Сегодня в нашей рубрике рассказ о человеке, имя которого хорошо помнят старожилы. 1 ноября 2023 года Леониду Александровичу Бородину могло бы исполниться 100 лет. Он прожил на земле 84. Из них 20 – на земле Астраханской, которую благоустраивал как мог, работая 1-м секретарем обкома КПСС.
С гвардейского миномета – на партийную работу
О детстве Леонида Бородина известно немногое. В те годы первые лица региона не имели пресс-служб, и их биографические особенности не особо тиражировались. Сообщается только, что родился будущий руководитель на хуторе Алаев (ныне Волгоградская область), и, скорее всего, детство его было по-советски обычным. А вот военный период насыщенной жизни известен лучше.
Когда началась Великая Отечественная, парню еще не было 18-ти. И на фронт он ушел, как и миллионы его сверстников, совсем «зеленым». Увы, из мальчишек 1923 года рождения с войны не вернулось 80%. А Бородин прошел ее с начала до победы. Лейтенант, командир батареи 17-й гвардейской минометной бригады («Катюши»). Он освобождал в составе своей части Брянск и Орел, брал Берлин, закончив боевой путь на Дальнем Востоке. Говорили, что служил Бородин с одним из офицеров, который позже работал с Брежневым. А Брежнев, сам фронтовик, очень выделял руководителей-фронтовиков.
Неизвестно, что стало поворотным элементом карьеры, но после войны Леонид Бородин переходит на партийную работу. Трудится в Чувашии и Башкирии, набирается организационного опыта. И в 1967 году приезжает в Астрахань. Он – первый секретарь обкома, по тем временам это главное лицо региона, его полномочия превышают полномочия председателя облисполкома.
Астрахань бородинская
Эпоха Бородина в Астраханской области – это эпоха Брежнева в стране. Кстати, оба Леонида периодически встречались, астраханский часто приветствовал всесоюзного в аэропорту, и провожал на охотничью базу на Карае, нередко становясь соратником на охоте и за столом. Сейчас сложно сказать, как решались астраханские проблемы во время таких встреч, но развитие области было для Бородина делом первостепенным. По большому счету именно в 60-70-е годы Астраханская область масштабно и качественно поменялась в лучшую сторону.
Вспоминаем бегло. Буквально во всех районах производится мелиорация, идет «борьба за миллион тонн Родине», селекционируются новые сорта арбузов и томатов, Астрахань – Всесоюзный огород. Строятся и модернизируются десятки заводов и фабрик в различных сферах и отраслях — судостроении, судоремонте, пищевой и легкой промышленности. Развивается прикладная наука, как «рыбная», так и «овощная». В городе появляется консерватория, новый аэропорт, спортивная школа по гимнастике, «Волгарь» переходит в первую лигу СССР. И многое другое так или иначе связано с именем Леонида Бородина. Включая награждение Астрахани орденом Октябрьской революции — довольно статусной и весомой наградой, которой удостаивался далеко не каждый провинциальный город.
При Леониде Бородине Астраханская область обрела статус всесоюзного огорода и крупнейшего газового месторождения на юге страны.
И еще один показатель, который непременно надо упомянуть. В 1981 году начинается освоение Астраханского газоконденсатного месторождения. Стартует строительство, равного которому в этих краях еще не было. Сюда едут тысячи специалистов. Встает вопрос – где их селить? Сегодня мало кто помнит, что в начале этой эпопеи на федеральном и ведомственном уровнях рассматривался проект строительства города-спутника Астрахани, специально для газовиков. Прямо на месте добычи, в Красноярском районе. Так вот именно Леонид Александрович тогда настоял в Москве на том, что новые кварталы и объекты соцкультбыта надо строить не в степи, а в Астрахани! Так появились современные городские микрорайоны – Юго-Восток-3, ул. С. Перовской, Бабаевского. В противном случае Астрахань так и оставалась бы деревянным наследием царского режима.
Магазины проверял по утрам
Вспоминают сторожилы Леонида Бородина и в личном общении. Он около восьми утра шел пешком на работу (проживал первый секретарь в «обкомовском доме» на улице Тургенева). По дороге заходил в продуктовые магазины на улице Кирова перед их открытием, проверяя ассортимент. В эпоху продовольственного дефицита это было эффективным методом контроля. Иногда с утра мог «наехать» и в главный корпус Больших исад, дабы убедиться в наличии мяса и молока. При отсутствии – сделать оргвыводы. В магазинах чаще всего к нему и подходили трудящиеся со своими жалобами и предложениями. Такая вот демократия по-советски.
После торгового «утреннего моциона» Бородин направлялся к себе, в зеленое здание по ул. Советской и начинал «утреннюю перекличку». Созванивался с райкомами и райисполкомами. Говорят, обладал отменной памятью, поименно знал всех руководителей и детально разбирался в проблематике. Был требовательным, но не самодурствовал. И хоть являлся партийным руководителем, идеологией особо никого не давил, налегая на хозяйственные рычаги.
Как увядал лотос
«Ушли» Леонида Бородина в годы перестройки. Не потому, что он был плох или хорош - нет, работали уже совсем другие критерии. Менялся тренд, раскручивалась мода на борьбу с номенклатурой, общество потихоньку требовало перемен. В 1988 году руководителей регионального, республиканского и даже союзного значения снимали «пачками». И в мае этого года в центральной газете «Правда» появилась статья «Вянет лотос», о недостатках в работе астраханского обкома КПСС.
Критику поддержали и «на местах», особенно в парткоме Рыбвтуза. И хотя в том противостоянии Бородин и его команда одержали победу, доказывая правоту, но… было уже поздно. Маховик перемен вращался все быстрее, и в самом конце мая 1988 года Леонид Александрович Бородин был снят с должности первого секретаря. На смену прибыл Иван Дьяков из Краснодарского края, а экс-руководитель области вынужден был уехать в Москву, выйдя на пенсию.
Московские астраханцы (они же астраханские москвичи) рассказывали, что в столице Бородин очень скучал по Астрахани, по масштабным делам и проектам. Искал себя в общественной работе. И в 90-х годах вернулся сюда, на Нижнюю Волгу. Здесь и умер 16 марта 2008 года. Похоронен на Центральном кладбище города Астрахани (ул. Рождественского).
Многие астраханцы «серебряного возраста» убеждены, что Леонид Бородин достоин того, чтобы его именем назвали улицу, а его самого посмертно занесли в список Почетных граждан Астрахани. По заслугам.