В Астрахани лопнула очередная финансовая организация, задолжав более 32 миллионов рублей. Большинство кредиторов – физические лица, обычные граждане, доверившие кооперативу свои сбережения.
Как хорошо все начиналось
Михаил Феклистов пришел в кредитно-потребительский кооператив (КПК) «Твой дом» в 2016 году. «Знакомые уже пользовались, были довольны», - рассказывает он. С родственниками тогда как раз продали оставшуюся в наследство квартиру и часть денег вложили в кооператив под приличный процент. Сначала осторожно – на полгода, потом еще на полгода. В конце 2017-го уговорили оставить на год. Два раза поквартально выплачивали проценты, а потом перестали, рассказывает Михаил Феклистов. В конце 2018 года срок вклада закончился, и он уведомил кооператив о намерении снять сбережения. Но не тут-то было. В ответном письме ему сообщили, что кооператив не отказывается от своих обязательств, но испытывает серьезные финансовые трудности. Сообщили о решении правления реструктуризировать задолженность и обещали хоть с запозданием, но всё выплатить.
А в 2019 году суд принял решение ввести в отношении кооператива (который к тому времени сменил название и стал КПК «Трастинвест») процедуру банкротства, назначил конкурсного управляющего, ввел конкурсное производство.
«А мы стали ждать у моря погоды. С тех пор ждём», - грустно констатирует Михаил Феклистов.
И он такой не единственный. Многие пайщики – люди преклонного возраста. Они особенно близко принимают к сердцу ситуацию. Двое пенсионеров уже скончались, так и не дождавшись возврата своих средств.
Дело пахнет керосином
Да, бывает, что организации банкротятся и оставляют долги. Такова, как говорится, жизнь. Но в данной ситуации все не так просто.
Взять с кооператива (решением суда он вновь переименован – в Ассоциацию содействия пайщикам кредитных кооперативов «Рассвет») особо нечего. Активов, недвижимости нет. Есть только «Лексус» выпуска 2015 года, принадлежащий бывшему руководителю Антону Милаеву. Есть еще должники кооператива – те, кто брал у него кредиты.
Но ситуация осложняется тем, что контролирующие лица (бывший руководитель и соучредители кооператива) вовсе не рвутся помогать, а даже напротив – активно противодействуют процедуре. «В том числе не переданы документы, которые могли бы установить реальную картину - куда делись весьма внушительные суммы, - говорит конкурсный управляющий АСПКК «Рассвет» Илья Орлов. - Исходя из анализа движений по счетам, мы предполагаем, что деньги пайщиков не всегда поступали на счета КПК, и ими руководство могло распоряжаться по своему усмотрению. Также бывший руководитель КПК активно уклоняется от передачи документов и имущества кооператива, что уже установлено арбитражным судом».
Улетел, но обещал вернуться
В настоящий момент в отношении Антона Милаева возбуждено исполнительное производство. Но приставам он говорит, что выбыл из Астраханской области и когда-нибудь обязательно вернется.
«Исходя из нашего опыта банкротства кредитно-потребительских кооперативов, не передача документов и «неожиданный отъезд» из региона работы таких лиц могут быть связаны именно с тем, что финансовая документация в случае передачи ее в руки арбитражного управляющего позволит с легкостью доказать, что проблемы кооператива возникли исключительно по вине его руководителей, - комментирует Илья Орлов. - Что часто не только укрепляет доказательную базу по субсидиарной ответственности, но и уводит дело в уголовно-правовую плоскость».
Пока экс-руководитель кооператива не привлечен даже к субсидарной ответственности. Хотя заявление подано, в качестве обеспечения наложен арест на весь комплекс имущества бывшего руководителя КПК. Также конкурсным управляющим установлено, что супруга руководителя кооператива активно распоряжалась имуществом кооператива, а именно дорогостоящей иномаркой Лексус, не имея на это каких-либо прав. Есть и иные обстоятельства, ставящие вопрос о необходимости привлечения ее к субсидиарной ответственности, уверен Илья Орлов. «Информация по иным контролирующим лицам кооператива ним обобщается, в скором времени будут приниматься процессуальные решения, - говорит он. - Уголовного дела, возбужденного в отношении Милаева Антона, пока нет. На сегодняшний день это не относится к нашим прямым компетенциям, но мы располагаем информацией, что правоохранительный органы уже подключились к делу».
С надеждой на счастливый конец
Так есть ли у пайщиков надежда вернуть свои кровные? Илья Орлов уверен, что есть. «Проблема банкротных процедур КПК заключается в том, что они всегда занимают значительный объем времени, особенно когда со стороны контролирующих лиц имеется недобросовестное поведение, - говорит он. - При этом очевидно, что несмотря на любые попытки не дать доступ к информации, имуществу, дебиторской задолженности - это всего лишь оттягивание неизбежного. Рано или поздно информация складывается в паззл и реализуются механики банкротных процедур».
Остается надеяться, что история будет со счастливым концом.
Илья Орлов обращает внимание жителей Астраханской области: если вы являетесь должником КПК «Трастинвест», КПК «Наш дом» или АСПКК «Рассвет», не передавайте никаких денежных средств каким-либо иным третьим лицам, даже, если они предоставляют договоры цессии или иные документы. По любым вопросам следует обращаться только к конкурсному управляющему.
Как помочь обманутым пайщикам
Проблема обманутых пайщиков сродни проблеме обманутых дольщиков. И те, и другие сами вложили свои деньги – в погоне за низкой ценой в первом случае, за «лёгким рублём» - во втором. И никто им не виноват. Так рассуждают многие.
Однако руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева считает, что государство должно принимать участие в решении проблем обманутых дольщиков. «Деятельность внушительного количества кредитно-потребительских кооперативов по всей стране обладает признаками финансовой пирамиды. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что действующее законодательство позволяет уйти от ответственности бенефициарным владельцам этих КПК, - говорит она. - В результате, по нашим данным, в каждом регионе России существуют примерно от 1000 до 3500 тысяч пострадавших пайщиков, большая часть из которых пенсионеры, которые потеряли свои последние сбережения. Миллиарды рублей, отнятых у граждан, выводятся через фиктивные займы и иные инструменты».
Да, какие-то меры предпринимаются. Существует институт СРО кредитно-потребительских кооперативов. Но он неэффективен: при любом нарушении, выявленном в деятельности КПК, саморегулируемая организация исключает кооператив из членов, избегая тем самым компенсационных выплат пострадавшим.
Отсутствуют широкая практика возбуждения уголовных дел по статье 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» на ранней стадии в отсутствие установленных потерпевших до обрушения финансовой пирамиды и появления реальных пострадавших. Недостаточен механизм борьбы с рекламой нелегальных участников финансового рынка. Листовки с рекламой финансовых услуг неидентифицированными лицами распространяются в местах массового скопления людей (на остановках, подъездах, на столбах, заборах и т.д.). «Цинизм ситуации заключается в том, что большая часть пайщиков КПК – это люди старшего поколения. Такие кооперативы активно размещают рекламу на местном телевидении и в СМИ, привлекая вкладчиков высокими ставками. А поскольку люди этого возраста доверяют всему, что пишут в газетах и показывают по телевизору, они воспринимают рекламу как гарантию безопасности, и несут свои деньги в сомнительные кредитные организации», - говорит Евгения Лазарева.
Вместе с тем управления Банка России в регионах могут контролировать только те подведомственные организации, которые зарегистрированы в их округе, и только после того, как на их деятельность поступает жалоба или выявляются факторы риска при анализе отчетности – высокие проценты. Сразу проверять только что открывшиеся организации и арестовывать счета, если нет признаков нарушений, надзорные органы по законодательству не имеют права. А большая часть пайщиков приходит в КПК с наличными деньгами, которые могут даже не перечисляться на счета организации.
Что предлагает ОНФ:
- ФАС совместно с Банком России с привлечением администраций регионов должны проработать механизмы борьбы с распространением анонимных листовок, предлагающих финансовые услуги. А при размещении интернет- рекламы финансовых услуг в крупных поисковых системах, таких как Яндекс и Google, необходимо подтверждать защиту передаваемых данных путем предъявления SSL сертификата.
- Внести изменения в федеральное законодательство: проработать вопрос создания системы страхования вложений и компенсационного фонда, а также установить предельную сумму компенсации для пайщиков в случае прохождения процедуры банкротства КПК.
- Внести в ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ изменения в части расширения полномочий и обязанностей Центробанка осуществлять надзор и контроль над КПК не только в период деятельности, но и на стадиях ликвидации и банкротства.
- Внести изменения в Закон «О кредитной кооперации», устанавливающие субсидиарную ответственность учредителей КПК и ограничения по географии деятельности КПК с установлением запрета на регистрацию «двойников» КПК в разных регионах с одними и теми же участниками, а также ограничения по предельному размеру вложений и количеству пайщиков, участвующих в кооперативе.
- Внести изменения в Уголовный кодекс, расширяющие круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, таких как главные бухгалтеры, учредители и иной руководящий состав.
«Мы уверены, что изменение законодательства позволит снять социальную напряженность, уменьшить количество недобросовестных поставщиков услуг на финансовом рынке, повысить доверие к власти и Центральному банку, защитить данную категорию потребителей финансовых услуг», - говорит Евгения Лазарева.