Что общего у аптеки Оссе, кофейни Шарлау и улицы Бэра? То, что все эти имена принадлежат немцам. А сколько еще немцев, чьи имена не отражены на карте города, оставили след в истории Астраханского края?
Первые сведения о немцах в Астрахани относятся к XVII в. Это были, в основном, военные наёмники на русской службе, в составе Астраханского гарнизона. В начале XVIII в. их насчитывалось около 100 человек.
А одно из первых поэтических описаний Астрахани оставил участник голштинского посольства в Персию Пауль Флеминг. В 1636 году, после посещения волжского Понизовья, он написал об Астрахани:
«Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племен к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит…»
«Здесь три недели мы гостили без забот.
Так здравствуй и цвети!
Теперь-то мы узнали, какой прекрасный край в пути мы повстречали».
Широкое переселение немцев в Поволжье началось в 60-е годы XVIII века после издания Екатериной II манифеста «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору». Колонистам выделялась земля, они освобождались на 30 лет от налогов, могли рассчитывать на подъёмные и проездные до места поселения. С 1764 по 1768 год в среднем и нижнем Поволжье было образовано 106 переселенческих колоний, в которых проживали 25 600 человек. К началу XX их было уже 190 с населением 407,5 тысяч человек. Имея собственную юрисдикцию, право свободно исповедовать свою религию, поволжские немцы составили особую, самобытную этнографическую группу.
В 1765 г. в Астраханской губернии возникла первая немецкая колония – Сарепта (ныне – историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» на территории Волгограда). По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Астраханской губернии проживало 5 162 немцев, или 0,5 % от общего количества жителей. Они служили в вооружённых силах, работали на нефтяных предприятиях и в пароходствах «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий», а также в сфере медицины и образования.
Скромный, но знаменитый аптекарь
На аллее Славы земли Астраханской, в компании крупнейших государственных деятелей, полководцев, рыбопромышленников, знаменитых художников и ученых есть скромный бюст Карла Ивановича Оссе. Регалий у него немного: благотворитель, меценат, директор Астраханского Александрийского приюта. Чем заслужил скромный фармацевт чести стоять в одном ряду с самыми знаменитыми историческими деятелями?
Карл Иванович Оссе родился в Лейпциге, учился в Санкт-Петербурге, окончил вольнослушателем Медико-хирургическую академию и в 1826 году получил звание кандидата фармации первого отделения. Через два года стал провизором и помощником столоначальника в Медицинском департаменте МВД Российской империи. Однако, проработав всего 5 месяцев, подал прошение об увольнении и уехал в Астрахань, где в 1831 году открыл свою аптеку. В этом году аптеке Оссе исполняется 190 лет. И все эти годы она продолжала существовать. Владельцы менялись, но астраханцы и в советские времена, посылая детей за лекарствами, наказывали: покупай в Оссе.
Аптека Карлы Ивановича пользовалась заслуженной славой и безупречной репутацией. Но главное – сам он отличался необыкновенной щедростью и бескорыстием. Отпускал лекарства в долг, с 50-процентной скидкой или вовсе бесплатно. Есть такая цифра: за 9 лет работы Карл Оссе отпустил беднякам за свой счет лекарств на сумму 1180 рублей серебром.
В 1849 году Оссе был назначен директором Александрийского приюта для мальчиков, которым руководил до самой смерти. За профессиональную и благотворительную деятельность был отмечен многочисленными благодарностями, награжден орденами св. Анны I, II и III степени, св. Владимира IV степени, св. Станислава II и III степени, золотыми часами с цепочкой.
Экс-депутат Бундестага, почетный гражданин Астрахани Вольф Бауэр, основавший в 1990-е годы благотворительное общество имени Карла Оссе, написал о нашем земляке книгу, русский перевод которой впоследствии выпустил издательский дом «Астрахань».
Самый лучший шоколад
Еще одно знакомое с детства каждому астраханцу название – кофейня Шарлау.
Карл Адольфович Шарлау – прусский подданный, лютеранин, кондитер из Вигштока, приехал в Астрахань в апреле 1893 г. в возрасте 57 лет вместе с женой Вильгельминой и детьми. Известное здание на улице Паробичебугорной (она же Полицейская, а ныне Кирова) строилось им по проекту известного астраханского архитектора Домонтовича. С этим периодом связана одна курьезная история. Фасад дома был богато декорирован: на первом этаже – лепными гирляндами, листьями лотоса, а на втором – пышногрудыми фигурами кариатид. Однако не все современники оценили такой декор. 12 июля 1901 года газета «Астраханский листок» писала: «Шарлау дом свой окончательно отделал. Дом весьма не дурной, но он производил бы лучшее впечатление, если бы не был «крашен» женскими фигурами, производящими неприятное впечатление и говорящими об отсутствии чувства изящного у строителей дома». В следующем номере вышла ответная статья, в которой скульптор Пенкин объяснял, что кариатиды появились по указанию самого Карла Адольфовича и его подрядчика. Был даже суд, который постановил: здание должны привести в нормальный вид. Однако кариатиды остались. А уже зимой того же 1901 в «Астраханском листке» вышло объявление от самого Карла Адольфовича Шарлау: «Желаю уведомить, что с 1 февраля 1901 г. кондитерская Шарлау перешла в новое помещение, что на Полицейской улице. При кондитерской роскошно отделанная в стиле ренессанс кофейная и имеются различные журналы и газеты». Кроме того, в ней можно было приобрести билеты на спектакли в Зимний театр Плотникова.
Кофейная Шарлау была самой популярной в городе. А качество шоколада «Торгового дома К.А. Шарлау – сыновья», созданного в 1909 году, славилось на все Поволжье, Кавказ и Закавказье.
В 1980 году бывшее имение Шарлау было объявлено памятником архитектуры регионального значения. В 1991 году началась реставрация здания. А в 2017 году, после двухлетнего ремонта, кофейня вновь открылась для посетителей под историческим названием – «Шарлау».
Издатель первой газеты
А теперь об именах, менее известных широкой публике.
Иосиф Антонович Вейскгопфен – «виновник» рождения одного из местных астраханских праздников. Именно он в 1813 году стал издателем первой в Астрахани газеты «Восточные Известия». В честь этого события мы отмечаем День астраханских СМИ.
Иосиф фон Вейскгопфен родился в Тироле, обучался юридическим наукам в Венском университете, хорошо знал несколько языков. В 1806 году приехал в Россию, а в 1811-м определен учителем немецкого языка в Астраханскую гимназию. В том же году ему разрешено было завести в Астрахани свою типографию и издавать еженедельную газету «Восточные Известия».
Первый номер вышел 29 января 1813 года. Помимо местной информации, в газете давалась выборка сообщений из российской и зарубежной периодики. В 1813 году, во время войны с Наполеоном, издание освещало ход кампании и выпускало особые прибавления со стихами и статьями, которые представляли Наполеона как «утробы адския исчадье», «тирана», «престолов дерзкого похитителя» и славили русского царя. Но центральное место занимали географические, экономические, археологические заметки — «О Каспийском море», «Краткие замечания о Хиве, ее народонаселении, управлении и промышленности» и т.п.
Газета сразу обратила на себя внимание министра народного просвещения Разумовского, который потребовал, чтобы «Восточные известия» не делали «подрыва издаваемым от разных казенных мест газетам» и воспретил им заимствовать политические статьи. Цензуру осуществляли директор гимназии Храповицкий и учителя Орлов и Шпаковский. Фактически издание было подчинено учебному заведению. Однако даже в этих стесненных условиях Вейскгопфен продолжал издавать газету. Правда, жаловался в письме к попечителю Казанского учебного округа М.А. Салтыковой: «Авторское ремесло не есть общее всем. Природа сокровище сие раздает избранным, и таланты гения весьма редки. Здешний край при всех теплотворных влияниях на внешние вещи не может похвалиться прославленными гениями в авторском мире. Без средств достать авторов трудно, почему думал сперва поощрять старших учителей на назначение им за статистические и этнографические описания 600 рублей в год, на что и согласились учителя Ритаве, Орлов, Марков, но как пришло дело, друг на друга отговаривались с показанием разных неудобностей». Далее Вейскгопфен пишет, что больше всего сотрудничали Шпаковский и Домогацкий, но после цензурных сокращений писать перестали. «Побудил также своими просьбами Архимандрита Дионисия – его труды означены буквами «А.Д.» или «Р.С.», но как он увидел однажды свои измаранные манускрипты, при всем своем тихом характере не смог удержаться от некоторых выражений на наше цензурство».
«Восточные известия» уделяли большое внимание описанию образа жизни, обычаев, культуры, верований и истории многонационального населения Астрахани и Астраханского края. Причем редактор, размещая в своей газете подробные описания обычаев разных народов, сопровождал их рекомендациями деликатного свойства – «как строить отношения, что им может быть приятно и полезно». Начав с отрывка из «Путешествий на Кавказские горы», занявшего несколько номеров, газета «Восточные Мзвестия» перешла к описанию восточных земель, рассказывая о Каспии и Хиве, «миротворении, богословии и метафизике» калмыков, обычаях татар и индусов, турецком духовенстве. Даже истории в рубрике «Анекдот» часто подавались в виде притч, позволяющих разобраться в нравах и традициях разных стран и народов.
В 1815 году И. Вейскгопфен получил разрешение печатать газету на двух языках: армянском и русском. «Таким образом, газета И. Вейскгопфена, распространяемая в полиэтническом регионе, развивала краеведческую тематику и широко представляла читателям местные народности и межнациональную культуру и традиции. Газета, осуществляя свою просветительскую миссию, публиковала географические, топографические, исторические, археологические, этнографические, статистические и прочие материалы, и тем самым способствовала формированию разносторонних информационных потребностей читательской аудитории во всей Астраханской губернии», - пишет заведующая кафедрой теории и истории журналистики АГУ Галина Белолипская.
Последний номер «Восточных известий» вышел в свет 5 июля 1816 года. За три дня до этого Иосиф фон Вейскгопфен скоропостижно умер в возрасте 37 лет.
Основатель главной больницы
Еще одно имя, не столь известное астраханцам - Александр Петрович Далингер, основатель и первый главный врач объединенной Александро-Мариинской больницы.
Александр Далингер родился в Астрахани в 1854 году. Учился в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, закончив ее в одном выпуске со знаменитым русским физиологом Иваном Павловым.
С 1894 года Александр Далингер – старший (главный) врач городской соединенной Александро-Мариинской больницы. Под его руководством строились новые больничные и административные корпуса, преображалась территория. Старшему врачу приходилось не только решать хозяйственные вопросы, но и лечить больных. Количество проведенных Далингером операций исчислялось тысячами. Несмотря на загруженность, он одновременно руководил глазной лечебницей. Вместе с известными в Астрахани окулистами Т.Ф.Крамером и Н.С.Соколовым сделал почти 6 тысяч операций.
Далингер вел большую общественную работу в обществе астраханских врачей. В 1891 году был избран гласным Городской думы сроком на 4 года. Автор 16 научных работ. Правительство высоко оценило заслуги врача перед Отечеством, наградив орденами св. Станислава и св. Анны II и III степени.
Александр Петрович Далингер скончался 13 января 1908 года в возрасте 54 лет в результате тяжелой болезни.
И это далеко не все немцы, оставившие заметный след в истории Астраханского края. Франц Отгон Фридрихович Шперк, который работал во врачебном отделении Астраханского губернского правления, а помимо работы интересовался богатой историей Астраханского края, оставил труд «Опыт хронологического указателя литературы об Астраханском крае с 1478 по 1887 год», научные статьи на медицинские темы, о рыбной промышленности, географии, истории с. Енотаевки, народном образовании. Поэт-баснописец Иван Иванович Хемницер, сын военного лекаря из Енотаевского гарнизона. Австрийский немец, монах, чьего имени не сохранили предания, но с кем связывается развитие в Астрахани виноделия. Ученый-энциклопедист Карл Эрнст фон Бэр и многие, многие другие.
Продолжая традиции
Традиции поволжских немцев продолжают их потомки. Недавно в Астрахани прошел фестиваль немецкой культуры «Открытые сердца», организованный местной немецкой национально-культурной автономией «Единство».
В этот день в Астраханском Доме дружбы звучала немецкая речь, исполнялись стихи и рассказы, разыгрывались небольшие спектакли.
Немецкие песни в исполнении ансамбля «Волгавеллен» словно перемещали зрителя в старомодный салон с кружевами на занавесках и камином.
Как обычно, в гости к немецкому обществу пришли артисты разных творческих коллективов
и руководители национально-культурных обществ Астрахани.
Работала выставка рукоделия. На мастер-классе «Basteln» гости учились делать фоторамку в осеннем стиле.
А самыми веселыми получились вокальный и танцевальный мастер-классы, на котором все вместе – немцы, русские, корейцы, евреи - учились петь немецкие песни и танцевать немецкую польку.
Читайте также: В большой семье. Добрая половина архитектурных памятников Астрахани – армянские
В большой семье. Лица Астрахани – многонациональной и будничной. Репортаж с рынка
Читать весь архив
Источники, использованные при подготовке материала: https://pandia.ru/text/77/498/2640-15.php, https://astmuseum.ru/ru/interest/iosif-antonovich-veyskgopfenvxaT/, https://shella-la.livejournal.com/15375.html, https://geocaching.su/?pn=101&cid=21681, https://www.tourister.ru/responses/id_28920, https://etnokonf.astrobl.ru/document/573