Официальная версия
На сайте Советского районного суда на прошлой неделе появилось скромное сообщение: вынесен обвинительный приговор в отношении неких М.Р.Муханалиевой и Д.И.Ахмедовой по статье 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»). Других подробностей не приводится.

17 февраля о приговоре сообщило федеральное информагентсво ТАСС. Из сообщения стало ясно: новость никто особо комментировать не хочет: «В пресс-службе суда корреспонденту ТАСС сообщили, что информацию смогут дать только после письменного официального запроса, помощница судьи, которая рассматривала дело, заметила, что "судья сейчас занята и попросила перезвонить в субботу вечером, это рабочий день". В избирательной комиссии города и области, а также в следственном управлении СК РФ по региону ТАСС сообщили, что знают о вынесении обвинительного приговора, но официальные документы из суда еще не поступили, поэтому комментариев пока быть не может. При этом, по данным источника ТАСС, приговор уже вступил в законную силу».
Следственный комитет, впрочем, еще в прошлом году сообщал без подробностей: после сентябрьских выборов в астраханскую гордуму были возбуждены два дела о фальсификации итогов голосования (статья 142.1 УК РФ) на избирательных участках в Советском и Ленинском районах города.
Следственный комитет, впрочем, еще в прошлом году сообщал без подробностей: после сентябрьских выборов в астраханскую гордуму были возбуждены два дела о фальсификации итогов голосования (статья 142.1 УК РФ) на избирательных участках в Советском и Ленинском районах города.
Отдельный волшебный стол
Разговаривать на больную для Астрахани тему нарушений на выборах оказались готовы только участники событий, которые, собственно, вольно или невольно помогли добиться уголовного дела.
Участок №334, о котором идет речь, располагался в день голосования в сентябре прошлого года в фойе взрослой поликлинике на улице Боевой, в Жилгородке.
«Когда мы утром зашли на участок, мне сразу бросился в глаза отдельно стоящий стол, - рассказывает лидер астраханского отделения партии «За женщин России», тогда кандидат в депутаты по партсписку Валентина Антипова. – Все члены комиссии работали со списками избирателей, сидя в ряд, и только одна девушка сидела в стороне».

Валентина Антипова спросила разрешения посмотреть списки избирателей. Председатель УИК, выдвинутая в комиссию «Партией за справедливость» Марина Муханалиева разрешила.
На списки как на амбразуру
Компанию Валентине Антиповой составили наблюдатели от КПРФ и «Справедливой России». У основной части членов УИК были списки как списки, и только девушка за отдельным столом показывать свои гроссбухи не захотела. Председатель ее поддержала: нельзя.
Кандидаты и наблюдатели стали звонить всем подряд: в офисы своих партий, в облизбирком и горизбирком, во все возможные правоохранительные органы. Вскоре на участке было не протолкнуться.
«Девушка буквально легла на эти списки, и пока не пришел и.о. прокурора области – никого не подпускала. Было понятно, что со списками не все в порядке», - рассказывает областной депутат, тогда кандидат от «Справедливой России» по округу №13 Наталья Буянская.
«Мы не дали проголосовать мужчине, который подходил к подозрительному столу и оказался не с Советского района, - продолжает Буянская. – Мужчина был вместе с женщиной, которая успела проголосовать. «Чего нас попросили сюда пойти голосовать? Здесь шумят», - проворчал мужчина женщине, уходя».

Председателя и члена УИК, защищавшую талмуды с дополнительными списками избирателей, сначала правоохранители оставили в покое, дав закончить голосование. Но в тот же день полицейские сходили по одному из адресов, указанных в «дополнительных списках», рассказывает бывший кандидат-справоросс. По адресу оказалась девушка 2004 года рождения, за которую вроде бы кто-то расписался. Девушка сказала: это была не я. Спустя некоторое время следственный комитет возбудил дело по статье о фальсификациях.
Как это работает
Что же было в той здоровенной тетради, которую мы все привыкли видеть у женщин, сидящих за столами на избирательных участках? В тетради оказались подшиты некие новые листы, где на начало переполоха значилось где-то 125 дополнительных фамилий, уверяют участники событий. Как это влияет на исход голосования, спросите вы?
«Это работает очень просто. Составляется список людей с округа, которые скорее всего не придут на выборы – например, молодежь, - рассуждает один известный астраханский специалист по выборным технологиям. – На участок приходят люди, живущие не на этом округе и подходят специально именно к такому отдельному столу. Берут бюллетень, расписываются, бросают в урну - для наблюдателей выглядит это совершенно обыденно. Обычно таких людей возят с участка на участок централизовано. Навар – несколько сотен голосов. Да, это можно назвать каруселью».

Как участники «карусели» узнают, куда идти? Стол, где им выдадут бюллетень, обычно как-то выделяют из остальных. Цветом и формой стула, на котором сидит специальный член комиссии, повязанной ленточкой.
«Если наблюдатели не понимают таких вещей – их легко обведут вокруг пальца. Хотя иногда и этого не требуется, - говорит наш эксперт. - Бывает, что какие-то заинтересованные члены комиссий в расчете на благосклонность заказчика сами сидят и спокойно ставят галочки, выдают сами себе бюллетени. Потом пока остальных наблюдателей позвали пойти чай пить в соседнюю комнату – эти бюллетени летят в урну. Кто не спрятался – я не виноват».















