26 ноября в заказник «Степной» был выпущен очередной сайгак с радиопередатчиком на шее. Годовалому самцу, родившемуся и выросшему в вольере, предстоит нелегкое испытание – он должен приспособиться к дикой жизни и влиться в стада своих диких сородичей. Для ученых, изучающих этот вид животных, подобные эксперименты просто необходимы, они дают большой материал данных для анализа.
Каждый год питомник «Сайгак» готовит нескольких животных, родившихся и выросших под присмотром заботливых сотрудников, к жизни в диких условиях. Редкая реликтовая антилопа до сих пор не изучена до конца. К примеру, не понятно, почему сайгаки так плохо живут в неволе. Зоопарки всего мира пытались содержать этих экзотических и редких зверей в клетках и вольерах, но жили они, как правило, не долго, и не оставили после себя потомство. В центрах по изучению сайгаков, которые расположены в Ростовской и Астраханской областях, в Калмыкии и в соседнем Казахстане, удается содержать небольшие стада антилоп, и они даже размножаются. В питомнике «Сайгак» на данный момент живут семь сайгаков, две взрослые пары и три молодых животных этого года рождения. Еще одного молодого самца было решено выпустить в природу.

В заказник сайгак приехал в специальном контейнере
На шее у молодого сайгака закреплен GPS передатчик, который будет отправлять смс-сообщения с координатами местонахождения животного. Заряда передатчика, по словам научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова Марии Чесноковой, хватит на полтора-два года работы. Это уже не первый сайгак с передатчиком, которого выпустили в природу – но в предыдущем случае ценные данные получить не удалось. На шее сайгака, выпущенного в прошлом мае, был спутниковый передатчик совместного российско-немецкого производства, и он перестал работать почти сразу: «К сожалению, сотрудничество пока поставлено на паузу».Теперь ученые используют устройство полностью российского производства.

Ошейник с передатчиком хорошо заметен на шее сайгака
Скоро у сайгаков начнется гон, самцы будут биться за право спариваться с самками. Но выпущенный сайгак слишком молод, чтобы поучаствовать в сражениях, он родился только в этом году. Его основная задача – просто выжить в трудных условиях полупустыни, научиться самому находить еду и воду, спасаться от волков, которые постоянно сопровождают стада сайгаков. Приспособиться к дикой природе родившимся в вольерах животным всегда очень сложно, их шансы намного ниже, чем у диких сородичей.
Воспроизводство сайгаков в диких условиях в заказнике «Степной» последние годы идет хорошо, поголовье постоянно увеличивается. По оценке директора заказника «Степной» Владимира Калмыкова, сейчас на охраняемой территории, а помимо заказника сайгаки кочуют также по территории заповедника «Черные земли» в Калмыкии, проживает около 12-13 тысяч животных. Поголовье сайгаков сильно выросло за последние годы, и это заслуга сотрудников заказника, которым удалось полностью защитить сайгаков от браконьеров. Напомним, что еще несколько лет назад популяция сайгаков снижалась до 3 тысяч животных.

Дикие сайгаки держались недалеко от кордона
Территория заказника «Степной», который, кстати, был создан относительно недавно, в 2000 году, довольно велика – свыше 109 тысяч гектаров. Но расплодившиеся сайгаки не признают границ, и начинают выходить за ее пределы. По словам Владимира Калмыкова, сайгаки уже начинают доходить до поселка Лиман, выходить к другим населенным пунктам – и там их может подстерегать опасность. Небольшой штат заказника защитить их вне пределов охраняемой территории не сможет.
Да и в дикой природе сайгаки подвержены резким перепадам численности. К примеру, больше всего сайгаков обитает в Казахстане, сейчас их там свыше миллиона. Но в 2015 году они пострадали от вирусной болезни. Тогда в результате эпизоотии за несколько недель умерло до 40% от западной популяции сайгака, около 200 тысяч животных.
Поэтому ученым необходимо продолжать работы по изучению сайгака, и обязательно содержать в защищенных вольерах стадо сайгаков, которое позволило бы в крайнем случае восстановить их популяции. Подобные прецеденты уже были – к примеру, лесные зубры были полностью уничтожены в природе после Первой мировой войны. Когда ученые спохватились, им удалось найти только 11 животных в зоопарках. Этого было слишком мало для воспроизводства, пришлось также использовать родственных зубрам бизонов из Северной Америки. Но в итоге популяцию зубров удалось возродить, и сейчас тысячи огромных животных вернулись в места, где они обитали раньше – на Северный Кавказ, в Беловежскую Пущу, в заповедники Центральной полосы России.
В настоящее время идет восстановление популяций дикой лошади Пржевальского, куланов, и многих других практически исчезнувших видов животных. В горах Кавказа продолжается проект по реинтродукции переднеазиатского леопарда. В Казахстане планируют возродить полностью уничтоженного каспийского, или туранского, тигра за счет родственного ему амурского. Надеемся, что человечество может не только научиться сосуществовать рядом с природой, но и значительно восстановить биоразнообразие животного и растительного мира. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
Фото: Владимир Паньков/ПУНКТ-А














