Смена крыш
Для непосвящённых (хотя теперь правильнее говорить «непросвещённых») напоминаем, в чём сыр-бор. Премьер-министр предложил разделить Минобрнауки на два ведомства, а также вывести Рособрнадзор и Росмолодёжь из ведения министерства и передать их в подчинение непосредственно Правительству РФ. Согласно указу президента Министерство просвещения займётся вопросами общей образовательной деятельности, а Министерство науки и высшего образования — вопросами научных учреждений, развитием науки в целом и деятельностью вузов.Таким образом, у Министерства образования и науки РФ отобрали сразу несколько ключевых составляющих: вузы, науку с её многочисленными грантами и проектами, надзор, аккредитацию и контроль за исполнением законодательства.
На поверхности лежит первое, пусть и формальное, изменение, которое коснётся нашего региона: некоторые вузы (а может быть, и все, включая те, что курировали другие ведомства, например АГМУ) поменяют своего учредителя. В условиях грядущих выборов ректоров сразу в нескольких учебных заведениях это может стать существенной проблемой для тех, кто нацелен на ректорское кресло. Конечно, вряд ли новое министерство сразу же начнёт лезть в провинциальные вузы со своей метлой, но ректорам и и. о. руководителей так или иначе придётся договариваться с новым начальством.

Так, к примеру, в АГУ, который совсем недавно возглавил экс-премьер Константин Маркелов, выборы ректора ещё даже не назначены, хотя, по слухам, прежние начальники рекомендовали провести процедуру избрания Маркелова на царство в сентябре и должны были объявить о старте кампании ещё весной. Однако, похоже, в мышиной возне, возникшей после президентских выборов, в Минобрнауки об АГУ забыли, и теперь дату выборов будет назначать уже новый учредитель. Вот только когда именно - большой, большой
Между тем в Астрахани, кроме подведомственного министерству образования РФ Астраханского государственного университета, функционируют научные и учебные заведения Федерального агентства по рыболовству РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства культуры РФ, Министерства юстиции РФ и ряда других ведомств. Такой разносол связан с тем, что законодательство о высших образовательных учреждениях предполагает различные формы собственников и учредителей вузов. Они могут создаваться любой структурой, вплоть до частных лиц и организаций. Просто в последнем случае учебные заведения получают статус коммерческих и негосударственных учреждений.
Собственно из-за последних и началась вся эта заваруха. С недавнего времени государство ужесточает борьбу с подобными коммерческими учреждениями. На фоне этого в федеральном центре решили заодно поджать и все государственные вузы, чтобы а) их удобнее было контролировать, б) система их финансирования была более прозрачной. Поэтому по логике вещей следующим шагом реформы должна стать передача ВСЕХ государственных высших учебных заведений под контроль единой структуры - не зря ж её создали, в конце-то концов. Тем более, в большинстве случаев вузы своими федеральными ведомствами воспринимаются как вспомогательный вид деятельности и контролируются постольку поскольку. Ситуацию усугубляет и то, что директивы и нормативные акты Министерства образования РФ носят для ведомственных вузов рекомендательный характера значит, и выполняются соответствующим образом.
Более подробно о том, что ждёт астраханские вузы в случае смены учредителя, мы расскажем в следующей публикации, дабы не утомлять наших читателей уж слишком пространными разглагольствованиями на тему народного образования.
Всё под контролем
Перемены могут резко изменить жизнь не только вузов, но и астраханского министерства образования и науки. Безусловно, эксперименты на федеральном уровне могут пройти мимо: региональный кабмин не обязательно должен повторять структуру Правительства РФ. Более того, примеров расхождения достаточно. То же агентство по делам молодёжи Астраханской области, в отличие от «большого брата», было самостоятельным, а не входило в состав минобразования региона. Поэтому вероятность того, что астраханский минобр останется неизменным, есть и очень большая.Между тем в регионе есть и яркие примеры точного повторения федеральных структур - создание министерств культуры и туризма (отхряпали кусок у минспорта и отдали минкульту, как у федералов) и слияние регионального минстроя с министерством ЖКХ. Можно сколь угодно долго рассуждать о самостоятельности регионов, однако когда речь идёт об участии субъекта в крупном (а главное, дорогостоящем) федеральном проекте, гораздо удобнее привести всё к единообразию. В противном случае, о финансировании серьёзных инициатив (таких, как, скажем, «Безопасные и качественные дороги») можно даже не мечтать.

В структуре астраханского минобразования эти функции выполняет целое управление - по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере образования и качеством образования. Возникает резонный вопрос: что из всего этого останется за министерством, а что - за Рособрнадзором? Если всё вышеперечисленное (включая аттестацию выпускников) перейдёт в отделившуюся структуру, то взаимодействовать с региональными министерствами будет сложнее. Во-первых, встанет вопрос о финансировании мероприятий, во-вторых, возникнет управленческая неразбериха: кто кому подчиняется, каков статус «образовательного инспектора» и так далее.
История, кстати сказать, не новая: всё это мы уже проходили, когда из структуры федерального Минздрава вычленили Росздравнадзор. Итог: то же самое произошло и в Астраханской области, и сейчас в регионе успешно функционирует территориальное управление ведомства под руководством Адели Умеровой.

«А» упала, «Б» пропала, что осталось на трубе?
А вот науку у минобра скорее всего заберут. Это, в принципе, логично: ведомство курировало это направление постольку-поскольку. Так как региональное министерство не отвечает за вузы, а вся научная жизнь сосредоточена, в основном, там, наука проходит мимо нас. Так что невелика потеря (разве что красивую надпись на фасаде «Министерство образования и науки Астраханской области» придётся менять на «Министерство просвещения Астраханской области»). Конечно же, произойдёт это не сразу.

Не стоит ждать в регионе и появления отдельного «филиала» Министерства науки и высшего образования. В области вузовской и послевузовской подготовки наш минобр полноценно отвечает лишь за одно учреждение – Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, и лишь изредка готовит сопроводительные письма за подписью губернатора на предоставления претендентов на должности ректоров астраханских вузов в большое Министерство, поэтому вузы наверняка так и останутся у вышестоящих инстанций в Москве.
Гораздо интереснее, если у минобра и вправду отберут контрольно-надзорные функции. Если выкинуть ЕГЭ, лицензирование и контроль, то у ведомства фактически останутся только некоторые проекты (например, переход на односменное обучение, дистанционное образование и другие) и ссузы, поскольку общее образование - детские сады и школы - находятся в ведении муниципальных властей. В общем, не разгуляешься. Зато управление Рособрнадзора по АО получит неоспоримые преимущества и сможет шерстить федеральные вузы. При том замысле, который мы описывали выше (усилить контроль за организациями высшего образования), такая схема имеет место быть.Однако, по нашей информации, сценарий с созданием региональных управлений Рособрнадзора уж слишком замудрённый, поэтому федеральный центр вряд ли решится на подобный эксперимент, по крайней мере, в таких небольших регионах, как наш. К тому же, утверждают знающие люди, Рособрнадзор выделяется в отдельную структуру явно не из-за ЕГЭ: на повестке дня - аккредитация вузов, а это уже совсем
Вместе с тем, не исключено, что ему со временем накинут и другие обязанности.
И тут снова на ум приходит минздрав. Напомним, что несколько лет назад больницы и поликлиники, которые находились на балансе муниципалитетов, вернули в лоно государства. Есть подозрение, что со школами и садами поступят так же.

Так что будем ждать, что принесёт нам московский ветер. Главное, чтоб это положительно сказалось на системе образования, а то жираф большой - ему видней, но только не то, что находится у него под ногами...
Продолжение (как всегда) следует...














