Рыбальченко Ирина Ефимовна, доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета по здравоохранению Федерального собрания РФ, депутат Думы МО «Города Астрахань» шестого созыва. Базовое образование – врач-бактериолог, работала в эпицентре на ликвидации восьми эпидемий холеры в странах бывшего СНГ. На сегодняшний день имеет редкий для медицинского работника опыт, сочетающий навыки практикующего врача, экономиста экспертной квалификации, креативного управленца, автора и разработчика многочисленных программ повышения квалификации менеджеров здравоохранения по инновационным направлениям в организации здравоохранения в РФ. Больше пяти лет назад, по приглашению руководства ООО «Газпром добыча Астрахань» сменила Северную столицу на столицу Каспийскую, возглавив ведомственное лечебное учреждение газового гиганта. За этот срок ЧУЗ «МСЧ» качественно изменило репутацию, став одной из лучших клиник Юга России и, заняв по эффективности лидирующее место среди всех медицинских структур «Газпрома» РФ.
- Ирина Ефимовна, полагаю, что мой первый вопрос возникает у каждого, кто впервые с Вами знакомится, - что привлекло Вас в Астрахани настолько, что Вы ради нее оставили культурную столицу? Согласитесь, что переезд петербуржца в наш город нельзя назвать «правилом», скорее наоборот.
- Вы правы, любой петербуржец любит свой город и я не исключение. Но тот, кто хоть раз побывал в Астрахани, не может не разделить чувств коренных астраханцев к этому городу-жемчужине. Астрахань очаровывает всем, невозможно выделить, что мне больше здесь нравится: потрясающая архитектура, доброта людей, уклад жизни или совершенно особенный, так непохожий на петербургский, климат. Я влюбилась в этот город, его людей и не мыслю себя без Астрахани.
- Вы уже более пяти лет живете в Астрахани, это конечно срок немалый, но тем не менее. Не страшно было идти на выборы, учитывая, что Ваши соперники коренные астраханцы.
- Ни капельки. Я же знала ради чего иду. Меня сейчас спрашивают: что я приобретала как депутат: привилегии? статус? материальные выгоды? Отнюдь, единственное, что дает мне мандат депутата городской Думы, - больше возможностей применить свои знания в работе. Я совершенно искренне стремилась именно к этой цели и люди это почувствовали. Вы не представляете сколь радушно и тепло меня принимали на встречах в коллективах, на предприятиях, во дворах. При такой поддержке разве мог появиться страх?
- Вы доктор экономических наук в сфере медицины, член Экспертного совета по здравоохранению Федерального собрания РФ, при этом в городской Думе входите в состав нескольких комитетов и даже являетесь заместителем председателя комитета по бюджету. А как же комитет по охране здоровья? Может, стоило бы акцентировать все свое внимание на нем?
- Ваше замечание весьма существенно. Дело в том, что в городской Думе этого созыва комитет по охране здоровья не был предусмотрен. Не берусь комментировать мотивы, по которым было принято такое решение. Но на одном из первых же заседаний «новой» Думы депутаты приняли решение создать этот, с моей точки зрения, совершенно необходимый комитет, предложив мне его возглавить. По сути, возродить «с нуля».
- Но ведь в городе нет учреждений здравоохранения муниципального подчинения, все поликлиники и больницы в ведении министерства здравоохранения Астраханской области или вообще ведомственные. Не предусматривает средств на здравоохранение и городской бюджет.
- Правильно. У города нет бюджета на здравоохранение – он весь в области, но есть пациенты – наши избиратели, жители города, которые задают вопросы и их надо решать на своём месте. Мне представляется, что астраханцы, приходя в поликлинику, меньше всего думают о том, кому она подчиняется, и вопросы по качеству и доступности медицинской помощи они совершенно резонно адресуют к тем, кого они избрали. Люди доверили нам решение своих насущных проблем. Они ожидают, что избранный ими депутат приложит все усилия, зачастую ожидают решения трудновыполнимых задач. А вопрос организации эффективной работы комитета здравоохранения мне не кажется нерешаемым, хотя, конечно, и простым я его тоже не считаю. Когда выделяются деньги - работать легко, сложнее сделать что-то без денег. Однако, мировая практика показывает, что наведение порядка в любой области повышает эффективность работы и экономию бюджетных средств на 35 - 40 процентов. По крайней мере, опыт работы в этой сфере у меня имеется.
- Да, конечно, причем на федеральном уровне.
- Почему только на федеральном? А руководство ЧУЗ «МСЧ»?
- Вы предвосхитили мой вопрос о Вашей основной работе. Поделитесь секретом, какие управленческие рычаги вы задействовали, чтобы в столь короткие сроки кардинально реформировать всю организационно-экономическую систему крупной клиники? Как вам удалось сплотить коллектив и организовать работу надёжной командыединомышленников, а сегодня, так сказать, в турборежиме удаётся развивать высоко-технологичную медицину по самым сложным направлениям?
- Никакого секрета здесь нет. Просто с самого начала руководство Газпрома жест-ко поставило передо мной главную задачу – добиться максимально высокого качества оказания медицинской помощи в клинике. Если уж браться за дело, то доводить его надо до положительного результата или не браться совсем. На самом деле, чем глубже закапываешься в проблему, - тем интереснее, особенно, когда работаешь с людьми, примняешь накопленные управленческие знания на практике, то помимо профессионального удовлетворения, испытываешь ещё и творческий подъём.
А тем главным фундаментом, который позволил клинике совершить скачок в экономике и качестве оказания медицинской помощи, стал разработанный коллективом ЧУЗ «МСЧ» и утверждённый в ООО «Газпром добыча Астрахань» новый стратегический план развития, который сейчас внедряется. Он позволил изменить всю организационно – экономическую систему нашего лечебного учреждения и добиваться стабильно положи-тельных результатов в развитии. Кстати, опыт создания стратегии ЛПУ вызвал на между-народных и общероссийских конференциях огромнейший интерес в среде медицинской общественности. Ведь поэтапная стратегия развития современного ЛПУ, вне зависимости от его формы собственности - мощный инструмент, способствующий интенсификации и повышению эффективности работы, как в текущем времени, так и в отдалённой перспективе.
Тот мощный рывок в развитии, который мы сделали своими руками, позволил рас-крыть такой потенциал, что сегодня, по словам нашего профсоюзного комитета, «в воро-тах медсанчасти стоит две очереди: одна – из желающих сюда прикрепиться на лечение, другая – из желающих здесь работать». А ведь раньше клиника была убыточной, а сейчас она лидер среди Газпромовских «дочек». За последние пять лет число высокотехнологич-ных операций увеличилось в три раза, многие из них уникальные и сделаны впервые в Астраханской области. Открыты инсультный центр, центры хирургии одного дня и офтальмологии. Наши хирурги ездят учиться за рубеж, медсёстры повышают квалификацию в крупнейших медицинских центрах страны. Что характерно – пациенты перемены отметили, сегодня даже горожане без «газпромовской прописки» постоянно идут сюда лечиться. Теперь, по пожеланию пациентов, даже в субботу приём ведут все основные специалисты, можно сдать все необходимые анализы, пройти профосмотр. Главная цель - чтобы каждый участник лечебного процесса делал всё возможное для того, чтобы помочь пациенту. Миссию Медико-санитарной части мы разрабатывали всем коллективом – «стараемся возвращать людям здоровье, проявляя заботу о пациенте так, как будто это твой близкий человек».
Когда вы приняли решение стать депутатом городской думы?
-Захотелось дальнейшего развития, разобраться и достигнуть результатов в но-вой для себя сфере деятельности. Поэтому, когда моё руководство мне предложило вы-двинуть свою кандидатуру на выборах в городскую Думу Астрахани, я подумала: «Почему бы нет?». Ведь я люблю этот город, хочу многое для него сделать. У меня мама – фанат Петербурга, удивляется моему поступку (имея ввиду переезд в Астрахань), но когда я ей подарила книжку «Астрахань в старинных открытках», а там эпиграф: «О, Астрахань! Твой экзотический китч не упаковать в золотую картонку, мне хочется каждый замшелый кирпич погладить как маленького котёнка», она удивилась: «Так это про тебя». Я действительно люблю ходить пешком по Астрахани, всё время дёргаю её: «Посмотри, какой дом!» - из тех, что астраханцы зовут трущобами. А он – веками дышит… Эти старые кирпичи, резные наличники на окнах, эти кованные ворота, балконы, перила, какие-то башенки, флюгеры на крышах. Со мной происходит что-то невообразимое, когда я это вижу. Фотографирую на мобильник, а потом сама смотрю. Мама рассказывает друзьям: «Ирина по Астрахани ходит, даже кирпичи гладит!» А мне и правда хочется дотронуться до них, я по-нимаю, что здесь не 100 лет, а много больше. Это не трущобы. Я только молюсь, чтобы страна немного поднялась, и мы не начали их сносить, а реставрировали. Так хотелось бы сохранить эту историческую красоту как старый фонд, который так берегут в Питере. И так во многом: есть проблемы, которые в Астрахани можно было бы решить, пользуясь питерскими наработками.
-Например, какие?
- Я знаю, например, как привлечь коллективы к решению больших, и нормотворческих, и финансовых задач. Я всегда удивлялась тому, как в Минздраве РФ, сидя в кабинетах, умудряются при разработке документов учесть так много нюансов, которые, казалось бы, видны только тем, кто в «поле». Оказалось, существуют специальные методики, когда собирают экспертов, которые со всех сторон обсуждают проблему и находят её решение.
- Вы намерены применить известные вам методики в своей работе в гордуме Астрахани, в частности, нового комитета по охране здоровья?
- Фракция «Единая Россия» выдвинула меня на должность председателя этого комитета. Я хочу все силы бросить сейчас на решение проблем астраханского здраво-охранения. Сейчас мы формируем «базу» проблем в медицинской сфере, то есть собираем информацию от горожан, в том числе, на личных приёмах избирателей.
-Какие проблемы вы видите сегодня в Российской медицине, и какие, по-вашему, болевые точки существуют в системе местного здравоохранения?
-Понимаете, в современной российской медицине множество проблем, решение которых зависит не только от непосредственно врачей. В стране есть медицина – но нет системы оказания медицинской помощи. Есть информационная база данных, но в ней отсутствуют ведомственные и частные учреждения. Есть деньги – нет качественного администрирования расходов и доходов. Есть определённая государственная политика, но в каждом регионе она трактуется по-своему. Локальные проблемы завязаны на общегосударственные. Федеральный Минздрав декларирует одно, на местах делается другое. ЧУЗ «МСЧ», например, готово принять на лечение гораздо большее число астраханцев. Особенно, так называемых «тяжёлых». Благо, и площади, и уровень позволяют. Но не хватает объёмов по линии обязательного медицинского страхования. Что касается нашего города, очевидно, что у нас есть нехватка первичной медицинской помощи в некоторых районах, не хватает элементарных ФАПов, травмпунктов. Не всегда все проблемы решаются вливанием денег. И примером этого служит нацпроект «Здоровье», в который на уровне федерации вбухали огромные суммы, а они ушли как вода в песок. Качество медицины, эффективность не поправились.
-Кроме того, надо работать над повышением престижа профессии врача. Больше 25 лет государство не занималось этим. Очень важный момент - подготовка кадров. Люди не хотят идти в медицину, а те, что идут – не всегда по призванию. У меня тягостное впечатление от встречи со студентами-первокурсниками. Я пытаюсь объяснить: «Ребята, если вы идёте за деньгами, то вы не туда попали». Должна быть искра в душе, то состояние, когда человек не может не лечить, не может не помогать. Зачем человек выбирает эту непростую профессию? Зачем обрекает себя заранее на эту неспокойную, постоянно напряженную жизнь, когда никогда не принадлежишь себе, когда сложный случай бесконечно прокручивается в мозгу, а решения всё нет. В голову приходит слово «самопожертвова-ние». А приходит ли оно абитуриентам медицинских ВУЗов? В медицинские ВУЗы сегодня идут не по велению души, а порой просто так. За деньгами? Да при чем здесь они. Всем врачам хорошо знакомы ситуации, когда никаких денег уже не надо… Сначала надо стать настоящим профессионалом, чтобы за твои услуги стали хорошо платить. И работать для этого придётся не год, не два, и, может быть, даже не десять лет. Это тяжелый труд. Ведь подготовка врача должна вестись по многим показателям: профессиональным, психологическим, общечеловеческим. И никакое оборудование, никакая успешная статистика не заменит человеческого отношения. У молодых людей полностью сбиты приоритеты. Сегодня пришло новое, слишком, с моей точки зрения, практичное поколение, где стёрто представление о долге, милосердии, какой-то медицинской романтике, наконец. Мои ровесники мечтали, рискуя собой, спасать жизни. Нынешние интерны недоуменно пожимают плечами: «Все это красивые слова. Кто это такой – врач Чехов? Причём здесь Булгаков?» А ведь для многих докторов до сих пор это отнюдь не красивые слова. И тут уже даже государственный курс на повышение зарплаты не спасёт – поздно. Надо начинать всё сначала. Это большая работа но «глаза бояться, а руки делают», и начинать можно здесь, в Астрахани. Недавно была на двадцатипятилетнем юбилее Детской городской поликлиники №5. Здесь сохранились люди, которые живут своей работой. Есть везде, и в нашем городе, такие учреждения, где врачебный долг не красивые слова, где персонал работает с полной самоотдачей, с призванием помогать другим, а не заработать побольше, врачи с большой буквы.
- Большое спасибо за исчерпывающие ответы. Если не возражаете, могли бы мы еще раз встретиться? Среди астраханцев бытует мнение, что «Медико-санитарная часть» - это только для Газпрома, закрытое, такое элитарное учреждение. Было бы интересно узнать, как на самом деле работает ЧУЗ «МСЧ».
- Спасибо Вам. Я с радостью отвечу на любые Ваши вопросы, более того, организую Вам экскурсию по нашему учреждению. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.