Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

Хей,бабка! Есть гречка, кура, яйки?

https://punkt-a.info/news/glavnoe/khey-babka-est-grechka-kura-yayki
Пункт-А
Хей,бабка! Есть гречка, кура, яйки?
05-12-2014 \\ Просмотров (2638)
05-12-2014

АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ЭКОНОМИКА – УФАС – ПРОДУКТЫ - МЕРКУЛОВ


На днях «Пункт-А» опубликовал новость о том, что Астраханская область является лидером по ценам на молоко, колбасы и мыло. В продолжение темы мы побеседовали с руководителем регионального управления Федеральной антимонопольной службы Николаем МЕРКУЛОВЫМ, который поделился своей точкой зрения на недавний рост цен на определенные продукты.

Гречневая истерика

– Николай Станиславович, одна из главных задач антимонопольной службы – надзор за товарными рынками и недопущение злоупотреблений со стороны игроков. Поэтому первый вопрос к вам – про гречку: она в последнее время серьезно подорожала. Обосновано ли это повышение цены?
– По продуктам у нас не зафиксированы случаи необоснованного повышения цены. Причина проста: у нас, в отличие от других регионов, практически все товарные рынки являются конкурентными. То есть, нет ни одного субъекта, который бы занимал более 35% какого-либо товара: яиц, масла, крупы, спичек, соли и т. д. Исключением можно назвать такие продукты, как трюфели, фуа-гра, мраморное мясо, некоторые сорта сыров. Однако ситуация на этих рынках не относится к компетенции Астраханского УФАС
Николай Меркулов, УФАС, Астрахань

– И тем не менее, как же быть с той ситуацией, которая сложилась вокруг гречки? Она же действительно подорожала – это факт, который невозможно игнорировать.
– Ситуация вокруг гречки довольно проста. Чтобы было понятно, давайте исходить из базового факта: для того, чтобы Российская Федерация пережила год, не испытывая дефицита гречневой крупы, ее нужно 550 тыс. тонн. В этом году – уже на данный момент – намолотили 700 с лишним тысяч тонн. Обратите внимание: гречка никуда не исчезла, она есть во всех магазинах. И даже перебоев не было.
– Тогда почему при избытке товара мы наблюдаем повышение цены?
– Вероятно, за это вам следует поблагодарить коллег-журналистов из Алтайского края, которые растиражировали кадры комбайнов, убирающих заснеженное поле гречихи. Примечательно, что подобная ситуация, когда часть урожая приходится убирать в непогоду, случается довольно регулярно – раз в два-три года. В конце концов, вся Россия признана зоной рискованного земледелия, что не мешает нашей стране исправно заниматься сельским хозяйством. Тем не менее, из этого информационного повода раздули неизвестно что. И чуть ли не каждый торговец и посредник воспринял эту ситуацию, как возможность поднять цены: если объяснять по-простому, то раньше, например, в цепочке поставщиков от поля до полки магазина каждый посредник взимал наценку в 5%, а стал брать – 20%. В результате – рост цены на 80% вместо привычных 20%. В итоге при наличии ажиотажа население скупило ТРЕХМЕСЯЧНЫЙ объем гречки. И даже после этого гречка не исчезла из магазинов.

– Почему же правительство ничего не предприняло по этому поводу?
– Почему, не предприняло? Ответные действия были. Для того, чтобы сбить ажиотаж на гречку правительство откупорило стратегический запас гречневой крупы и выпустило его на рынок по низким ценам. И в ряде регионов, включая наш, цены пошли вниз.
– Ну а почему ваше ведомство не отреагировало на действия спекулянтов?
– А на что, собственно, реагировать?
– Но ведь, по вашим словам выходит, что торговцы и посредники практически на пустом месте получили способ обогатиться на наивных людях.
– Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения закона. Монопольного злоупотребления нет: ни один из поставщиков гречневой крупы в нашем регионе не занимает долю в 35%. Картельного сговора также не было: участники рынка не собирались, чтобы договориться организованно поднять цены. Все произошло стихийным образом. И, опять же, люди сами пошли в магазины и начали скупать крупу не в обычном режиме – а ВПРОК на три месяца вперед. Их никто не заставлял это делать. Несмотря на то, что уже 20 раз всем все разъяснили, население продолжает скупать гречку. Тут нет состава правонарушения.

Что было первым? Курица или яйцо?

– Хорошо, о гречке поговорили. А что происходит на рынке мяса птицы?
– То же самое и происходит. Если говорить с точки зрения рынка, то количество этих товаров не изменилось.
– Но ведь, в отличие от гречневой крупы, часть курицы Россия закупает за границей. Не отыграли ли тут анти-санкции?
– Да, были проблемы у поставщиков, связанные с импортозамещением. Выстраивались по-новому логистические цепочки и прочее. Плюс, эта ситуация совпала с ежегодной сезонной коррекцией цен, связанной с переходом на цены нового урожая (в т.ч. комбикормов – если мы говорим о курином мясе). Это обычное дело: когда приходит новый урожай цены падают, потом они поднимаются до равновесных значений и так с ползучим ростом продолжается до следующего урожая.
Но в этот раз продавцы мяса птицы воспользовались ситуацией, так же, как и продавцы гречки – и каждый увеличил свою наценку. Сговора и каких-то совместных действий не было установлено. Опять же, рынок не является монопольным: зайдите в любой магазин и вы там увидите, что есть на полках продукция астраханской птицефабрики, есть и куриное мясо из других регионов – из Волгоградской области, из Ставрополья, из Ростовской области и Краснодарского края; я уже не говорю про Белгородскую области и другие регионы центра России.

Соленая шутка

– А вот еще были разговоры про дефицит соли...
– Ну это вовсе смешно. Фокус в том, что объем потребления соли и в стране, и в нашем регионе остается стабильным из года в год – даже из десятилетия в десятилетие. При этом, соль – это астраханский продукт: она никуда не денется из озера Баскунчак. Разве что инопланетяне украдут... И при этом нет ни одного способа заставить нас есть больше соли: у нас население не вырастет на 10 млн. человек, мы не стали солить вдвое больше продуктов... Поэтому рынок соли – один из самых стабильных товарных рынков. А в Астраханской области – тем более. Спрос строго соответствует предложению. Какой в этих условиях может быть дефицит? Теоретически его можно вызвать путем скрадывания товара куда-то. Но ведь ее надо где-то тайно хранить в таких объемах, чтобы это как-то сказалось на рыночных процессах... А это просто практически невозможно.

Что дальше?

– То есть, фактически, мы столкнулись с рыночным всплеском ажиотажного спроса, который не обусловлен объективными факторами?
– На данный момент никто из поставщиков продуктов не испытывает трудностей в связи с дефицитом товара. Даже того дефицита, который власти планировали после введения контр-санкций, не образовалось. Поэтому могу четко диагностировать – рост цен обусловлен чисто психологическими факторами и инфляцией.
– Когда этот процесс остановится? Ведь он не может продолжаться бесконечно?
– Это вполне прогнозируемая величина. Покупательная способность населения – величина не безграничная. Рост экономики, согласно официальной статистике – в пределах 1%. То есть, грубо говоря, каждый из нас заработает по итогам года на 1% больше. Соответственно, мы сможем купить только определенное количество продуктов. Когда спрос перестанет соответствовать предложению, цена либо остановится, либо отыграет назад (если имел место галопирующий рост).




Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль