– Олег Анатольевич, на «Пункте-А» некоторое время назад проходила новость о том, что наш город принял участие в международной конференции по энергоэффективности, и вы там выступали с докладом перед представителями различных стран. Как говорил классик, «это ж-ж-ж неспроста». Поэтому мы заинтересовались: так что же все-таки происходит в нашем городе такого, что другие регионы и даже страны интересуются нашими успехами?
– Происходит многое. Другое дело, что мы решили не бежать впереди паровоза и не «пиарить» проекты, которые пока до конца не реализованы. Только сейчас наступает время, когда мы можем очень осторожно говорить о достигнутых результатах, например, в сфере модернизации уличного освещения.
Первые подходы к системе более эффективного использования ресурсов начались еще в 2014 году. Тогда это были еще только проекты. А в 2015 и 2016 годах мы провели несколько экспериментов по монтажу освещения в разных типах городских пространств. На магистральной городской улице (Аэропортовское шоссе), на улице средней нагрузки (Епишева), в дворовом пространстве (ул. Гоголя) в пешеходной зоне (около администрации Советского района). Эти пилотные проекты дали нам необходимую базу знаний: сколько это стоит, какую дает экономию, каковы сроки службы и окупаемости.
И уже с этими знаниями мы сейчас можем выходить на полномасштабный проект по замене всех 26 000 уличных светильников, которые сейчас освещают улицы и дворы Астрахани. Такого в нашем городе не было никогда, да и в мегаполисах преимущественно ограничиваются отдельными улицами, кварталами или микрорайонами.

– А что, собственно, было сделано? Заменили прожорливые лампы накаливания на экономичные светодиоды?
– Не только. Есть такое устройство – датчик диммирования, который регулирует уровень освещенности окружающей территории и в соответствии с текущей ситуацией подает напряжение на лампу. В разные дни темнеет в разное время, и с помощью такого датчика можно настроить автоматику включения фонарей именно тогда, когда это необходимо. На каждой лампе экономия копеечная, но в масштабах города за год сумма может измеряться уже миллионами рублей.
– Вот честно скажу: бывал в парке прядом с Храмом кн. Владимира – но никакой особенной разницы не заметил. Отсюда вопрос: а что поменяется с появлением таких систем? Простые жители города это как-то заметят?
– Если откровенно, то человеческому глазу разница не будет слишком заметна. Слегка изменится свет – с привычного желтого на беловатый – но вряд ли это принципиально. Наша задача не в том, чтобы поразить жителей «небывалым световым шоу». Главное – сделать систему энергоэффективной и экономной.
– Вот, кстати, об экономии. Все мы знаем, насколько дорого обходятся энергосберегающие технологии. Сейчас люди при переезде с квартиры на квартиру забирают с собой не только мебель и технику, но и дорогущие светодиодные лампочки. Представляю, в какие деньги для городского бюджета выльется замена 26 тысяч светильников и их оснащение датчиками.
– Ни в какие. Проект предусматривает, что затраты на уличное освещение останутся на том же уровне, как и сегодня…
– Как такое возможно?
– По энергосервисному контракту. Ведь подобная модернизация требует серьезных материальных ресурсов. В России лишь три региона решились самостоятельно реализовать подобные проекты – это Москва, Мособласть и Татарстан. Остальные территории действуют через энергосервисные контракты. Мы тоже пошли по этому пути. Это значит, что для реализации проекта привлекается сторонний инвестор, который набирает людей, ведет работы по замене светильников и добивается экономии. Выгода инвестора в том, что каждый сэкономленный рубль – это его прибыль, ведь бюджет по такому контракту продолжает платить за обслуживание светильников столько же, сколько платил до этого.

– Хмм, получается, что город ничего не выигрывает от этой экономии?…
– Получить светлые улицы, ничего лишнего не вкладывая – это, по вашему, не выгодно? Мы обновляем всю систему уличного освещения, а это важный элемент обеспечения безопасности пешеходов и транспорта. А во-вторых, мы на долгое время снимаем с городских служб бремя обслуживания столь серьезного хозяйственного комплекса. В-третьих, после срока реализации контракта новое оборудование становится городским имуществом и мы уже сами начинаем экономить.
Наконец, такой подход позволит городу без потерь пережить новую волну повышения цен за электроэнергию, ведь в энергосервисном контракте мы фиксируем оплату на текущем уровне на весь срок окупаемости проекта. Сэкономленные средства можно будет направить на развитие городской сети освещения. В конце концов, в городе еще много улиц, где ночью не видно ни зги.
– А каков срок окупаемости?
– По нашим подсчетам (а наши эксперименты на Адмиралтейской и ул. Епишева позволяют опираться на четкие цифры), чтобы инвестору окупить проект достаточно 7-8 лет.
– А в какой стадии подготовка контракта?
– Завершаем последние расчеты. Конкурс по отбору подрядчика планируем провести в 2018 году. А значит, через год мы выйдем на реализацию полномасштабного проекта – первыми в России.













