В числе наших знаменитых земляков, о жизнедеятельности коих мы уже много месяцев рассказываем в этой рубрике, встречаются люди, о которых больше осведомлены приезжие туристы, нежели сами астраханцы. Взять, к примеру, купца Григория Тетюшинова. Его деревянный дом (а соответственно и его фамилия!) для гостей стали чуть ли не синонимом Астрахани. Тем временем горожане в большинстве своем мало что помнят об этом человеке. Спешим это исправить.
Купец-молодец
Григорий Васильевич Тетюшинов — коренной астраханец, родившийся здесь в 1826 году. А вот предки его — из приезжих. В популярных биографиях купца часто встречается версия, что произошли Тетюшиновы из городка Тетюши, что располагался в Казанской губернии. А оттуда уже «разошлись» по Поволжью. Отец нашего героя, Василий Александрович Тетюшинов перебрался в Астрахань из Симбирска. Он писался мещанином, и служил управляющим у известнейшего по всей Волге купца Григория Голикова.
Так что коммерция была, что называется, «в крови». И Гриша выбирает торговую стезю, уже в 23 года став купцом третьей гильдии. Правда, пока «енотаевского масштаба».
Начинает он, как тут исстари водится, с рыбы. На небольших парусных судах — асламках перевозит дары Волго-Каспия в верховые города. Подрядился брать попутные грузы, возвращаясь назад. И очень скоро «набил руку» до такой степени, что решил строить собственную верфь.
Поставил на прогресс
Уже к 1854 году Григорий Тетюшинов - глава основанной им пароходной компании «Тетюшинов и Ко». И хозяин собственной верфи. Да не простой, а верфи, которая строит суда с железными корпусами. В ту пору подобные были только в Петербурге и нижегородском Сормово. Так что, астраханский купец «поставил на прогресс» и выиграл! Первые суда, сошедшие со стапелей верфи в 1855–1856 годах, – это буксирные пароходы «Надежда» и «Николай».
А дальше — больше. Шхуны, баржи, транспорты, а позже — и нефтеналивные суда. Первое винтовое судно на Каспии называлось «Казак». Позже со стапелей сошли «Калмык», «Татарин», «Лезгин». И весь этот водный «интернационал» создавали рабочие Тетюшинова. Похвастаться было чем. Так, к примеру, транспорт «Калмык» мог перевозить до 40 тысяч пудов груза!
Григорий Васильевич стремительно набирал купеческий авторитет и богател. Помимо судостроения и транспортных перевозок он также успешно занимался рыбным промыслом, винным откупом и переработкой нефти. И время показало правильность «кладки яиц в разные корзины». Когда в ходе половодья 1867 года верфь серьезно пострадала, выручали другие бизнес-проекты. Начав коммерцию в третьей гильдии, он к зрелым годам был в первой гильдии. И избирался гласным Городской думы. А 12 декабря 1872 года за двадцатилетнее беспорочное пребывание в 1-й купеческой гильдии Григорию Васильевичу Тетюшинову было присвоено Почётное гражданство.
И, конечно же, какой купец той эпохи без «благотворительного шлейфа»? Почетный член Попечительства детских приютов, инициатор открытия Мореходной школы и классов садоводства и огородничества, щедрый жертвователь библиотек и школ. А также автор и реализатор идеи установки памятника царю-освободителю Александру Второму, который стоял в саду, что ныне называется Братским.
Чудо-терем
Можно было бы еще долго перечислять профессиональные и общественные подвиги Григория Васильевича, но главным пунктом его биографии для потомков остается возведение чудесного дома в центре города. Этот терем, с нехарактерным для Астрахани деревянным декором, Тетюшинов возвел в 1872 году.
Действительно, Астрахань — не Архангельск. Тут не было прочных традиций резного зодчества, лес в здешних широтах всегда стоил очень дорого, так что экспериментами не баловались. Но Тетюшинов смог построить дом, которого астраханцы еще не видели. Как пишет портал astrakult.ru: «К строительству собственного дома Григорий Васильевич подошел весьма основательно и буквально душу вложил в кропотливый процесс. Красивый дом, больше похожий на сказочный терем, выполнен в «русском стиле». Он в общих чертах повторяет многочисленные образцы загородных домов, широко представленные в периодических изданиях того времени — главным образом, в «Художественном архитектурном альбоме» и в художественно-техническом журнале «Зодчий».
Дом очень понравился астраханцам. На него приходили просто посмотреть. А уж быть приглашенным на бал к Тетюшиновым считалось честью!
С женой повезло меньше
Но, балы не стали доброй традицией. Увы, хозяйка дома, что называется, подвела. В семейной жизни, в отличии от коммерции, Григорий Тетюшинов не был столь успешен. Жена его просто… бросила.
Глафира Ивановна Тетюшинова была дамой творческой и натурой ищущей. Она слыла известной журналисткой (кстати, часто подписывала статьи псевдонимом «Астраханка»), критикессой и переводчицей. Нередко публиковалась в местной газете «Волга» (к сегодняшней не имеет никакого отношения - прим.ред.). И вскоре размеренная купеческая жизнь в Астрахани перестала ее устраивать.
Как сообщает о Глафире Ивановне «Википедия»: «Она находилась под большим влиянием идей Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Её статьи и рецензии отличались смелостью суждений, социальной направленностью, оригинальностью оценок. В 1869 г. под влиянием социалистических идей ушла от мужа, жила в гражданском браке с Василием Обреимовым, и в 1871—1872 гг. вместе с ним вела в Екатеринбурге социалистическую пропаганду, в связи с чем последующие шесть лет супруги провели в ссылке в городах Глазове, Слободском, Нолинске».
У Григория Тетюшинова оставалась удочеренная им дочь, ради которой он, как говорили, и строил свой терем. Но и она уехала из Астрахани, после смерти отца в 1894 году.
А дом в советский период отошел государству. Вплоть до 90-х годов прошлого века в нем, уже критически обветшавшем, жили люди. Накануне юбилея Астрахани появилась возможность его реставрации с превращением в «туристическую изюминку». И теперь дом с замечательным внутренним антуражем является лучшей памятью об астраханском купце Григории Васильевиче Тетюшинове.