту «Пункта-А» удалось пообщаться с одним из наблюдателей, участвующих в выборах 4 декабря. Наша собеседница (взрослая женщина) рассказала свою точку зрения на то, как проходило голосование на одной из участковых избирательных комиссий. Дабы обезопасить себя, женщина попросила не публиковать своих данных и номера участка, на котором работала. Публикуем дословно стенограмму беседы.

Во-первых, нас, наблюдателей, посадили так, что мы урну не видели. Участок представлял собой маленькую комнатушку, что, кстати, тоже всех возмутило. Кабинки для голосования были расположены так, что закрывали от наших глаз урну. За чем мы должны были наблюдать - непонятно. Разве что весь день на спины смотреть.
Я простой наблюдатель, не слишком во всем этом разбираюсь, поэтому решила сидеть и помалкивать, ожидая действий моих более опытных коллег. Наблюдатель с рещающим правом голоса стала возмущаться таким положением дел, за что тут же получила два замечания.
Расположение урны для голосования оказалось еще не самым страшным. Когда пришло время подсчета голосов, нас к нему попросту не допустили. Выгнали в соседнюю комнату, объяснив это тем, что «здесь нет места». Сами же сели вокруг стола и стали считать - мы за этим наблюдали из-за дверей, сгрудившись в проеме. И опять видели только спины. Это звучит смешно, хоть комиксы рисуй, а на деле было совсем не весело.
Я раньше не знала, как все это происходит. Думала, преувеличивают люди. А теперь воочию это увидела и до сих пор в шоке от этого. И не только от того, что все не по правилам было, но от того, как наплевательски к нам относились в течении всего дня голосования. Мы почти сутки там находились и я могу сравнить это разве что с фашистским концлагерем: сидишь и не смеешь глаза поднять под страхом, что тебя выгонят по мелкой придирке. А провоцировать и громко возмущаться - нет никакого смысла. Потому что тогда участок совсем останется без наблюдения.
Беспредел одним словом: что хотят, то и делают. Например, солдаты, жители общежитий приходили строем, голосовали строем - как тут уследишь, если и так ничего не видно, а тут еще и толпа около урны. Многие из таких приходивших прямо тут же в участке по наивности набирали номер: «Иван Иваныч, я все, проголосовал, как вы велели!».
Я не хочу сказать, что была масса нарушений, подтасовки, мошенничество. Я хочу лишь поделиться впечатлениями об отношении к людям».

Комментарий «Пункта-А»:
Думаем большинство политических и околополитических блогов в последние дни полнятся сообщениями подобного рода. Однако мы хотели бы обратить внимание на отличие этого сообщения от многих других: здесь речь идет не о «массовых нарушениях» и «политической подоплеке», а об отношении одних незнакомых людей к другим.
Наша собеседница - обычная женщина, религиозная, не замешанная в политике. Пошла работать наблюдателем, чтобы подработать (как она призналась, ее гонорар составил 1000 рублей). Враждебного отношения к членам комиссии она явно не выказывала, но как человек ответственный хотела выполнять свою работу качественно.
С другой стороны (в комиссии) тоже наверняка сидели хорошие люди, которые тоже наверняка просто хотели выполнить свою работу. Однако по каким-то причинам - например, потому что от начальства поступила разнарядка «любой ценой обеспечить победу» одной из партий - эти хорошие люди установили у себя в голове пунктик: «Наблюдатели - враги». И навесили этот ярлык на всех, кто сидел на той злополучной лавочке для наблюдателей.
Как нам кажется, вот так и начинаются мировые войны - из-за того, что хорошие люди случайно оказались по разные стороны баррикад.













