Такова стоимость решений Совфеда по итогам Дней Астраханской области. Цифру озвучил у себя на Фейсбуке астраханский сенатор Александр Башкин.
В Совете Федерации завершились Дни Астраханской области. Попробуем обобщить то, о чем говорилось в течение трех дней и что это даст региону.
Особый статус
Понятно, что астраханцев больше всего волнуют собаки и свалки, засыхающие без полива деревья и так далее. Но это не уровень Совета Федерации. Вопросы тут поднимались стратегические, перспективные и масштабные.
Так, на профильном комитете обсуждали закрепление за Астраханской областью на законодательном уровне особого статуса – приоритетной геостратегической территории.
Что такое приоритетная геостратегическая территория? Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2035 года, принятой в 2019 году, это «территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности». Это вовсе не обязательно самодостаточные территории с сильной экономикой. Чаще всего как раз наоборот.
К приоритетным геостратегическим территориям РФ относятся:
1. Субъекты РФ, характеризующиеся эксклавным положением, - Республика Крым, город федерального значения Севастополь, Калининградская область;
2. Субъекты РФ, расположенные на Северном Кавказе, - Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край;
3. Субъекты РФ, расположенные на Дальнем Востоке, - Республика Бурятия, Республика (Саха) Якутия, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ;
4. Субъекты и части субъектов РФ, входящие в Арктическую зону Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации".
Что дает статус приоритетной геостратегической территории? Он означает индивидуальные программы по опережающему развитию регионов и соответствующее финансирование. Например, для Дальнего Востока разработана специальная программа с целью ускорения развития экономики региона, прекращения миграционного оттока, повышения качества жизни. Для этого планируется создание почти полумиллиона новых рабочих мест, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, реконструкция аэропортов в малых городах, строительство новых школ, детских садов, больниц, объектов культуры. Чем плохо? Сотни миллиардов выделяются ежегодно в виде дотаций геостратегическим субъектам Северного Кавказа.

«Особый статус позволит нам принять на федеральном уровне индивидуальную программу развития, а также привлекать дополнительное финансирование», - написал в своих аккаунтах губернатор Игорь Бабушкин, пояснив, что речь идет о планах создания особой портовой экономической зоны, развитии судоходства в Волго-Каспийском бассейне, строительстве Северного, Восточного обходов Астрахани и новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту Нариманово, и, наконец, возведении нового морского вокзала.
О морском вокзале и Волго-Каспийском канале
Многие со скепсисом относятся к идее строительства в Астрахани морского вокзала, о которой впервые заговорили еще в 2019 году. Да и особая портовая зона в Оля кажется уже бородатым анекдотом – создать здесь ОЭЗ пытались еще с конца 90-х годов прошлого века. В прошлом году постановление Правительства РФ о создании портового кластера и портовой особой экономической зоны на территории Лиманского района Астраханской области было подписано, но пока это выглядит как сказка. Примерно как строительство третьего моста через Волгу. Но такие проекты реализуются не годами, а десятилетиями (если, кончено, вовсе реализуются).

Но вернемся к морскому вокзалу. Строить его планируют не в Оля, а в морском порту Астрахань. Порт имеет грузо-пассажирский пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Но вся эта инфраструктура предназначена для оформления судов, экипажей и грузов. Пассажирских терминалов для прибывающих на туристических и пассажирских судах загранплавания нет. Кроме того, по задумке чиновников, морской вокзал мог бы обслуживать и пассажиров внутреннего водного транспорта – учитывая, что Астрахань является конечной точкой многих маршрутов речных пассажирских круизов.
Однако морское сообщение с Астраханью ограничивается возможностями Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Суда по нему сейчас ходят загруженные вполовину. Как рассказал членам Совета Федерации глава астраханского минпрома Денис Афанасьев, фактическая проходная осадка в морской части канала в 2020 году лишь 3,5 месяца соответствовала предписанным показателям. В прошлом году суда 12 раз вставали на мель, в текущем году - уже четырежды. «Для эффективной реализации проекта необходимо провести реконструкцию канала, включающую проходные глубины для судов с осадкой до 4,5 метров и двустороннее движение», - сообщил Денис Афанасьев. Также он рассказал сенаторам о необходимости внесения в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации на 2021-2024 годы» строительства здания для размещения государственных контрольных органов и пассажирского морского вокзала. Члены комитета Совета Федерации по международным делам поддержали инициативы, озвученные Афанасьевым, сообщает сайт министерства.
О наследии
Отдельное выступление в Совфеде губернатор посвятил историческому наследию Астрахани. Плачевное состояние архитектурных памятников нашего города не новость, но в последнее время тема получила особый резонанс. Отметим – с подачи самих астраханских чиновников. Напомним, сыр-бор пошел после знаменитого выступления министра культуры Астраханской области Ольга Прокофьевой на выставке АРХ Москва-2020. Критики в адрес министра тогда было немерено. Но если бы не бурный резонанс – наверно, ничего бы не менялось, и наши памятники продолжали потихоньку рушиться и исчезать с лица города. Не факт, что и теперь будет по-другому. Но после Дней Астраханской области Совет Федерации уже в весеннюю сессию планирует обсудить изменения в законодательстве об охране памятников истории. Так что глядишь, дело и сдвинется с мертвой точки.

Нефтяные налоги
Обсудили и такую застарело-больную для Астраханской области тему, как сбалансированность бюджета.
Основа экономики Астраханской области — нефтегазовая промышленность. Вклад компаний в ВРП — около 40%, но поступления в консолидированный бюджет региона составляют всего 32%, сообщил Игорь Бабушкин.
Львиная доля расходов (более 70% бюджета) уходит на социальную сферу. На развитие денег не остается, а это плохо. Хотя такая ситуация типична для большинства субъектов России.
Впрочем, о проблеме «нефтяных налогов» знает всякий мало-мальски читающий новости астраханец. Несомненно, знают об этом и в Совфеде. Однако лишний раз поднять вопрос с такой трибуны не лишне.
Поговорили. Что дальше?
Предложения, озвученные астраханской стороной, вошли в проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области». Далее для решения поставленных задач Совет Федерации в соответствии со своими конституционным полномочиями напрямую обращается в федеральные органы исполнительной власти, поясняет Александр Башкин.
Это не значит, что федеральные деньги прямо завтра польются на нас рекой. Но, по словам сенатора, общая стоимость решений, вошедших в постановление верхней палаты парламента, - 70 миллиардов рублей. «Если даже половина получится, осмелюсь напомнить, что доходная часть областного бюджета шестьдесят миллиардов, - написал Александр Башкин, отвечая на критические комментарии в соцсетях. - Практика проведения дней субъектов в Совете Федерации начиная с 2013-го года показывает, что подавляющее большинство принятых решений исполняется».














