В большой семье. Как гадали о будущем на Святки, Навруз и Нардуган

https://punkt-a.info/news/glavnoe/v-bolshoy-seme-kak-gadali-o-budushchem-na-svyatki-navruz-i-nardugan
Пункт-А
В большой семье. Как гадали о будущем на Святки, Навруз и Нардуган
18-01-2020

В большой семье. Автор рубрики Вероника Иошко

Раз в крещенский вечерок девушки гадали… Кто не знает этих строк? Может, именно благодаря Василию Жуковскому гадание – один из самых известных святочных обрядов.

Святки – период от Рождества до Крещения, дни радости и гуляний. Традиции их празднования уходят в такую глубокую древность, от которой не сохранилось даже устных преданий. В дохристианской Руси Святки связывали с именем бога Святовита. Колядование – хождение по домам с песнями-колядками - восходит к славянскому богу зимнего солнца Коляде. И вообще, православные традиции празднования Святок переплелись с языческими до такой степени, что и сейчас не все могут отличить одно от другого. 


Вот и гадание, хоть и осуждалось церковью очень строго, долгое время процветало.

Сегодня, конечно, никто уже всерьез не верит башмаку. И записку с именем «суженого» под подушку кладут разве что в качестве игры. Как на самом деле происходило гадание, какие ритуалы надо было соблюдать – теперь уже мало кто помнит. Чтобы сохранить для истории старинные русские обычаи, специалисты Астраханского областного научно-методического центра народной культуры ездили в экспедиции по селам, расспрашивали бабушек. Оказывается, все было именно так, как у Жуковского.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой...

В этом стихе перечислены все основные способы гадания, которые практиковались и в астраханских селах.

Самым простым и распространенным способом гадания был башмак (калоша, валенок). Обувь бросали через забор. Куда носком укажет, оттуда и жених будет. А в селе Караванное Лиманского района в качестве «указателя» служил также ухват. Его крутили вокруг себя, бросали и смотрели, куда покажут рога.


Поздними святочными вечерами девушки собирались стайками и ходили под окна слушать, о чем в домах у соседей говорят. Если разговор хороший – к добру, худой – к бедной жизни. Или, например, родитель скажет непослушному дитю: «Сядь и сиди на лавке!», – значит, не скоро замуж, сидеть девушке дома еще год. Или в другом доме услышат: «Иди, сходи на двор, принеси что-то», – тогда быть свадьбе у той, на кого загадали.

А то просто подходили к окошкам и спрашивали: «Как моего суженого зовут?» Бывало, что, узнав по голосу соседскую девушку, хозяева называли имя ее любимого, и тогда радости девицы не было предела.


Гадание «на курицах» также было очень распространенным. На стол ставили зеркало, насыпали зерно, уголь, золу, наливали в миску воду. А потом смотрели, что будет делать принесенная из курятника курица. Клевать зерно – муж будет хлебороб, золу – будет пьяницей, пить воду – рыбаком, уголь – к вечному девичеству, а смотреться в зеркало – муж будет щеголем. Так считали в селе Грачи Енотаевского района. А вот в селе Золотуха Ахтубинского района были свои поверья: если курица клюет зерно – будет жених богатый, смотрит в зеркало – модник, пьет воду – пьяница.

Чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж в этом году, использовали кочергу или ведро. Так, в селе Каралат Камызякского района девушка садились верхом на кочергу и каталась на ней задом наперед. Если попадала в открытую калитку – значит, выйти ей замуж в предстоящем году. А в Грачах девушке надевали на голову ведро и, прокрутив три раза вокруг себя, отпускали. Если у нее получалось пройти в открытую калитку, значит, замужество близко, нет – не судьба.

Гадали на нитках – крепили к потолку и одновременно зажигали: чья скорее сгорит, та раньше всех замуж выйдет. На заборе – «обнимали» его руками, а потом считали колья, приговаривая: «сусек, мешок, котомка, сусек, мешок, котомка». Если последним выпадал сусек – будет богатая жизнь, мешок – средняя, а котомка – нищая.

Популярны были гадания с блюдцами и кольцами. Три блюдца ставили на стол вверх дном, под них клали кольцо, крест и цветок (лист). Если под выбранным девушкой блюдцем оказывалось кольцо – выйти ей замуж в этом году, цветок – еще погуляет, а крест – век одной вековать. 


***

Гадания были распространены не только у русских девушек. Советский востоковед-тюрколог Владимир Гордлевский в своей работе «Гадания татарок о женихе (из этнографических материалов, собранных в Уфе)» описывал очень похожие ритуалы – с кольцами, блюдцами, курицами и подслушиваниями под окнами.

У татар и некоторых других народов Поволжья существовал древний праздник Нардуган, который длился с 25 декабря по 7 января. Некоторые считают его аналогом русских святок, и неспроста. Праздничные ритуалы в самом деле похожи: те же ряженые, хождение по домам с песнями и те же гадания.

«Аналога святок у ногайцев не было, - рассказывает член правления АРОО Центр ногайской культуры "Эдиге" Линара Баубекова-Иргалиева. – И специфического гадания именно на жениха не было, по крайней мере, мне о таком не известно. Но на Навруз было принято гадать на камнях». Назывался обряд «тас аштырады» («камни открывают»). Занимались гаданием исключительно женщины зрелого возраста. Навруз – праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года. Потому и гадали на то, какой выдастся год, каким будет урожай, приплод. Но могли попросить погадать и на любимого или любимую. Кстати, в клипе на песню ногайского певца Расула Сеитова «Бердаьзи» есть эпизод гадания на камнях «о парне» по просьбе девушки.


Приметы будущего люди искали повсюду. В том числе и в танцах. У кубанских ногайцев сохранился танец «Тоьгерек» – в нем девушки, двигаясь по кругу, меняют партнеров. «Если в танце у парня с девушкой все получалось синхронно, то считалось, что и в жизни у них тоже все будет складно», - рассказывает Линара Зайдулловна.

Гадание на камнях было распространено и у других народов. В интернете и сейчас можно найти множество «мастер-классов» по литомантии. Но это уже не народные традиции, а магия и суеверие, которые жестко порицаются религией – как православием, так и исламом. 

Иерей Максим Бурдин, клирик Успенского собора:

- Есть книга под названием Дидахе, датируемая второй половиной первого века. В ней сказано: путь гадания – это путь смерти. Не обращайся ни к заклинателям, ни к звездочетам, ни к другим предсказателям, ибо это ведет к идолослужению. Вся история крещенских гаданий, купаний – это попытка смешать порой несовместимые явления. К сожалению, когда «народное благочестие» начинает превалировать над строго церковным богословием, это часто приводит к фантазиям, не имеющим отношения к евангельскому благочестию.

 Юнус Хазрат, имам мечети №2:

- В исламе гадание, колдовство запрещены. Аяты 90, 91 суры «Трапеза» гласят, что спиртное, азартные игры, гадание – это скверные деяния от сатаны. Суеверие и приметы, такие как черная кошка или женщина с пустым ведром, вера в астрологию или предсказания - все это ислам отрицает.

Читайте также В большой семье. Откуда у астраханских казахов столько родственников

В большой семье. Сегодня – самый день наряжать елку





Новости СМИ2


Новости MARKETGID
Загрузка...
Комментарии
comments powered by HyperComments




Новости LENTAINFORM
Загрузка...
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей

Элемент не найден!

Блоги
12.02
Олег Сарычев

Почему надо раздать деньги домохозяйкам

28.01
Олег Шеин

Чем важны поправки в Конституцию?

14.01
Алена Губанова

Почему астраханцы называли Анатолия Гужвина папой

07.01
Сергей Синюков

О сюжете Ильи Варламова со товарищем про Астрахань

Архив мнений
Социальные сети
Считаете ли вы, что нужно вернуть прямые выборы мэра Астрахани?


Да, должны быть прямые выборы мэра  
 13056
(90%)
Затрудняюсь ответить, или мне все равно  
 726
(5%)
Нет, нынешняя система более эффективна  
 660
(5%)
Проголосовало: 14442 Архив опросов
ПнВтСрЧтПтСбВс
Последние комментарии
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «Пункт-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "Пункт-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Чайковского, д. 6.
Тел. +7-908-616-0293.
E-mail.: punkt20102010@gmail.com

Яндекс.Метрика
Бигль