Правду говорят: технический прогресс идёт семимильными шагами, а психология людей не меняется веками (по крайней мере, некоторой их части). То, что происходит сейчас вокруг прививочной кампании, подтверждает эту истину.
У нашей привившейся недавно коллеги знакомая спрашивает: примагничивается ли ложка к месту укола? На полном серьёзе. Ну, вы поняли – на месте ли чип?
Каких только мифов не крутится вокруг вакцины от коронавируса. Массовая кампания породила ещё один. Он пышным цветом расцвёл и в Инстаграм губернатора, под постом Игоря Бабушкина от 9 июля о введении новых ковидных ограничений. Мы бы подумали, что все эти комментарии пишет один человек под разными никами, но ему ж ещё и отвечают, поддерживают, лайкают. Смысл комментариев: «неужто никто не связал третью волну с массовой вакцинацией? Очевидно же, что всплеск заболевания начался сразу после».

Это сейчас один из «трендов»: вакцина заражает коронавирусом. В соцсетях гуляют посты или комментарии о «родственнице/знакомой», которая «работает в больнице в Москве (СПб)» и рассказывает, что «палаты переполнены, все тяжёлые, и все после прививки». В самом деле, ведь «когда человек делает какую-либо прививку, он становится носителем данного вируса. Прирост числа заболевших прямо пропорционален количеству вакцинированных. Это элементарно школьная программа». Это тоже из соцсетей. Правда, мы не поняли, что тут из школьной программы. То, что вакцина заражает вирусом? Так живой биоматериал от больных не используется уже давным-давно, современные вакцины содержат вирус, выращенный лабораторно и либо мертвый, либо инактивированный (ослабленный до такой степени, что не в состоянии вызвать заболевание, но ещё может стимулировать иммунитет). Либо они вовсе синтетические. Или имеется в виду школьная программа математики? Но количество вакцинированных астраханцев (221 тыс.) и число заболевших ковидом даже с начала эпидемии (38,9 тыс.) никак не бьются.
Там в соцсетях вообще столько всего интересного, что можно зачитаться. От «летаТЕльного исхода» до «младенцы перестают брать грудь вакцинированных матерей, а животные – узнавать вакцинированных хозяев». Астраханцы, у кого есть собаки и кто привился – как у вас с этим? Поделитесь.
Ну, мы тут в редакции большей частью привиты. Тьфу-тьфу-тьфу – коллег и близких не заразили, питомцы от нас не шарахаются.
Но мы недаром вспомнили о холерных бунтах. Об истории астраханских эпидемий мы уже писали, но в свете мифотворчества последних дней невозможно не вспомнить еще раз события полуторавековой давности – в которых мы, конечно, не участвовали, но о которых начитаны.
В XIX веке, когда в пределы Российской Империи проникла «азиатская гостья» холера,«глубинный народ» практически ничего не знал о цивилизованной медицине. И даже после земской реформы, когда система здравоохранения претерпела существенные изменения и стала проникать в глубинку, народ в массе своей не доверял врачам, предпочитая обращаться к какой-нибудь старухе-знахарке. «Лекарь» воспринимался крестьянином как представитель чуждого, «барского» сословия, которому нет доверия. И в полной мере это проявилось во время холерных эпидемий.

«В народном сознании появление "азиатской гостьи" и медицинских работников сливалось в одно тревожное событие. Причинно-следственные связи оказывались нарушены: "Завелись доктора у нас, так и холера пошла"», - писала РГ в статье, кстати, вышедшей еще до пандемии – в марте 2019 года. Слухи гуляли один страшнее другого, подогреваемые уличными газетами, которые «с азартом "травили" врачей, хватались за любую медицинскую неудачу, раздувая скандальные известия, слухи о которых доходили "до низших слоев общества, до невежественного народа" и принимали чудовищные формы». О том, что холеры нет, а убивают доктора, это они травят колодцы и водоемы (заражение происходило в основном через воду), людей на улицах без разбору цепляют крючьями и тащат в холерные бараки, где залечивают до смерти, а то живыми сваливают в мертвецкие ямы и засыпают известью. Слухи, паника перерастали в бунты, один из которых разразился в Астрахани. «В воскресенье 21 июня 1892 г. толпа чернорабочих произвела беспорядки, проявившиеся в насилии над медицинским персоналом, дошедшие даже до вытаскивания холерных больных из госпиталя, выноса оттуда непогребенных мертвых тел, поджога больницы. Толпа разрушила здание управления полицейского участка, грабила лавки, избивала врачей», - пишет astkraeved. Порядок в городе восстановили сотня казаков и три роты Царевcкого резервного батальона, но на следующий день толпа бросала камни в окна губернаторского дома. Бунт вновь был подавлен войсками. «Три человека были убиты, арестовано более 300 чел. Из Саратова в Астрахань были вызваны два батальона пехоты. Астрахань с уездом объявлен министром внутренних дел И.Н. Дурново в положении усиленной охраны.18 декабря 1892 г. Военно-окружной суд Астрахани вынес приговор наиболее активным участникам беспорядков: 20 человек было приговорено к смертной казни через повешение.В 1892 г. за время эпидемии от холеры в Астрахани умерло около 11 тысяч человек».

Как видим, мифы, рождённые в темных головах «невежественного народа» в позапрошлом веке, вполне себе дожили до просвещённого 21-го.
Кстати, вы помните такой исторический факт, что первым человеком, сделавшим прививку в Российской Империи, был не кто иной, как Екатерина II? Рисковала она не в пример больше, чем те, кто сегодня прививается «Спутником», прошедшим клинические испытания, но еще не завершившим пострегистрационные.

В 1768 году, когда в России бушевала очередная эпидемия оспы, о вакцинации в современном смысле еще не знали. В Европе лишь английские врачи отваживались заниматься оспопрививанием через вариоляцию. Выглядело это так: здоровому человеку через разрезы на руке протягивали нить, смоченную в содержимом оспенных пустул больного. Смертность после вариоляции составляла 2% (от болезни – 40%). Екатерина Великая рисковала. Но она была правительницей не только смелой, но и просвещенной. Настолько, что смогла изучить предмет, решиться и подвернуть вариоляции не только свою высочайшую персону, но и наследника престола, 14-летнего цесаревича Павла. И, переболев в лёгкой форме, прожила в здравии ещё 28 лет. После этого дерзновения оспопрививание пошло в массы. Обязательной прививка от оспы стала при советской власти в 1919 году, а окончательно победить «черную смерть», только в XX веке сгубившую 300 млн человек, в мире смогли лишь в 1980 году.
Ps: Не подумайте, мы никого не уговариваем. Вакцина новая и, как всё новое, пугает. Нас тоже. Проверять на самом дорогом – собственном здоровье – страшнее втройне. Каждый принимает решение сам. Но хочется верить, что это решение взвешенное, основанное на размышлениях и изучении серьёзных источников, а не на диких слухах, достойных Средневековья.














