Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

Что случилось в дельте Волги? МЧС и организаторы прокомментировали несостоявшийся поход драккара «Скальд» из варяг в персы

https://punkt-a.info/news/glavnoe/chto-sluchilos-v-delte-volgi-mchs-i-organizatory-prokommentirovali-nesostoyavshiysya-pokhod-drakkara
Пункт-А
Что случилось в дельте Волги? МЧС и организаторы прокомментировали несостоявшийся поход драккара «Скальд» из варяг в персы
23-05-2023 \\ Просмотров (1109)
23-05-2023

На прошлой неделе мы писали о походе «Из варяг в персы» на драккаре «Скальд» - точной копии средневекового корабля викингов. Событие яркое и нетривиальное, могло бы сыграть на имидж и туристическую привлекательность в том числе и Астраханской области. Но до «персов» путешественники не дошли, прервав поход.

Напомним, 14 мая драккар вышел из Астрахани. Об этом написали все астраханские СМИ, а также иногородние, федеральные. 26-27 мая он должен был прибыть в Дербент. Однако уже 16 мая поступил тревожный сигнал: поход под угрозой срыва. 17 мая стало известно, что «Скальд» возвращается, не получив разрешение на выход в море. 18-го его погрузили на трейлер, поход завершился.

Все это время было до конца не ясно, что же на самом деле произошло: кто не дал разрешение на выход? Почему? Что происходило все это время?

На данный момент по этому поводу отписались и астраханское МЧС, и организатор проекта Павел Семенов. Дабы ничего не переврать и не запутать читателей, приведем обе версии дословно. Выводы предоставляем делать читателям. Букв будет много, но без этого в данном случае не обойтись.

Версия МЧС:

«Стоит ли развлечение жизни?

Конечно, нет, но совсем недавно 25 человек могли подвергнуть свои жизни серьезной опасности. Если бы им не противостояла инспекция ГИМС.

Здравые идеи об активном отдыхе спасательное ведомство всегда поддерживает, к примеру, в 2022 году на территории области была зарегистрирована 21 туристическая группа, в 2023 уже насчитывается 8. Однако есть те, кто, игнорируя правила, решают подвергнуть свою и жизнь других рискам.

Речь пойдет о нашумевшей истории с путешествием на драккаре «Скальд».

Заведомо зная, что управлять парусным судном может лишь около 25 человек, владелец решает зарегистрировать плавсредство, указывая, что на нем будут находиться лишь 12 не больше. Не странно ли? Ведь в морском плавании 12 человек просто не справятся с управлением 18-метрового судна, и страшно представить каков будет исход.

Решив отправиться в море, по правилам капитан судна должен получить разрешение, но драккар не зарегистрирован в Астраханском морском порту, а значит, судоводитель не запросил у администрации право на выход в открытое море.

Все эти процедуры важны для того, чтобы держать на контроле путешественников и в случае ЧП своевременно оказать помощь. Также судно должно соответствовать требованиям, ведь не каждому плавсредству по силам преодолеть такой маршрут.

Капитану судна объяснили, что драккар имеет район плавания №4, то есть при выходе в море, удаление от берега должно быть 1,6 мили - около 3 км. Но в связи с обмелением Каспийского моря, в данный момент такой маршрут невозможен, судно будет вынуждено идти в открытую часть моря в удалении, гораздо превышающем, чем 3 км от береговой черты.

Почему же капитан судна не решил эти вопросы, прежде чем начать сплав? Почему он не задумался о безопасности своих пассажиров?

Только лишь по рекомендации инспекторов ГИМС он зарегистрировал туристическую группу, чтобы спасатели знали о передвижении и проверяли, выходит ли экипаж вовремя на связь и все ли с ними в порядке.

В спасательном ведомстве есть такая фраза о том, что правила "написаны кровью", это означает, что строки закона составлены на основе изучения многочисленных происшествий и случаев гибели людей. Поэтому мы призываем соблюдать их, особенно если речь идет о стихийной водной среде и 25 человеческих жизней.

Ваша безопасность - ваша ответственность!»

Версия Павла Семенова (в небольшом сокращении):

«Подвергалась ли в данном походе риску жизнь людей в нём участвовавших?

Несомненно нет и все причастные это отлично знают.

Каспийское море в настоящий момент имеет температуру воды +15+16 градусов Цельсия, а температура воздуха колеблется от +14 ночью до +24 днём. Учитывая, что маршрут похода проходил по прибрежным водам с удалением от берега порядка 1-3 км и глубинам менее 2 м, каждый из членов экипажа, даже при потере судна, с использованием спасжилета мог добраться до берега самостоятельно. При этом, важно понимать, что полностью деревянное безбалластное судно, даже если его полностью залить водой — утонуть не способно в принципе. Все вещи участников уложены в гермомешки и закреплены к корпусу, что ещё добавляет запаса плавучести, и всё это не являлось секретом, все кто спрашивал из официальных лиц о снабжении и характеристиках судна, его снаряжении и наличии оборудования, каждый получал полный и исчерпывающий ответ, подкреплённый фото и сканами документов.

Теперь о порядке происходившего.

Мы заранее связались с местными органами власти и взяли контакты пограничной службы. Передали туда список людей в походе и получили ответ, что можно идти.

По приезду на место, мы связались с органами МЧС и нам было сказано, что группу надо зарегистрировать, что мы немедленно и сделали. То есть, мы постоянно и неукоснительно выполняли все запросы и требования всех официальных лиц и организаций, в вежливой и корректной форме.

Также, с нами вышел на связь порт, я могу путать наименования служб, но там фигурировали «Радио 11» и «Астрахань Траффик», которые также запросили от нас все документы и фото на спасательное и навигационное оборудование.

Вечером разгрузки мы уже докладывали обо всех своих действиях одновременно в семь организаций, их оперативным дежурным — ЕДДС, главк МЧС, граница, ГИМС, Радио 11, МСКЦ Астрахань и Астрахань Траффик. Так же, всем из них, кто запрашивал, направлялись наши актуальные точки местонахождения через ватсап. Хуже того, на судне была включена система АИС и они все нас ВИДЕЛИ у себя на мониторах.

После того как мы отчалили и нас начали активно снимать и репостить местные граждане, создался ажиотаж, который видимо в итоге и привёл к получившемуся результату. Слишком много внимания к нам напугало пару ответственных лиц, которые решили что такая ответственность им не нужна. (Кстати какая? На корабле за всё отвечает капитан, а в команде не было ни одного несовершеннолетнего).

В первый день на маршруте было пройдено 29 км. Первой ласточкой стал штраф ГИМС за превышение численности экипажа, что мы объяснили тем, что возможности регистрации судов под речной или морской регистр в нашем регионе отсутствуют. Мало того, под речным регистром также есть ограничение до 20 человек на борту, а под морским есть ещё целый ряд ограничений, которые невозможно выполнить на реплике средневекового корабля. Мы зарегистрировали судно там где смогли и обеспечили его всеми возможными средствами навигации и спасения согласно всех норм плавания для фактической численности экипажа. Мы согласны со штрафом, но просили дать нам возможность продолжить поход.

На что мы получили положительный ответ и указание, что завтра нас на маршруте ещё раз остановят офицеры ГИМС для проведения инструктажа и расписывании в журнале о том, что каждый из нас понимает его суть и ответственность. Естественно, мы согласились и продолжили движение.

На следующий день утром, доложив всем оперативным дежурным об отходе и оповещая каждые четыре часа о нашей позиции порт Астрахань, мы продолжили движение. Ещё раз обращу ваше внимание, мы не скрывались, не уходили от погони и не выключали телефоны, радиостанцию и АИС. Обо всех наших передвижениях знали абсолютно все, кто хотел знать.

На реке к нам подошёл катер ГИМС и попросил прижаться к берегу, для проведения инструктажа. Мы встали на якорь, провели инструктаж, все расписались в журнале и пожелав друг другу хорошего дня разошлись.

Однако, ещё через час, нас снова догнал тот же катер и попросил обождать у села Светлое приезда полиции. Созвонившись с офицерами полиции, чьи телефоны дали сотрудники ГИМС, удалось выяснить, что они хотят провести какой-то опрос «минут на пятнадцать». Естественно, мы согласились.

Опрос в итоге затянулся на пять часов и занял практически половину светового дня.

В ходе опроса у нас искали наркотики и осматривали судно.

Постоянно на телефоне с майором висело некое ответственное лицо, которое орало, что нас надо задержать, а судно отправить на штрафстоянку.

На что офицер полиции докладывал, что задерживать нас не за что и судно арестовывать правовых оснований нет.

Тогда был отдан приказ оштрафовать меня, как капитана, ещё раз за превышение численности экипажа и высадить из лодки 12 человек, до численности по судовому билету.

Отсчитав 12 человек и договорившись, что далее пойдём сменными экипажами, уже вечером мы вышли на маршрут. Идти с неполным экипажем по реке, имеющей быстрое течение, да ещё по границе судового хода, рискуя столкнуться с буями или пароходами — то ещё развлечение. Поэтому мной было принято решение сворачивать в протоку, не имеющую активного крупнотоннажного судоходства.

Одновременно мы узнали, что высаженные нами члены команды брошены на берегу. Полиция уехала, вызвать такси туда, чтобы добраться до Астрахани, нереально и скоро ночь.

Учитывая, что уже начинало темнеть, мной было принято решение вставать на ночёвку и искать возможность забрать высаженных членов команды обратно. Со вторым нам помогли неравнодушные рыбаки, которые привезли оставшихся к месту стоянки на моторных лодках.

Так мы оказались на островке возле населённого пункта с говорящим названием Мумра.

Тут начались звонки.

Официальное лицо, которое не буду называть, прямо заявило, что ни за что нас в море не выпустит, ему не хочется терять свою работу. Кроме того, он, как человек, командовавший торпедным или ракетным катером (не расслышал из-за генератора), считает, что в море могут ходить только военные настоящие моряки, а не всякие непонятные люди, да ещё и на «деревяшках». Моё замечание, что у меня есть выданные ГИМС права с отметкой разрешения ходить в территориальных морях РФ, вызвало только смех.

Звонили из порта, звонили пограничники, звонили все остальные и все в один голос, называя две фамилии, говорили - «Ребята, вас не выпустят, это уже вопрос решённый». При этом у нас по прежнему включена рация, АИС, мы даём всем наши координаты и отвечаем на все законные требования и вопросы. Особенно длинный разговор был с одним из руководителей именно морской инфраструктуры. Он задавал совершенно конкретные вопросы о моей практике судовождения, о том насколько знаю акваторию и какова будет стратегия прохождения маршрута. Все ответы его удовлетворили, кроме отсутствия у нас спутникового телефона (он не обязателен). На что он попросил выходить при прохождении маршрута на связь по рации с проходящими судами, которые затем будут докладывать о нас в Морской спасательно-координационный центр и… Пожелал счастливого пути.

Утром третьего дня было понятно, что без прояснения ситуации двигаться смысла нет. Поэтому было решено организовать днёвку. Заодно навязать кранцев, ещё раз проверить и настроить всё оборудование, потренировать новичков обращению с парусным вооружением.

Опять было много звонков, все интересовались, где мы, чем занимаемся и не собираемся ли прорываться через границу в море. Понятно, что мы не собирались.

Примерно в обед двумя испуганными начальниками, после очень внимательного изучения всех наших документов и чтения результатов опроса нас полицией был найден вариант, как нас не пустить в море.

Первым поводом стало то, что в судовом билете у «Скальда» стоит район плавания IV категории сложности 4 р а з р я д а – плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1% ной обеспеченности до 0.6 м.

Просто в Липецкой области, как не имеющей выхода к морю, всем плавсредствам ставится такой район при регистрации, других водоёмов тут просто нет и возможности провести экспертизу на более серьёзные условия тоже.

Вторым же поводом стало то… что море, которое они постоянно в разговорах называли самым страшным и непредсказуемым водоёмом России (где-то сейчас плачет Ладога, Белое море и Баренцево, а Байкал смотрит с недоумением на Балтику), оно, оказывается… обмелело настолько, что мы по нему не сможем пройти с соблюдением удаления от берега в 3 км. При этом осадка у «Скальда» в судовом билете — 0,4 метра, он по камышам может ползти при случае. Но кому это вообще интересно, если хочется запретить.

На этом стало ясно, что надо поворачивать назад, а с этим тоже были проблемы.

Точно так же, как бросили наших людей на берегу, люди, которые якобы заботятся о нашей безопасности, мгновенно о нас забыли, как только узнали, что мы повернули в сторону Астрахани.

Подъём по Волге вверх, да ещё в высокую воду, да ещё и против ветра — это отличная возможность проверить корабль и команду. Если вам интересно, скорость хода составила 1,2км/ч. Мало, но за неделю можно подняться до Астрахани.

Пройдя 4 км за полдня, решили завершать эксперимент и искать буксир.

И вот тут начинается история настоящего, а не бюрократического человеческого отношения.

Вверх по Волге нас потащили не те, кто нас якобы хотел спасти, а простые рыбаки на катере «мётчике», фактически за бесплатно, за цену солярки для катера. Пока нас тащили, постоянно подходили лодки и люди сожалели, что с нами так поступили. Говорили разное, что тут нельзя написать и просили не обижаться на всех местных жителей.

Да и как мы могли обижаться.

Нам помогли с катером, нам подсказали, где встать на погрузку. Нам помогли с краном и вообще со всем, что было нужно. Начальники уже не звонили. Звонили рядовые сотрудники всех служб и выражали сочувствие и надежды, что однажды мы ещё сможем прийти в Астрахань на нашем корабле, пойти на нём в море от их гостеприимного порога.

Историческое судостроение — это неотъемлемая часть нашей культуры, которую уничтожают люди, считающие, что «деревяшкам» в морях не место. Они не видят за параграфом людей, их подготовку, опыт и желание сделать то, что уже когда-то делали наши предки тысячу лет подряд, до изобретения двигателя внутреннего сгорания и глобальных информационных систем.

Вы удивлены, что я не говорю о бесславном конце похода?

А его не было, этого бесславного конца. Поход несомненно состоялся.

Да, мы не дошли до Дербента, и это плохо.

Но волонтёры из числа клубов исторической реконструкции готовили лодку к походу на Русборге. Команда из самых разных регионов была собрана и прошла пусть и не много, но всё-таки одну пятую часть всего пути. Мы проверили работу всех новых систем корабля, провели эксперименты с корабельной подвесной кухней, провели все необходимые тренировки и были стопроцентно готовы дойти весь маршрут.

Мы порадовали людей по всему маршруту, где прошли, прочитали лекции об историческом судостроении и походах для местной детворы. Если хотя бы один из тех детей, кто открыв рот слушал о походах, деревянных кораблях и парусах, когда-нибудь займётся историческим судостроением или просто станет моряком по зову сердца, это будет значить, что мы свою задачу выполнили и своей цели достигли.

Мы же будем готовить «Скальда» к новым походам. В том числе с учётом опыта этого похода тоже.

Они обязательно будут, слово ненастоящего капитана;)».

Фото: Людмила Кузнецова





Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль