В большой семье. Казахская свадьба: как мою маму и бабушку «украли»

https://punkt-a.info/news/glavnoe/v-bolshoy-seme-kazakhskaya-svadba-kak-moyu-mamu-i-babushku-ukrali
Пункт-А
В большой семье. Казахская свадьба: как мою маму и бабушку «украли»
28-06-2024 \\ Просмотров (406)
28-06-2024

Марьям Альмуханова

Свадьбы у астраханских казахов всегда многолюдны. Это событие масштабно, потому что наполнено древними традициями и обрядами. Некоторые из них уже уходят из обихода, но многие обряды в казахской свадьбе чтут и в наше время.

Атмосфера создается праздничная, ведь идет подготовка к особенному событию в жизни молодоженов, объединению двух семей. Собираются родственники, обговариваются детали свадьбы, невесте собирают приданое, покупаются подарки, готовятся национальные блюда.

Традиционная казахская свадьба проходит в несколько этапов: «қыз айттыру» (сговор), «құда түсу» (сватовство), «ұрын келу» и «қыз қашар» (свидание жениха и невесты), «ұзату той» (обряд, в котором семья невесты проводит «прощание» с дочерью), «келін тусіру» (приезд невесты в дом жениха).

Сговор обычно происходил между родителями жениха и невесты. Если семьи дружили, то, бывало, еще с рождения детей родители договаривались стать сватьями. Такое сватовство называлось «бел куда». Если же сватали детей с колыбели - то «бесик куда». Сейчас уже такого нет.

Сватовство – это значимый обряд, который проводится до сих пор. Семьи невесты и семья жениха приезжают к невесте и преподносят подарки, обговаривают детали свадьбы.

Свидания жениха и невесты обычно происходят в предсвадебный период, жених навещает невесту для знакомства, а потом эти встречи происходят все чаще и чаще.

Дату проводов невесты выбирает ее сторона, а происходит это все дома или в ресторане, где собираются родственники. Если невеста была «украдена», то «ұзату той» не проводится, и все сразу приступают к основному «тою» (свадьбе), то есть к подготовке отъезда невесты в новую семью. Девушек «крадут», если у родителей жениха нет средств на калым или, например, девушку отдают замуж за нелюбимого, а у нее есть избранник. Тогда молодые договариваются и вместе «сбегают», все это происходит только с их взаимного согласия.

После проводов, невеста отправляется в дом к жениху.


Мои бабушка и мама были «украдены», после чего родственники и вся семья невесты сразу начали собирать им приданое. Эта традиция сохранилась и сейчас. Как ныне, так и раньше собирали сундуки, клали в них одежду и посуду, как у моей бабушки и мамы, также по традиции в приданое собирают постельное белье, мебель и вещи, которые будут необходимы молодым на первое время жизни. В наше время родители собирают в приданое стиральные машины, плазменные телевизоры или «кладут в сундук» квартиру.

В старые времена в брак вступали чаще всего в возрасте от 13 – 14 лет. По современным понятиям это очень рано, и сейчас, конечно, такого уже нет. В этом возрасте девочка из возрастной группы «қыз бала» - то есть «ребенок» - переходила в группу «девушек» – «қыз». Чем беднее была семья, тем раньше выдавали замуж, так как прокормить много детей было сложно. В богатых же семьях дочь могли не выдавать замуж до 20 лет и даже дольше. Моя бабушка вышла замуж в 19, а мама в 20.

До церемонии свадьбы жених и невеста обычно не виделись, а если и виделись, то мельком.

У казахов обычно очень много денег уходит на то, чтобы провести свадьбу, от момента сватовства и до последнего обряда, который скрепляет брак. Также есть традиция, которая сохранилась до сих пор - это «калым» (выкуп за невесту). Он показывает уважение к невесте со стороны мужа. Чем богаче была семья невесты, тем дороже калым за нее. Состоятельные родители отгоняли своим будущим родственникам скот. Родители мужа могли подарить матери невесты специальный подарок  «сүт ақысы» - то есть плата за материнское молоко. Без «благодарности» за дочь не оставался и отец.

Казахи старались провести свадьбу молодоженов в конце лета или ранней осенью, когда скот был жирным, а дел хозяйственных было мало. После свадьбы проводится «құдалық», когда родственники невесты приходят в дом жениха с подарками и отмечают это важное событие уже как одна семья.


После этого следует традиция «Келин чай» (чай невестки). Новоиспеченная невестка за большим «дастарханом» (скатертью) разливает всем членам семьи и гостям чай. Если чай вкусный и понравился родственникам жениха, они давали деньги. Например, моя мама заработала 500 рублей за свой вкусный чай.

Сегодня ушли в прошлое ранние браки, сговор «с пеленок». Но многие традиции живы до сих пор: астраханские казахи все так же устраивают сватовство, выплачивают калым, готовят приданое невесте и проводят предсвадебные обряды.


В Астраханской области живут представители более 140 народностей, в России – больше 190. Их свадебные традиции и обряды могут различаться, но суть у всех одна: создание крепкой, дружной семьи. В Год семьи вспомнить об этом особенно приятно.

На фото: свадьбы родителей автора и бабушки с дедушкой





Новости СМИ2


Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети
ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль