Эта знаменитая фраза, пожалуй, въелась в сознание всех, кто хоть раз смотрел американские фильмы в эпизодах с юридическим подтекстом. Благодаря западному кинематографу, за несколько столетий образ адвоката едва ли не стал прародителем супермена, который одним только своим появлением решал исход дела в суде. Зачастую, конечно, в положительную сторону.
Нет смысла сравнивать заокеанский и отечественный институты права, однако стереотипы сложились. Подробнее о них и в целом о своей профессии ПУНКТ-А рассказал астраханский адвокат Александр Соболев. К тому же есть повод – сегодня, 31 мая, отмечается День российской адвокатуры.
Один в поле воин
Александр, здравствуйте. Как вы пришли в адвокатуру, что повлияло на выбор профессии?- Здравствуйте. Я всегда был убежден, что адвокат - это призвание. Мой выбор предопределил ранее полученный юридический опыт вне статуса адвоката. Это звание открыло для меня новые горизонты, позволило работать с делами уголовной направленности. А это было моей целью.
На мой взгляд, главное качество в выборе любой профессии – это честность. Я, наверное, сейчас как политик говорю, но это истина. Дальше – добросовестность и самопожертвование, как бы удивительно это ни звучало.
Вы сказали «самопожертвование», а чем жертвуете?
- Своим временем, личной жизнью. Если условно взять чашу весов, то по одну сторону находится адвокат, а по другую – система. Адвокат, он, как правило, один. Такой рыцарь с щитом и мечом. Ему приходится противостоять многому. И многим.
Адвокат – не просто офисный планктон, который печатает кучу бумаг, а потом тащит их в суд. Это очень многогранная профессия – она включает в себя палитру знаний всех сфер жизни. Потому что юрист сталкивается с различной спецификой. В идеале во всем нужно уметь разбираться.
Каким делам – гражданским или уголовным – отдаете предпочтение?
- Уголовным. Эта область мне ближе. Эффективность работы адвоката, занимающегося уголовными делами, я вижу не столько в стадии судебного процесса, сколько на стадии процессуальной проверки, то есть в самом начале.
Испытываете ли вы какие-либо эмоции, чувства к делам своих подзащитных? Или все зависит от ситуации?
- Все очень ситуативно. Эмоции могут быть направлены как в положительное, так и в отрицательное русло. Где-то это может тебе дать чуть больше энергии, смотивировать, где-то наоборот.
Эмоции приоритетнее денег?
- Профессионализм первичнее всего.
Женщин-адвокатов сейчас не мало. На ваш взгляд, в эмоциональном плане мужчинам-адвокатам легче работать?
- Мне кажется, женщин-адвокатов сейчас даже больше (смеется). Уверен, что гендерное различие абсолютно не влияет на качество работы. У нас немало высококвалифицированных адвокатов-женщин, имеющих огромный опыт как в гражданской, так и в уголовной направленности. Мужчинам ничем не уступают.
Вопреки всем известному факту, что женщинами управляет эмоциональность, а мужчинами - рациональность, в нашей работе сильная половина тоже может выражать эмоции. Однако квалифицированный адвокат все же руководствуется Кодексом профессиональной этики. А за определенные несдерживания в поведении в суде могут быть наложены санкции.
Победа = результат?
Любой адвокат рано или поздно сталкивается с проигрышем. Чистый проигрыш существует или нет?- Безусловно, бывает. Когда ошибка адвоката привела к нежелательному результату. Но этому могут способствовать и некорректные сведения, передаваемые доверителем, которые лишают адвоката возможности качественно оказывать юридическую помощь (такое тоже имеет место). Соответственно, это нельзя называть проигрышем и показателем профпригодности. Клиент должен доверять своему адвокату, иначе эта рабочая связка бессмысленна.
Разве врач может лечить вас от болезни, если вы врете о своих симптомах?
Да и понятие «выигрыш» больше подходит делам гражданской направленности. В уголовной стезе есть понятие «результативность».
Что значит «результативность» в юридическом аспекте?
- Люди чаще всего имеют понимание о работе адвоката либо из СМИ, некоторые из которых доносят ее неверно, либо из западного кинематографа. Хотя американская судебная система в корне иная.
Работа адвоката по уголовным делам выражается не в форме американских фильмов, где он надменно выходит из зала суда, его фотографируют репортеры, берут интервью, в его честь играют фанфары и т.д. Результативность российских правоведов складывается из более реалистичных представлений и, скажем, узконаправленных.
Адвокат и следователь/прокурор в чистом виде – это противники. Представьте канат, который каждый пытается перетянуть. Следователь берется за объективное расследование, устанавливает обстоятельства произошедшего. Прокурор аккумулирует данные и выносит обвинение в суде. Адвокат занимается правовой защитой своего клиента и, применяя профессиональные методы, доводит дело до менее строгого наказания… оправдательные приговоры крайне редки.
О результате работы адвоката в уголовном аспекте можно говорить тогда, когда его подзащитный получает 5 лет вместо 12-ти. Кто-то скажет: Он проиграл, его же «закрыли» все равно. Но мало, кто задумывается, что ему могли дать в два раза больше. Простите, но 7 лет из жизни – это не мало. И это заслуга исключительно адвоката. Значит, на каких-то этапах он смог победить и следователя, и прокурора.
То есть оценивать адвоката по количеству оправдательных дел точно не стоит...
- Зачастую я слышу, что в России адвокат – это свадебный генерал, который не приносит какой-либо пользы, он якобы просто присутствует на заседании (если говорим об уголовных делах). Мол, все равно проиграет. На самом деле это большое заблуждение, от его работы зависит многое. Я бы сказал, что больше половины результата, а иногда и весь.
Процент оправдательных приговоров у нас мизерный, не потому что система такая расстрельная. Минимальный процент исходит из того, что у нас в суд заходит уже достаточно укомплектованное дело с хорошо описанными, по мнению следствия, доказательствами вины. Как правило, шаблонно. Также шаблонно выносятся и решения. Задача в суде все таки выйти из-под аналогии.
******************************************
В ноябре 2021 года председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что за 15 лет количество оправдательных приговоров в России снизилось в три раза. В прошлом году, по данным «Ведомостей», на каждые 300 приговоров в стране приходился лишь один оправдательный.
Вопреки расхожему мнению, что только в России оправдание – редкий феномен, приведем статистику оправдательных приговоров разных стран (данные за 2020-й год, опубликованные на официальном сайте Верховного суда РФ).
Итак, число оправдательных приговоров составляет:
- В Японии - менее 0,1% (данные минюста страны).
- В развитых Франции - 3%, Финляндии - менее 2%, Португалии - 0,6 %, Бельгии - 0,3% (информация от статистической службы ЕС).
- В бывших странах социалистического блока Чехии - 0,3%, в Венгрии - 0,2%.
- В США – до 15%.
В ряде стран оправдательные приговоры - не только те, когда обвиняемого оправдали в суде, но и те, в отношении которых дела прекращены и по которым лица признаны виновными, но освобождены от наказания. В России классификация ведется иначе. Отдельно - оправданные, отдельно - лица, в отношении которых прекращены дела по любым основаниям, отдельно - освобожденные от наказания.
******************************************
Флешбеки из практики
- Какое дело больше всего вам запомнилось за время работы?Детали практики по работе с уголовными делами я не могу разглашать (адвокатская тайна), да и зачастую они весьма неприятны. Но могу рассказать интересный случай из практики страховых взысканий.
Ко мне попало приостановленное уголовное дело, связанное с потерей конечности в ДТП. Полная неразбериха, основная часть документов отсутствовала.
Лет так 5-6 назад на трассе Москва-Тамбов произошла смертельная авария. Была снежная метель, зима. На автодороге столкнулись автобус и тягач. Реальная причина аварии и её виновник не были установлены – не позволили погодные условия и противоречивые показания свидетелей. Обстоятельства и сегодня вызывают много вопросов. Плюс ко всему водитель автобуса погиб, а его пассажир в состоянии травматического шока попал в больницу и потерял память. Не было и камер видеонаблюдения.
Неоднократно проводились экспертизы, но попытки найти виновника не увенчались успехом. Причем не могли установить, кто был за рулем автобуса в момент ДТП. То ли тот, кто погиб, то ли тот, кто выжил, но получил тяжкие травмы. Водитель тягача - заинтересованное лицо и, естественно, он не скажет, что из-за него все и случилось. А противопоставить нечего. Дело приостановили на несколько лет, затем оно попало ко мне. Возобновить его и установить справедливость решила дочь оставшегося без ноги пассажира автобуса.
Достаточно долго я занимался вопросом, пришлось поднимать очень много документов, которые на момент запроса уже находились в архивах. Но в итоге дело было возобновлено.
Установить виновника не получилось, но главное мне удалось выяснить, что мой доверитель на тот момент не был водителем, а пассажиром. А значит, что даже при отсутствии виновника, он имеет право на страховую компенсацию.
Александр, спасибо за беседу! Мы желаем вам, вашим коллегам и всем причастным к празднику успехов на вашем поприще и пусть ваши доказательства будут самыми убедительными, а суждения – логичными!
- Спасибо!