Если спросить случайного прохожего, что он знает о корейской культуре, большинство назовет К-pop. Да, этот стиль родом из Южной Кореи завоевал весь мир. Но в традициях этой восточной страны много других ярких и самобытных направлений, познакомиться с которыми астраханцы могли на VI Фестивале корейской культуры, прошедшем 10 декабря в Культурном центре АГУ.
Перед началом гала-концерта прошли мастер-классы от центра корейского языка и культуры АГУ «Институт им. Короля Сечжона». Участники могли раскрасить традиционные корейские веера и маски, научиться изготовлению брелоков, поиграть в традиционную игру Тухо, погадать на картах Хато. Традиционным корейским гаданием заинтересовался даже губернатор Игорь Бабушкин.
История корейского национального танца насчитывает тысячелетия. Документы и многочисленные архитектурные свидетельства рассказывают о том, что корейский танец зародился около 3000 лет назад и вышел из древнейших ритуалов шаманов. Менялся под влиянием буддизма, христианства, а также традиций и культур соседних стран.
Но именно барабаны — основа основ корейской музыкальной культуры. Их ритмы — неотъемлемая часть национальных торжеств. Корейцы верят, что эти магические звуки разгоняют злых духов и призывают силы добра. «Самго му» — большие барабаны — инструменты для императоров, высшей знати, «сальмунори», «букчум», «бубны» — для простолюдинов, крестьян. С их помощью люди обращались к высшим силам, просили о богатом урожае. Поэтому это больше, чем танец, скорее, ритуал. Главное – проникнуться духом игры. Тогда и зритель проникнется. Упоение торжества, самозабвение транса, мощь природных сил – в этих звуках есть что-то гипнотическое. И это не просто стук – это настоящая музыка. Ну, это, конечно, надо слышать. У нас только небольшие видеозаписи, которые не дают полного ощущения, но все-таки.
Танец с барабанами имеет множество вариаций, начиная от размера барабанов и количества танцоров.
В 70-х годах XX века группа, основанная южнокорейским музыкантом Ким Док Су, создала жанр «самульнори» - современный стиль, основанный на древних традициях корейской музыки, исполнявшейся во время деревенских праздников, отправления религиозных обрядов и работы в поле.
Самульнори переводится как «игра на четырех инструментах». Эти четыре инструмента - чангу, бук, чин, квенгари. Каждый из инструментов имеет особое значение: чангу (в форме песочных часов) - дождь, чин (гонг) - ветер, бук (большой кожаный барабан) - тучи, квенгари (маленькая металлическая тарелка) - молния. У каждого инструмента – свое звучание и своя роль, но вместе они рождают ту самую магию, которая трогает струны души и поднимает ее куда-то к небу.
Не барабаном единым
Корейские танцы отличаются причудливостью, грациозной красотой и разнообразием, содержат множество сложных элементов и движений. Существует огромное множество традиционных корейских танцев: танец с мечами, танец с веерами, танец монаха, шута, крестьянина и т.д. Они исполнялись как при дворе императора, так и в деревнях.
Считается, что танец с веерами произошел от шаманского исполнения природного обряда с листьями, а позже превратился в один из наиболее изысканных корейских танцев.
Хорошая музыка – та, что трогает сердце, даже когда ты не понимаешь слов. Так тронула сердца зрителей песня «Сам Семнёнь Севоль» в исполнении Народного артиста Республики Калмыкия Мергена Кима, посвященная трагедии южнокорейского парома «Севоль», произошедшей у юго-западного побережья Корейского полуострова 16 апреля 2014 года.
А когда он пел «Синюю вечность» Муслима Магомаева и в дуэте с Заслуженной артисткой РФ Данарой Шалхановой песню «Течет река Волга» - подпевал весь зал.
Корейцы – народ очень миролюбивый и приветливый. В повседневной жизни они стараются избегать конфликтов, неприятных сцен и резких слов. Однако и в обиду себя не дают.
В Корее в 1955 г. возродили систему древних национальных единоборств и назвали ее «тхэквондо». Региональная федерация тхэквондо действует и в Астрахани. Подопечные ее президента Андрея Попова, обладателя 3-го дана черного пояса, устроили показательное выступление. Зал бурно аплодировал, когда ребята и девочки лихо разбивали руками и ногами доски.
И, конечно, не обошлось без кей-попа – к радости и восторгу молодежной части аудитории.
Организатором фестиваля выступило Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев». Гостями мероприятия стали губернатор Игорь Бабушкин, депутаты Госдумы РФ Леонид Огуль и Ренат Аюпов, председатель Гордумы Астрахани Игорь Седов, генеральный директор общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» Вячеслав Ким, руководители корейских центров из пяти регионов и руководители национально-культурных обществ Астраханской области. На сцене фестиваля выступили артисты из Волгограда, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода: ансамбль традиционного корейского искусства «Сораксан» и группа «Самульнори» (г. Нижний Новгород), ансамбли традиционного танца «Мугунхва» и «Ариран» (Ростовская область), школа искусств «Хвасон» (г. Волгоград), а также Астраханский государственный ансамбль песни и танца, ансамбль «Скоморошина» и вокально-танцевальный ансамбль «Мугунхва» (г. Астрахань).
В рамках фестиваля представители корейских центров пяти регионов: Республики Калмыкия, Астраханской, Волгоградской, Ростовской и Нижегородской областей подписали соглашение о сотрудничестве в области культуры и спорта.
Корё-сара́м – так называют себя этнические корейцы, проживающие на территории Российской Федерации. По данным переписи 2010 года в нашей стране живет около 150 тысяч корейцев. Многие из них известные и прославленные: например, поэт и бард Юлий Ким, народная артистка России, солистка Большого Театра Людмила Нам, экс-абсолютный чемпион мира по боксу Константин Цзю и многие другие.
Появление корейцев в Астраханской области ведет отсчет с 1937 года, когда постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) их выселяли из пограничных районов Дальневосточного края. Первая волна миграции корейцев в наш регион в послевоенное время приходится на 1970-е годы, вторая - на 1990-2000-е годы. Поначалу большинство из них занималось фермерством, но сейчас в сельском хозяйстве занято не более 15% корейцев, многие занялись предпринимательством в других сферах.
В 2010 году в Астраханской области проживало около 3 тысяч корейцев. В 2014 году была создана Астраханская региональная общественная организация «Корейский культурный центр «Хамке Идон», возглавил которую экс-депутат Думы Астраханской области Сергей Цой. С тех пор фестивали и другие мероприятия, которые позволяют больше узнать о традициях и культуре корейцев, стали в Астрахани традиционными.
Фото Владимира Огурешина и немного автора