Автор рубрики - Владимир Паньков
Мой предыдущий визит в заказник «Степной» был два года назад, и впечатления от короткого пребывания в засидке около артезианского источника, когда к нам довольно близко подошли полторы тысячи сайгаков, сохранились надолго. Недавно я побывал в заказнике снова, и в этот раз сайгаков было еще больше, и вели они себя еще более спокойно. Осторожные дикие животные, еще недавно находившиеся на грани полного исчезновения в России, на охраняемой территории чувствуют себя защищенными и уже не так боятся людей.
Заказник «Степной» относительно «молод», особо охраняемая природная территория (ООПТ) областного значения была создана 5 апреля 2000 года распоряжением губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина, в первую очередь, для сохранения сайгака. Сейчас площадь ООПТ составляет 109,4 тысяч га (почти в два раза больше Астраханского заповедника), и на этой территории популяция сайгака восстановила свою численность с 3 тысяч до 12 тысяч. Также в сохранении сайгака участвует федеральный заповедник «Черные земли», расположенный по другую сторону границы с Калмыкией.
То, что всего за два десятилетия на такой огромной территории удалось полностью искоренить браконьерство, заслуга небольшого штата инспекторов заказника. Директор заказника Владимир Калмыков поддерживает почти военную дисциплину среди сотрудников ООПТ. Спортивные мотоциклы, на которых когда-то Владимир лично преследовал и задерживал браконьеров, давно стоят зачехленными, но в полной исправности. Личный состав готов к борьбе и еще с одним злом, пожарами, есть необходимая техника – но и она, к счастью, давно не была в работе. В последнее время инспектора в основном занимаются «мирными» делами – заменяют карты памяти и батареи в установленных фотоловушках, которые фиксируют различных обитателей природы.
Животных в заказнике «Степной» постепенно становится все больше, и это не только сайгаки. Вслед за восстановлением ключевого для биокомплекса полупустыни вида все чаще стали встречаться, к примеру, белоголовые сипы и черные грифы, прилетающие с мест постоянного гнездования на Кавказе. Но в этот визит огромные падальщики, к сожалению, только издали показались – погода была не очень жаркой, и они не прилетели на водопой и купание к артезианскому источнику. Природа всегда непредсказуема, что ж, возможно мне удастся снять их в следующий раз.
Белоголовые сипы. Автор фото – Ольга Семисотова
Живут на территории заказника и хищники, в том числе такие осторожные, как волки и степные коты. Их снять особенно сложно, необходимо провести в засидке около звериного водопоя много дней – ну и, конечно, необходим для встречи с такими животными и элемент удачи. А вот многочисленные грызуны, такие как полевки, песчанки, через несколько часов совсем перестали обращать на фотографа внимание и спокойно кормились буквально на расстоянии вытянутой руки.
Грызун из семейства хомяковые
Также около артезианского источника всегда держится много птиц. Это и различные кулики – ходулочники, турухтаны, травники, круглоносые плавунчики, и ласточки, и жаворонки, и многочисленные каменки-плясуньи, и утки. В этот раз в кадр попала серая утка, на другом берегу то и дело были видны огари. Весной около водоема вполне реально встретить также шилоклювок, журавлей-красавок, стрепетов.
Ходулочники
Но все же больше всего внимание приезжающих фотографов, и я не исключение, привлекают сайгаки. Есть в облике этого единственного в Европе вида антилоп что-то особенное. Сайгаки выглядят хрупкими, нежными и грациозными – хотя это выносливые животные, способные выжить и в жару свыше 40 градусов, и в обжигающие зимние ветра. И всегда найти себе пищу в этой пустой и безжизненной обычно местности.
В этом году, правда, лето не отличается высокими температурами, так что поголовье сайгаков чувствует себя вполне комфортно, им проще найти корм, зеленую траву или высохшие стебли диких зерновых растений. Я даже немного переживал, что без жары сайгаки не подойдут на водопой – но с самой первой минуты около артезиана постоянно были видны их стада. Сайгаки приходили и уходили со всех сторон, многие неторопливо шествовали совсем недалеко от вкопанного в землю укрытия. Конечно, чуткие животные слышали щелчки затворов фотокамер, чуяли запах человека – но они уже привыкли, что человек не несет им угрозы.
Особенно завораживают глаза сайгаков, огромные, бездонные, как полуночное небо, обрамленные длинными ресницами, защищающими от песка. Есть в их взгляде какая-то детская непосредственность, наивность и доверчивость, которая покоряет с первого мгновения наблюдения за сайгаками. А длинные плюшевые носы, которые согревают дыхание животных зимой и защищают от песчанных бурь, придают их облику особенный шарм. Просто потрясающие животные, в которых невозможно не влюбиться.
Уже уезжая из заказника «Степной», почти на границе охраняемой территории, я вдруг снова встретил сайгака. Он стоял прямо на дороге, наблюдая за моим приближающимся автомобилем, потом легко и игриво ускакал куда-то вдаль. Это был подросток, молодой совсем сайгак этого года рождения, и чувствовалось, что он совсем не боится, хотя вокруг него не было родителей, других, более взрослых сайгаков. Пока эти полупустыни находятся под охраной инспекторов заказника «Степной», даже одинокому и молодому сайгаку боятся в них некого!