Автор: Том Парфитт (Tom Parfitt).
Оригинал: Vladimir Putin, Dmitry Medvedev: So which of the old allies is truly in charge?
Источник перевода: "ИноСМИ.ру"
Опубликовано: 11/09/2011 19:35
Один из них садится за управление самолетом. Он раздевается по пояс, он забирается в танки. Он ездит на лошадях, запускает трубопроводы, обнимает тигров и стреляет из пистолетов. Все со спокойной, без улыбки бесстрастностью, «как лошадь», по выражению одного писателя, «опустив свой нос в мешок с овсом». Другой поигрывает своим IPad. Он пишет в Twitter. Его беспокоят мультикультурализм, правовой нигилизм и дети. Он нервно усмехается и постукивает ногами под столом. Иногда он надевает кожаную куртку бомбер и говорит жестко, но ему это не идет. На первый взгляд, мачо на все руки Владимир Путин и глупый адвокат Дмитрий Медведев – полные противоположности. Тем не менее, российский премьер-министр и президент, если верить их собственным словам, восторженные друзья.
Завтра Дэвид Кэмерон (David Cameron) впервые посмотрит на правящий российский «тандем» на их родной земле. Премьер-министр едет на переговоры с Медведевым, с которым он встречался несколько раз в другом месте, но он также будет первым британским представителем, кто увидит Путина впервые за более чем четыре года. Ключевая задача Кэмерона в том, чтобы произвести впечатление жесткой позиции в связи с убийством Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году и одновременно упростить возможности для британских инвесторов в России.
Это дипломатический танец, который, вероятно, будет продолжаться в течение нескольких лет и обе стороны будут делать правильные лица, зная, что другая не сдвинется с места. (Великобритания хочет выдачи подозреваемого в убийстве Литвиненко бывшего офицера КГБ Андрея Лугового, а Россия говорит, что по конституции не обязана делать этого.) Если Кэмерон хочет оживить положение дел, он должен изловчиться задать хозяевам более интригующий вопрос. Кто будет следующим президентом России?
Прямой ответ, конечно, был бы сенсацией. Все поведение политических элит России сегодня объясняется умышленной запутанностью этого вопроса.
Может быть, устав от постоянных обвинений, что он пудель Путина (или Робин Бэтмена Путина, как написали в WikiLeaks), Медведев продемонстрировал некоторые признаки утверждения во власти.
58-летний Путин отслужил два срока на посту президента с 2000 по 2008 годы, но был вынужден уступить своему протеже 45-летнему Медведеву, потому что российский закон не позволяет третий срок подряд. С тех пор он остается фактическим лидером страны на посту премьер-министра. В марте следующего года, однако, оба, вероятно, могут баллотироваться на пост президента, срок которого увеличен до шести лет.
Начиная с инаугурации Медведева три с половиной года назад, российские заинтересованные средства массовой информации – исключая телевидение – анализировали каждый его шаг в поисках намека на то, что он может пойти против воли Путина и баллотироваться на второй срок, вместо того, чтобы вернуть корону.
Может быть, устав от постоянных обвинений, что он пудель Путина (или Робин Бэтмена Путина, как написали в WikiLeaks), Медведев продемонстрировал некоторые признаки утверждения во власти.
Весной этого года возникло некое возбуждение, когда Путин раскритиковал поддержку воздушных ударов НАТО по Ливии, как «средневековый призыв к крестовым походам», а Медведев быстро отреагировал в телевизионном комментарии, заявив, что «ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа "крестовых походов" и так далее, это неприемлемо».
Примерно в то же время члены правящей партии «Единая Россия» выдали мрачные предупреждения, что Медведев маневрирует, чтобы разрушить его договоренность с Путиным и противостоять ему на выборах в следующем году (правда, большинство аналитиков интерпретировали это как страшилку, придуманную сторонниками Путина, чтобы убедить его вернуться на высший пост).
Медведев также выразил сочувствие нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, находящемуся в тюрьме с 2003 года. Когда его спросили в мае, будет ли освобождение бизнесмена представлять какую-то опасность для общества, президент ответил: «Совершенно никакой». Это резко расходится с комментариями Путина: «Вор должен сидеть в тюрьме».
Каждый раз кажущиеся трещины в российском тандеме оказывались иллюзорными. Если Кэмерон считает, что мягкая позиция Медведева по Ливии означает, что он одобрит военные действия в Сирии, то он жестоко ошибается.
Другим сигналом трения стал монолог о тандеме известного молодого российского поэта Дмитрия Быкова, который был изъят из эфира популярной телевизионной интернет-станции. («Я был вполне доволен другом / Пока в один прекрасный день / Он не решил, что он не тень», говорит Быков от лица Путина.)
Тем не менее, каждый раз кажущиеся трещины в российском тандеме оказывались иллюзорными. Если Кэмерон считает, что кажущаяся более мягкая позиция Медведева по Ливии означает, что он с большей вероятностью, чем Путин, одобрит военные действия в Сирии, то он жестоко ошибается. Заявления президента по Ходорковскому выглядят просвещенными. Ну и что? Бизнесмен все еще за решеткой и не выйдет до 2017 года.
Истина, вероятно, более банальна: Путин и Медведев по-настоящему близки, и они вместе решат, кто пойдет на пост президента, как они и сказали. На государственном телевидении, по крайней мере, пара выглядит приятелями из романа Энид Блайтон (Enid Blyton). Они вместе ездят на велосипедах, они играют в бадминтон, они ловят рыбу на Волге. Сцены, конечно, срежиссированные, но нет никакого намека на напряженность как у Блэра и Брауна, которая просачивается даже через самые тщательно поставленные выступления.
Ясно, однако, кто является старшим партнером. Путин родился в Санкт-Петербурге в 1952 году и стал заместителем мэра города, уйдя из КГБ после распада Советского Союза. Медведев вырос в том же городе, и нашел работу в качестве советника босса Путина и его гуру мэра Анатолия Собчака, получив диплом юриста в 1987 году и недолго поработав в вузе.
Когда Путин переехал в Москву и поднялся быстро по лестнице государственного аппарата, став главой Федеральной службы безопасности, а затем премьер-министром в 1999 году, он привел многих из своей питерской команды вместе с собой.
В автобиографии Путина «От первого лица» есть отрывок, который говорит сам за себя, где он вспоминает, как он принял на работу «Диму» заместителем главы президентской администрации. Использование уменьшительной формы предполагает патерналистские отношения: мало кто из россиян может представить, что Медведев в ответ назовет своего политического партнера Володей.
У Путина, возможно, свербит вернуться к работе наверху. Мы просто не знаем. Никто не знает, кроме небольшого кружка элиты России. «Я свечку не держал», — говорят русские о заговоре, о котором они не в курсе.
Там еще могут быть сюрпризы – они не являются редкостью в политической жизни России. Можно предположить, что Медведев попытается устроить дворцовый переворот и баллотироваться на выборах вопреки желанию его наставника. Но все в его недавнем поведении говорит об обратном, и лучше сделать ставку на то, что Путин возьмет управление на себя. На самом деле, реальная интрига заключается не в предстоящей и подлинной политической борьбе между конкурирующими противниками, но в тайне, кто будет выдвинут в качестве кандидата, когда и как именно процесс выборов будет направлен на достижение желаемого результата.
Отнюдь не данность, что Путин хочет вернуться назад в президенты. Он показал, что в состоянии остаться Alpha Dog (снова WikiLeaks) в руководстве России и без трона в Кремле. Медведев полезен тем, что он рассматривается на Западе как более демократичный, плюс его техническая смекалка и его разговоры о модернизации производят хорошее впечатление на некоторых молодых людей. Он может оставаться в должности, а Путин сохраняет свое положение – и имидж – настоящего хозяина и человека дела, как обычно тарахтя на своем трехколесном Harley-Davidson на помощь.
С другой стороны, у Путина, возможно, свербит вернуться к работе наверху. Мы просто не знаем. Никто не знает, кроме небольшого кружка элиты России. «Я свечку не держал», — говорят русские о заговоре, о котором они не в курсе. Мало кто может пролить здесь свет.
На первый взгляд, Медведеву и Путину не составит большого труда условиться, кто получит Кремль на этот раз. Политический ландшафт России является засушливым местом. Маргинальные демократические оппозиционные партии, такие как Партия Народной Свободы, такими и останутся, потому что им отказали в участии в выборах по техническими формальностями. Потенциально популярных союзников, которые скисли, как бывший мэр Москвы Юрий Лужков, можно быстро нейтрализовать неявной угрозой судебного преследования. Жесткая критика не имеет доступа к государственному телевидению.
Ближайшая задача для тандема – обеспечение подобия оживленности вокруг парламентских выборов 4 декабря. Путин укрепил свою «ЕР», создав ОНФ. Лояльному олигарху Прохорову позволили создать ручную «оппозиционную» партию. Такой управляемый плюрализм может однажды стать настолько сложным, что начнет рассыпаться.
Но оба знают, что есть проблема. Их рейтинги популярности снижаются. Тем временем, ажиотаж вокруг интернет-деятелей, таких как антикоррупционный блоггер Алексей Навальный, отражает растущее общественное разочарование. Многие россияне не видят большой разницы в обещаниях Путина и Медведева, подозревая, что любой из них мог бы председательствовать в душном, полу-авторитарном государстве, которое чрезмерно полагается на углеводороды и медлительно на перемены любого рода.
Ближайшая задача для тандема – обеспечение подобия оживленности вокруг парламентских выборов 4 декабря. Путин укрепил свою слабеющую «Единую Россию» путем создания Народного Фронта. Лояльному олигарху Михаилу Прохорову было позволено создать ручную «оппозиционную» партию, о которой рассказывают во всех средствах массовой информации.
Такой управляемый плюрализм может однажды стать настолько сложным, что он начнет рассыпаться и возникнет реальная конкуренция. Пока все политическое будущее России в руках Путина и Медведева. Большинство аналитиков ожидают, что их кандидат в президенты будет объявлен вскоре после парламентских выборов. Кто это будет? Может, Кэмерон сможет сказать нам.