На фото: Небоскреб Mjøstårnet в Брумунддале (Норвегия). Изображение: Voll Arkitekter
В пятницу президент Владимир Путин проводил в Архангельской области совещание по лесной отрасли. Одним из ключевых тезисов стало предложение президента активизировать деревянное домостроение – в том числе для того, чтобы задействовать деревообрабатывающую отрасль для переселения граждан из аварийного жилья, а также для строительства ФАПов, объектов благоустройства и т. д.Запасы древесины в России составляют 82 миллиарда кубометров, напомнил президент. Для сравнения, в Бразилии – 126 миллиардов, в США – 47, в Канаде – 30 и в Китае – 14 с небольшим. Фактические объёмы заготовки в России существенно ниже расчётной лесосеки. Отрасль имеет резервы, хороший потенциал для долгосрочного роста. Вместе с тем в 2022 году отечественные лесопромышленники столкнулись с серьёзными вызовами. Поэтому нужны меры по поддержке отрасли, одной из которых может стать повышение госзаказа на деревянные здания.
– Хорошие перспективы для деревянных домов есть в расселении аварийного жилья, – заявил Владимир Путин, – в создании ФАПов и других социальных объектов.
Тему в ходе совещания раскрыл министр строительства РФ Ирек Файзуллин. Он напомнил, что в 2022 году в россии введено в строй 102,7 млн кв.метров жилья (из них порядка 0,5 млн. в Астраханской области – прим.ред.). Примерно половина введенного строй жилья – индивидуальное. В этой цифре около четверти – это деревянные дома, построенные гражданами индивидуально. Получается, каждый восьмой новый квадратный метр в России построен из древесины, и это на 31% больше показателя 2021 года.
Министр видит перспективу в использовании технологии перекрестно-склеенных панелей CTL, прочностные характеристики которых позволяют строить дома высотой до 9 этажей.
– Сейчас мы завершаем 14 НИОКРов на обеспечение механической, сейсмической и пожарной безопасности объектов из дерева. Уже реализован пилотный проект: построено два 4-этажных жилых дома в Вологодской области в городе Сокол на 64 квартиры. Дома были возведены в очень короткие сроки. Разрешение получили в апреле, а в сентябре уже закончили основные работы. Ряд регионов, сегодня мы получили соответствующие обращения, просят поддержать строительство деревянных домов из таких панелей, в том числе по программе расселения из аварийного жилья. В целом деревянная конструкция широко применяется в строительстве жилья, школ, детских садов, спортивных, административных, офисных зданий, ФАПов, объектов культуры и при благоустройстве территорий. Здесь мы продолжим совместную работу с Минпромторгом.
Еще один пример в ходе совещания привел губернатор Коми Владимир Уйба, который доложил, что в регионы отработали проект малоэтажного деревянного домостроения из МХМ:
– Это совершенно реальная мера исправления ситуации по аварийному жилью: быстро, качественно, из своего материала, опять же при поддержке собственного производителя. Это очень важно. На самом деле у нас остались только согласования с МЧС, и дальше мы готовы начинать домостроение из своего материала в первую очередь, повторяю, для решения вопроса аварийного жилья.
По результатам совещания президент дал поручение задействовать малоэтажные дома заводского изготовления для решения вопроса с аварийным жильем. Так что, вероятно, в перспективе нескольких лет стоит ожидать расширения предложения таких строений на рынке.
Реакция
Стоит отметить, что в социальных сетях нашлись критики, которые оценили «деревянные» предложения президента скептически: мол, это «возвращение к баракам».
Впрочем, об ангажированности подобных нападок сделать выводы несложно. Элементарный поиск по словосочетанию «деревянное домостроение» выдает крайне любопытные данные: в Швеции доля деревянных домов в общем объеме строительства составляет 78%, в Канаде – 83%, в Финляндии – 90%, в США доходит до 95%. Но само собой, «вы не понимаете, это другое»… В странах с добрыми лицами деревянные дома – это передовые экологичные технологии, а если такое построить у нас – то это конечно будет «барак».