- В ближайшее время в Астрахани пройдёт Российско-узбекский образовательный форум, и АГТУ, насколько мы знаем, можно назвать одним из ключевых его участников. Расскажите об этом.
- В этом форуме примут участие все основные вузы региона. Но нас с Узбекистаном связывают особые отношения, мы сейчас ведём работу по открытию филиала университета в Ташкенте. Причём сразу хочу сказать – инициатива была не наша, это идея узбекской стороны. Там уже работают три филиала российских вузов – МГУ, им. Плеханова и им. Губкина, и вот сейчас они решили открыть ещё несколько филиалов российских вузов. В их число вошли несколько московских вузов и один периферийный – АГТУ. Идея возникла ещё в прошлом году, когда проходили российско-узбекские переговоры в Ташкенте по линии сельского хозяйства. Узбекистан заинтересовался нашими рыбохозяйственными специальностями и обратился к нашей стороне с просьбой открыть филиал. Для нас это было очень неожиданно. Это, конечно, огромная работа. Сказать, что мы испытываем по этому поводу эйфорию? Нет, мы прекрасно понимаем, что это очень сложный процесс, дорогостоящий проект, но мы идём по этому пути, потому что это, в том числе, важно с политической точки зрения. Российская Федерация сейчас активно развивает добрососедские отношения с бывшими странами Советского Союза. Мы уже начали программу двойных дипломов с Узбекистаном, набрали по ней студентов в узбекский университет на первый курс. Они два года проучатся там, а затем продолжат обучение у нас. А на следующий год мы планируем открыть филиал. Может быть даже раньше – уже в этом году, сейчас готовится соответствующее постановление правительства Узбекистана.

- Своими рыбохозяйственными специальностями АГТУ славится исторически. А как обстоят дела с новыми веяниями?
- Да, рыбное хозяйство это наше историческое направление. АГТУ создавался в 30-х годах как рыбный вуз, это было основное направление экономики региона. Но вскоре стало очевидно, что рыбная отрасль требует специалистов самого разного профиля – инженеры, механики, судоводители, экономисты и технологи по переработке. Первыми в регионе мы приняли решение готовить специалистов по информационным технологиям и нефтегазовым специальностям. Когда в Астраханскую область пришли нефтегазовые компании, на первых порах можно было обойтись варягами - приглашёнными специалистами, но долго это продолжаться не могло. Мы начали открывать направления, которые будут востребованы в регионе. Сейчас университет обеспечивает кадрами все кластеры экономического развития Астраханской области. Нужно понимать масштаб, ведь АГТУ это огромный комплекс. Помимо головного вуза (а здесь несколько гектаров земли), в Астрахани есть ещё несколько студенческих кампусов: Институт нефти и газа в АЦКК, два студенческих кампуса Волго-Каспийского колледжа, который является нашим структурным подразделением, филиалы в Подмосковье и Краснодарском крае.
- Но это все было давно, а что на рынке специальностей происходит сейчас?
- Сейчас мы можем удовлетворить потребность любого человека в любом направлении, потому что мы действительно следуем девизу «Образование через всю жизнь». В АГТУ мощное среднее образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура – все уровни. Помимо этого в рамках университета работает институт дополнительного образования, где мы можем дать переподготовку по любому направлению, в том числе по заказам предприятий или частных лиц. Можем разработать любую программу. Причём для этого не обязательно идти получать новое высшее образование. Если уже есть любое образование – можно совершенно спокойно получить переподготовку. Мне очень нравится, что наши студенты прекрасно понимают: они формируют здесь свое будущее. Уже со второго курса они начинают получать дополнительные виды образования, идут на параллельную специальность. Инженер может получить специальность экономиста, переводчика или в сфере информационных технологий и так далее. И когда студент заканчивает вуз, он может предложить работодателю обширное портфолио со множеством направлений своей деятельности. Наш университет входит в топ-20 вузов, выпускники которых по IT-специальностям получают самую высокую зарплату в России. Наших молодых специалистов на самом деле расхватывают как горячие пирожки. Я всегда говорю студентам: расставьте приоритеты. Вот если вы хотите получить нормальную специальность и нормальную работу, то вы должны, во-первых, учиться, а во-вторых, заниматься наукой, заниматься творчеством, тем более университет такие возможности предоставляет. В АГТУ очень удобно учиться: у нас кампус, не надо ездить из одного конца города в другой, безопасно, рядом стадионы, спорткомплекс, бассейн, учебные корпуса, библиотеки, студенческие клубы, общежития – всё. Это целый город, где любой студент может найти себя и реализоваться в разных направлениях.

- Новые профессии появляются постоянно. А что происходит со старыми? Есть процесс естественного отмирания специальностей?
- Некоторые направления мы открываем, некоторые закрываем, есть те, которые отживают, это естественно.
В высшем образовании существует определённое понятие моды, волны. Был бум, когда люди шли на экологов, у нас было по несколько групп на потоке экологов. Несколько лет прошло – пошёл спад. Был бум на туризм, потом спад. Была волна на экономистов, на юристов. Сейчас я считаю, наиболее востребованными будут инженерные специальности, потому что экономика возрождается. Инженер нужен всегда и всем. И если у некоторых других направлений есть переизбыток специалистов, то инженерные кадры будут востребованы всегда.
А пример эволюции и развития – направление «Промышленное рыболовство». Эти специалисты должны работать на крупных судах, у нас в регионе таких уже не осталось. Поэтому профиль этой специальности поменялся, сейчас мы готовим управленцев в сфере рыболовства – людей, которые руководят промыслом. Так это и происходит: что-то отмирает, что-то появляется новое. Университет это живой организм, мы должны идти в ногу со времени. Меняются стандарты, появляются новые требования к образованию. Необходимо следить и предугадывать ситуацию, как будет изменяться экономика страны и региона, потому что мы работаем на страну и, прежде всего, на регион.

- Университет это не только образование, это ещё и наука. Как одно связано с другим и что здесь важнее?
- Вуз это образовательно-научный комплекс. Без науки ни один вуз выжить не может. И поэтому науке, конечно, уделяется большое внимание, причём как студенческой, так и фундаментальной. Мы гордимся своими научными разработками. Мы единственный вуз в регионе, молодые учёные которого имеют гранты президента Российской Федерации. Мы единственный вуз, в котором существует несколько лабораторий Российской академии наук. Это позволяет нам развивать фундаментальную науку. Преподаватель высшей школы всегда одновременно еще и ученый. Мы обладаем огромным интеллектуальным потенциалом. Это наша гордость – наша профессура, наши кандидаты наук, доценты. В АГТУ сейчас функционирует несколько диссертационных советов: по информационным технологиям, по рыбному хозяйству, по химической технологии, по инженерным специальностям. 4 диссовета по 8 специальностям – такого в астраханских вузах больше нет.
- А студенты сейчас идут в науку или это стало немодным?
- Это, опять же, вопрос приоритета. Очень много молодёжи сейчас идёт в науку, им это интересно. Сам я впервые занялся научной работой, когда пришёл на первый курс, и все мои аспиранты начинали работать тоже на первом курсе. Интерес к науке формируется со студенческой скамьи, с самых первых дней. Я горжусь нашими молодыми ребятами, которые уже в университете делают такие разработки, которыми потом интересуются инвесторы – авторефрижератор, способный охлаждать грузы до минус 155 градусов, проекты по аквапонике, вертикальному озеленению, биопрепараты для защиты растений и многое другое.

- Сейчас все начали делать стартапы. То есть уже недостаточно просто заниматься наукой, надо ещё и быть менеджером собственного проекта, продвигать его, искать инвесторов. Университет помогает студентам в этом?
- Да, и победа наших студентов в конкурсе «У.М.Н.И.К» тому подтверждение. Четверо наших молодых учёных получили гранты по 500 тысяч рублей на развитие своих инновационных проектов – это как раз то, о чём вы говорите. Человек доказывает свою научную состоятельность, и под его идеи дают деньги на открытие производства. Прошло то время, когда ученый был просто кабинетным работником. Каждому человеку, который занимается прикладной наукой, хочется, чтобы его разработки получили дальнейшее развитие. Есть учёные, которые способны не только вырабатывать идеи, но ещё и внедрять их. Я сам, например, совершенно не способен к бизнесу, и мне это не особенно интересно, я всегда больше любил заниматься лабораторными исследованиями. Но у меня есть коллеги, которым интересна реализация разработок. И то и другое хорошо.
- А помимо дружеских отношений с Узбекистаном, о которых мы уже поговорили, с какими ещё странами АГТУ ведёт взаимодействие?
- Мы уделяем огромное внимание международной деятельности. У нас сейчас учатся студенты из 42 стран мира. По количеству иностранных студентов мы уже превзошли советские времена, хотя наш вуз был головным по подготовке иностранных студентов. И наши преподаватели много ездят за границу, где работают со студентами. Сейчас мы работаем по проекту ЮНИДО в Эфиопии – проектируем там рыбохозяйственный центр. Это уже наш второй опыт работы с ЮНИДО. И мы будем не только строить комплекс, но и готовить специалистов, которые будут там работать, чтобы у себя на родине реализовывать идеи, которые разрабатываются в нашем университете.
Я часто рассказываю, как года три назад летал в командировку во Вьетнам. Было 7 ноября, воскресенье. Мне говорят, что сегодня у меня будет встреча с выпускниками нашего вуза. Я думал – человека 3–4 придёт, выходной день всё-таки. Прихожу в министерство, а там зал, который полностью забит людьми, от молодёжи до 70-летних старцев, которые на русском языке мне говорят: «Господин ректор, как мы рады, что вы приехали, мы закончили ваш вуз, и всё, чего мы добились в жизни, связано с нашей альма-матер». Это было так трогательно. Оказалось, у них традиция – каждый год 7 ноября они едут со всей страны на встречу выпускников. Я много путешествую по работе и практически в любой стране встречаю выпускников нашего университета. Я встречал их и в Чехии, и в Италии, и в Германии, даже в Доминикане, везде. Причём это не только иностранцы, это и наши соотечественники, которые реализуют себя в других странах. Потому что хорошие знания востребованы везде.
- А удержать талантливых выпускников в вузе удаётся?
Сложно, очень сложно, но удаётся. Был период в высшей школе, когда молодёжь не оставалась, начинался процесс старения, была очень сложная экономическая ситуация в стране. Сейчас есть майские указы президента, которые действительно направлены на то, чтобы повысить заработную плату в бюджетной сфере, есть определённые социальные гарантии – люди это видят, люди это понимают и ощущают рост своих доходов. Молодёжь остаётся, об этом свидетельствует конкурс в аспирантуру и конкурс в магистратуру – он есть на всех направлениях, даже там, где нет бюджетного финансирования. Страна встала на ноги, экономика развивается и потребность в кадрах высшей квалификации растет.

- Кто из других стран ориентируется на АГТУ мы уже выяснили, а на кого ориентируетесь вы сами? Какой вуз считаете образцом для подражания?
- Я сейчас вспоминаю слоган, который у нас тут по территории везде написан: АГТУ – лучшее высшее. Надо брать опыт у всех, но развиваться надо самостоятельно. Мы перенимаем лучшее у лучших. Также как и наш опыт перенимают другие вузы. Ещё раз говорю, университет это живой организм. Это не клон какого-то одного вуза. Каждый университет развивается по-своему. Тенденция общая, она определяется государством, но в этой тенденции пути реализации вуз выбирает самостоятельно, наверное, в этом и есть прелесть. Я бы с удовольствием ориентировался на МГУ, особенно с точки зрения финансирования, это однозначно.
- Но вы же по работе постоянно посещаете другие вузы, и наверняка вас посещают мысли: «Вот это здорово придумано, хорошо бы и нам такое сделать»?
- Меня иногда восхищает в некоторых вузах, например, их тренажёрная база. Прекрасно понимаю, что это огромные ресурсы, которые необходимо туда вкладывать. Восхищают иногда некоторые инфраструктурные вещи. У нас при этом есть прекрасная парковая зона, которую мы поддерживаем в порядке, редкий вуз может такой похвастаться. Мы ведём колоссальное количество ремонтных работ. Сейчас ввели в строй 4-й корпус после ремонта. Огромное внимание уделяем инфраструктуре, которая позволяет нашим студентам творчески реализовываться: сейчас отремонтировали один студенческий клуб, второй – знаменитый бывший «Интерклуб», скоро откроем. Он будет возрождён уже в этом году, правда, в новом формате. Причём ремонтом занимается не вуз, это делает попечительский совет университета – наши выпускники. Возможно, таких дискотек, как были во времена нашей молодости, уже больше и не будет, но там будут проходить творческие вечера, встречи, небольшие концерты.

- А у вас в графике находится время для научной работы?
- К сожалению, очень мало времени. Когда я стал ректором университета, я был хорошим учёным, который проводил много времени в лаборатории. Теперь же я знаю, сколько стоит кабель, сколько стоят трубы, сколько воды необходимо для полива и тому подобное, а вот времени на научную работу действительно осталось очень и очень мало. Но я стараюсь её не бросать, и мне очень приятно, что когда мы открывали диссовет, председателем назначили меня, то есть меня всё ещё признают как учёного. Есть ученики, которые продолжают моё дело. Я очень люблю читать лекции, люблю преподавать, очень люблю встречи со студентами. Это доставляет удовольствие, я с нетерпением жду дня, когда будет лекция, для меня это не работа, а отдых, я эмоционально заряжаюсь от молодёжи. Студенты – они и есть студенты. И когда говорят, мол, они уже не такие, какими были мы... Они не хуже и не лучше, они стали другими. Более свободными, более раскрепощёнными, они имеют более широкий кругозор в ряде областей, которых не было, когда я был студентом. Я считаю, что они просто замечательные, потому что у них все впереди. Они молоды, они задорны, они смелы, у них нет еще какой-то зашоренности и нет страха перед действием, это главное.