Напомним, что Халил Галимзянов выдвигаться на пост ректора не стал. На этот ответственный пост претендовали трое:
- Башкина Ольга Александровна – доктор медицинских наук, профессор, Отличник здравоохранения, проректор по научной работе, заведующая кафедрой факультетской педиатрии ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава РФ.
- Джуваляков Павел Георгиевич – доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, главный врач ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница, заведующий кафедрой судебной медицины ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России.
- Костенко Николай Владимирович – доктор медицинских наук, доцент, Отличник здравоохранения, заместитель главного врача по хирургической помощи ГБУЗ АО АМОКБ, заведующий кафедрой хирургических болезней последипломного образования с курсом колопроктологии ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава РФ.
Пролог
Команда Ольги Башкиной подготовилась основательно. Всем, кто заходил в актовый зал, вручали предвыборную программу проректора по науке. К слову, брошюра выглядела солидно: формата А4, на глянце, содержание хорошо структурировано.
Сама Ольга Александровна уже была в зале и скромно сидела в первых рядах. Если бы не её ярко-коралловый пиджак, вряд ли её можно было заметить среди делегатов.
А вот её конкурент Павел Джуваляков, напротив, не рассиживался, а ходил между рядами по залу: улыбался знакомым, жал руки, с кем-то даже обнимался и в целом выглядел весьма уверенным и невозмутимым. Николая Костенко видно не было. Вероятно, он тоже скромно отсиживался в сторонке.
Профессора, доценты, прочий уважаемый профессорско-преподавательский состав, студенты и административные работники - делегаты-выборщики - чинно и благородно приветствовали друг друга и занимали свои места. Все то и дело косились на кабинки для тайного голосования и КОИБы. Их в зале было два. Некоторые делегаты удивлённо перешёптывались: «Это электронные урны что ли? Прям как на настоящих выборах!».
Среди делегатов и гостей конференции то и дело мелькали знакомые нам лица. Например, по залу ходил, приветливо улыбаясь, главврач кардиоцентра Дмитрий Тарасов, а на галёрке «спрятался» новоиспечённый руководитель инфекционной больницы Виктор Акишкин. Настроение у всех было хорошим, за окном светило солнышко, и если бы не жуткий холод в помещении (предупреждение организатора «Ой, вы не раздевайтесь, там прохладно» оказалось в тему), то было бы совсем здорово.
Ровно в 10 к трибуне вышел председатель комиссии по выборам ректора АГМУ Сантро Зурнаджан. Он объявил, что из 186 делегатов зарегистрированы 182. Трое отсутствовали по уважительным причинам, а четвёртый, увы, до выборов не дожил. Кворум собран, так что можно было начинать конференцию. Единогласно выбрали президиум и председателя конференции, мандатную и счётную комиссии, утвердили бюллетени для голосования. В завершении всех «прелюдий» было объявлено, что у кандидата Башкиной пять наблюдателей, а у Джувалякова - четверо. Костенко своих «поверенных» не заявлял.
3D-технологии и отопление
После всех организационных процедур, на которые ушло никак не меньше получаса, кандидатам наконец-то предоставили слово. Дамы - вперёд.Ольга Башкина начала рассказывать о своей программе без предисловия, сразу с цели и задач. Выступление изобиловало сложными конструкциями, терминами, но публике явно нравилось - люди одобрительно кивали:
- Программа ставит основную цель - совершенствование деятельности и повышение конкурентоспособности АГМУ; интеграцию в инновационное развитие региона и Российской Федерации для повышения уровня подготовки, постдипломного обучения специалистов медицинской отрасли, для повышения качества медицинского обслуживания населения и реализации национальных проектов здравоохранения. Считаю, что основная деятельность вуза - образовательная. В современных условиях есть три важнейших направления, в которых нам надо совершенствоваться. Это достижение высокого уровня подготовки наших выпускников, мониторинг качества полученных знаний и личностного роста обучающихся. Нам необходимо совершенствовать свои программы не только в соответствии со ФГОС, но и модернизировать их с учётом национальных клинических рекомендаций, стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Необходимо расширять географию наших образовательных услуг путём реализации программ дополнительного и постдипломного образования и дистанционного обучения.
Судя по «презентации» программы», Башкина сделала акцент на следовании запросам рынка и государства, открытии университетской клиники, появлении новых актуальных специальностей, внедрении передовых технологий (пластинаты, интерактивные столы и доски, 3D-реконструкции, биологические и синтетические материалы и препараты, муляжи и т. д.) и профориентации школьников (включая создания технопарка). Всё это ради подготовки не просто хороших специалистов, а высококлассных врачей, «за которых не стыдно».
Делегаты внимательно заслушали 15-минутный доклад и поинтересовались о более близкой перспективе. Мол, глобальные планы - это, конечно, хорошо, но есть же насущные проблемы, решение которых не требует отлагательств.
- В ближайшие два года нам предстоит процедура аккредитации. Я уверена, что до этого времени нам под силу привести в порядок учебные планы, изменить форму экзаменов, внедрить модульные «гибкие» программы и адаптировать их к запросам региона. Кроме того, в ближайшее время мы построим спорткомплекс и изменим к лучшему условия пребывания студентов и преподавателей. Я сейчас говорю об отоплении и системе вентиляции.
Присутствующие, которые до этого уже час кутались в шубы и «польты», одобрительно зашуршали. Руку поднял ещё один делегат с ожидаемым вопросом «Откуда деньги Зин? То есть Оль». Однако Башкина явно была готова к такому выпаду и отрапортовала, что потенциал у вуза огромный, просто надо привести в порядок программы, сделать их более привлекательными для абитуриентов и врачей (повышение квалификации же никто пока не отменял) и не стесняться участвовать в федеральных программах на получение субсидий.
Меня поддержал Морозов!
Следом за Башкиной к трибуне вышел Павел Джуваляков. Он начал издалека, с президентских указов, глобальных задач астраханского медицинского сообщества и вообще призвал сотрудников АГМУ воспринимать вуз в качестве спасителя всей региональной медицины:- Сегодня ответственный день не только для медицинского университета, но и для всей системы здравоохранения, поскольку сейчас идёт её активное развитие. Стоят глобальные задачи перед всем нашим медицинским сообществом. Выборы ректора - это определённая веха для всей системы, потому что сегодня важно не столько процветание самого вуза, сколько его работа на совершенствование здравоохранения в целом. Задачи, озвученные ещё в 2012 году в «майских» указах, требуют консолидации всего профессионального сообщества, поэтому взаимодействию медицинской науки, образования и практики нужны новые подходы. Нам с вами в Астраханской области уже многое удалось сделать. Продолжительность жизни составляет 73,3 года - выше, чем в РФ и ЮФО. Это показатель как раз и демонстрирует нашу с вами совместную работу. И всё же нам надо усилить образовательную часть, чтобы готовить более продвинутого специалиста, способного решать глобальные государственные задачи.
Далее пошла лирическая часть доклада. Павел Георгиевич отметил, что его миссия - выпускать из стен вуза гармоничного члена общества, повышать престижность профессии и отойти наконец-таки от потребительского отношения к врачу. После долгожданного «А теперь перейдём к программе» Джуваляков сообщил, что подробно останавливаться на её пунктах не намерен, так как уже обсудил все положения документа с кафедрами и студентами, то есть «все всё знают и так».
Для незнающих - несколько тезисов. Павел Джуваляков планировал создать общественные структуры для решения первостепенных задач, включая попечительский совет, в который вошли бы крупные компании-спонсоры. В программе также сделан упор на повышение качества сельской медицины, совершенствование образовательных программ, увеличение объёмов по востребованным специальностям (онкология, кардиология, сосудистая хирургия).
При этом, по словам Павла Георгиевича, его кандидатуру поддержал лично врио губернатора Сергей Морозов, который даже подписал и направил обращение к профессорско-преподавательскому составу университета. Кроме того, полное взаимопонимание есть и с региональным минздравом.
В целом, позиции предложений Джувалякова и Башкиной во многом перекликались. К примеру, оба поставили себе цель к 2021 году открыть университетскую клинику и модернизировать материально-техническую базу вуза. Правда, в отличие от Башкиной, которая знает университетскую "кухню" изнутри и поэтому много внимания уделяла именно образовательному процессу, Джуваляков больше говорил о чисто чиновничьих вещах - взаимодействии с общественностью, Минздравом РФ и поддержке педагогов. К последнему он отнёс введение дополнительных стимулирующих выплат и проработку вопроса о строительстве служебного жилья. На этой фразе «галёрка» саркастично хмыкнула и зашепталась. Такие обещания звучали явно не впервые.Вузу грозит объединение
Поскольку конференция длилась уже полтора часа, зал начинал потихоньку скучать, кто-то зевнул и не один раз. Даже приглашение модератора задавать вопросы прошло незамеченным, и рук поначалу не было. И вот прозвучал вопрос, который несколько оживил аудиторию:- На миллионную область у нас несколько государственных вузов. Между тем, в России есть тенденция к объединению университетов. Нам это тоже грозит?
- Мы и вправду обсуждали возможность реорганизации вуза. Примеры такого процесса в стране есть. Тем более что сегодня есть ряд объективных показателей, которые требуют корректировки. В первую очередь, я говорю об инфраструктурных изменениях в университете. Если мы не решим некоторые проблемы, риск объединения вуза действительно есть, - ответил Джуваляков.Зал напрягся...
«Тёмная лошадка» сделала ход конём
Не выслушанным оставался только один кандидат - зам Джувалякова по АМОКБ Николай Костенко. Вряд ли в реальности на него хоть кто-то ставил, однако и списывать со счетов его тоже не торопились. Мало ли, как жизнь сложится, пока борются два мастодонта...Костенко, как и его шеф, тоже начал с глобального - выполнения задач правительства, повышения средней продолжительности жизни и так далее. При этом Костенко по примеру Джувалякова не стал подробно останавливаться на программе и лишь подчеркнул, что в вузе надо создавать электронную интерактивную образовательную среду, дабы объединить педагогов, клиницистов и студентов.
В целом же презентация Костенко больше напоминала перечисление обширного опыта работы с астраханскими больницами и посещения медицинских вузов страны. Впрочем, Николай Владимирович признался, что по ряду позиций солидарен со своими конкурентами, поэтому и повторяться нет смысла.
- Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то это, безусловно, подготовка к аккредитации и переход на эффективный контракт. Предлагаю создать постоянно действующую комиссию по самообследованию вуза. Я прошёл подготовку в Рособрнадзоре, поэтому координировать работу комиссии смогу, - заметил Костенко.
Кроме того, кандидат пообещал наладить взаимодействие с производствами, дабы начать выпуск запатентованной продукции.
Поскольку время, отведённое регламентом на каждого кандидата, давно вышло, Николай Владимирович попросил прощения и сообщил, что у него есть объявление о процедуре выборов.
- Практика выборов ректора показывает, что на финишной прямой, когда определились фавориты гонки, один из кандидатов снимает свою кандидату для упрощения процедуры. Поэтому я хочу объявить, что намерен сняться с выборов. Все свои обещания, озвученные в ходе консультаций, я готов осуществить как работник вуза. Моё решение доказывает, что я хочу работать в одной команде. Так что сегодня мы голосуем за единую профессиональную команду. Я голосую за Ольгу Башкину как за лидера науки. И голосую за Джувалякова как за грамотного управленца.
Бурление масс
Пока собравшиеся гадали, за кого же только что агитировал их коллега, председатель предложил принять самоотвод Костенко. Большинство оказалось за. Против проголосовали трое, один воздержался. Модератор объявил перерыв, дабы делегаты получили мандаты (почему их не выдавали при регистрации, непонятно). Однако из зала послышались недовольные возгласы. Некоторые собравшиеся посетовали на то, что никому, кроме кандидатов, не дали права выступить. Председателю пришлось повиноваться.Первым слово взял один из профессоров (судя по тому, сколько людей к нему подходили перед началом конференции, очень уважаемый человек). Он перечислил регалии обоих кандидатов и подытожил:
- У Ольги Александровны прекрасный управленческий опыт, но он вузовского масштаба. У Павла Георгиевича же уровень управления совсем иной, гораздо шире. Он вхож во все кабинеты нашего учредителя - Минздрава России. Поэтому я призываю всю медицинскую общественность отдать голос ему.
Зал недовольно загудел: «Да что ж такое-то! Опять за Джувалякова!».
Слово взял ещё один делегат:
- Уважаемые, кажется, мы идём не тем путём. (На этих словах зал одобрительно закивал. То тут, то там послышалось «Правильно! Молодец!») Все кандидаты представили свои программы, у нас была возможность их обсудить и дополнить. Регламент выборов ректора не предполагает, чтобы на выборной конференции мы обсуждали каждого из претендентов. К тому же, как и в любой кампании здесь должен быть «день тишины». Так давайте следовать этому правилу. Все делегаты, наверняка, пришли с готовым выбором, так зачем сейчас за кого-то агитировать и давить на участников? Давайте будем избегать обсуждения кандидатур. Ведь главное - это не регалии и программы, а то, как эти программы будут реализованы.
На этом прении было решено закончить, и делегаты отправились за мандатами.
Час Х
Тайное голосование началось ровно в 13.00. Именно на это время были запрограммированы КОИБы. Вся процедура длилась минут 40, после которых началось самое интересное и интригующее - подсчёт голосов. Правда, подсчётом в привычном смысле назвать это было сложно. Комиссия потыкала кнопочки на электронных ящиках для голосования, и они выдали готовые протоколы. Оставалось только суммировать результаты. Наступила театральная пауза.Признаться, после феерично снятия Костенко (фактически в пользу Джувалякова) и открытой агитации за экс-министра мы были процентов на 90 уверены, что судьба вуза уже предрешена. Кто-то даже шептался: мол, чего зря считать, раз всё, похоже, и так ясно.
Счётная комиссия копалась долго. На «галёрке» шутили:
- Они там столбиком считают? Может, им калькулятор дать?
Минут через 15 результат наконец-то был объявлен:
- Число зарегистрированных делегатов - 182. Число бюллетеней в урнах - 182. Число недействительных бюллетеней - 0. За Ольгу Башкину - 94 голоса, или 51,6%.
Зал облегчённо выдохнул и зааплодировал. Когда шум стих, председатель счётной комиссии продолжил:- За Павла Джувалякова - 88 голосов. Таким образом, победителем стала Ольга Александровна Башкина.
Люди для приличия похлопали и начали, было, вставать с мест, как вдруг председатель конференции взял микрофон и объявил:- Один из кандидатов обратился с просьбой пересчитать голоса вручную. Есть ли те, кто против?
Таковых насчитали чуть больше 20. Пришлось потратить ещё минут 20, дабы перепроверить результаты машины.
P. S. Сказать, что Павел Георгиевич расстроился, это всё равно что ничего не сказать. Он вышел из зала и в сердцах бросил кому-то из соратников:
- Административный ресурс, куда ж его деть. Бог с ними, пусть работают!
И ушёл…