Автор текста: Алексей Кожевников. Источник: "АиФ-Астрахань".
Автор фото: Максим Коротченко. Источник: maxik2k.livejournal.com
В спорткомплексе «Звездный» стартовали международные соревнования робототехников «Евробот». Они продлятся с 29 июня по 4 июля. Кстати, это первый раз за 10 лет, когда финал соревнований такого уровня пройдет в России. Так что для Астрахани, которой выпала честь первой принимать спортсменов-робототехников, это вдвойне почетно. На днях в наш город уже прибыли 700 молодых людей из 30 стран мира. А через несколько дней кое-кто из них станет победителем первенства России, а затем и мира. Впрочем, многим астраханцам уже сейчас интересно, как именно будут происходить соревнования и как будет определяться победитель?
Играют и строют
Тема состязания этого года – шахматы. Впрочем, такое название очень условно: вместо классических «слонов» и «ладей» на поле выставляются лишь «пешки» (по форме это скорее шашки – т. е. обычные шайбы), «ферзи» и «короли» (те же шашки, но с фигурным выступом с одного торца). За 90 секунд робот, собранный командой, должен расставить на поле шахматные фигуры на клетках цвета своей команды. Если получится построить из пешек башню – начисляются дополнительные очки.
Перед соревнованиями участники имеют возможность произвести пробные пуски. Корреспонденту «АиФ» удалось понаблюдать за этими тренировками. Вокруг трехметрового шахматного стола в самом центре спортивной арены СК «Звездный» толпятся серьезные молодые люди. Девушек мало. Впрочем, вокруг снуют в желтых футболках местные волонтеры – студенты и студентки местных вузов, призванные помочь организаторам. Обстановка тихая и сосредоточенная, без ажиотажа.
Высоту роботов мерили обычной рулеткой. Превышение даже на милиметр грозит команде дисквалификацией
Главное - самостоятельность
– Перед нами поставлена весьма нетривиальная задача, – поясняет участник команды «Вирус» Роман из московского МГТУ им. Баумана. – Во-первых, робот должен действовать самостоятельно. Это не простой манипулятор, которым управляет оператор по принципу «подъехал – захватил – переставил». Напротив, нужно, чтобы робот сам распознал, где находятся фигуры (изначально они расставляются в хаотическом порядке); определил, пешка это или нет; подъехал, не сдвигая фигуры соперника (за это штрафуют); а затем произвел захват и транспортировку. При этом место, куда нужно установить фигуру, робот должен определить сам – по цвету шахматной клетки.
Это колоссальная подготовительная работа. По сути, команда разработчиков должна не только создать эффективную машину, способную выполнять нужные манипуляции, но – что гораздо сложнее – выработать код искусственного интеллекта. От качества этого алгоритма зависит, как поведет себя машина во время 90-секундной схватки: не впадет ли в ступор? не забуксует ли? не уронит ли фигуру? как поведет себя, столкнувшись с роботом-соперником?
"ё-Робот" команды "Вирус" из МГТУ им. Баумана
Школа идей
– Вот видите тех четверых парней с ноутбуками? – поворачивается к нам Роман, указывая рукой в несколько разных концов зала. – Они сейчас дистанционно в онлайн-режиме компилируют код для нашего «ё-робота» (спонсором команды выступает компания «ё-Авто», занимающаяся разработкой автомобилей нашумевшего бренда – прим. ред.).
Действительно, с разных сторон то и дело раздаются вопросы и возгласы, уточняющие, нужно ли «установить задержку на три секунды» или «отладить зажимы»... Видно невооруженным глазом: молодежь работает увлеченно. Спрашиваем у Романа, можно ли впоследствии найти практическое применение «роботам-шахматистам»? Он с готовностью отзывается:
– Конечно, впрямую практическое применение таким роботам найти сложно. Однако проект представляет собой в первую очередь школу для одаренной молодежи разных стран, которая имеет возможность научиться мыслить нестандартно и попрактиковаться в решении сложных технических задач. Да в конце концов, это просто очень интересно – наблюдать, как буквально из ничего начинают рождаться идеи, как еще можно сделать робота более ловким и «умным».