Голодовка в Астрахани длится уже одиннадцатый день. При этом прогресс явно налицо: судьбами протестующих заинтересовались федеральные и местные СМИ, начато парламентское расследование. Плюс с требованием разобраться в ситуации выступил Совет по правам человека при президенте РФ.
Тихий ангел не пролетел
Еще в середине прошлой недели голодающие и их сторонники жаловались, что их акции уделяется слишком мало внимания. В один голос на то же самое жаловались и общественники, которые решили поддержать Олега Шеина – Евгений Ройзман (фонд «Город без наркотиков»), Аксана Панова (ИА «Ura.ru»), Алексей Навальный.
Теперь, похоже, жаловаться на это бессмысленно. Астраханская голодовка вошла в топ новостей федеральных СМИ и информагентств. К слову, Алексей Навальный на выходных разразился еще одним коротким постом про голодовку в Астрахани. Однако, на удивление и эта заметка, подобно первой, оказалась не подкреплена фактами – просто очередной призыв поддержать Олега Шеина.
А вчера произошло еще одно значимое событие на ту же тему: Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал заявление в связи с голодовкой протеста по итогам муниципальных выборов в Астрахани.
Примечательно, что члены совета написали заявление еще 22 марта (в четверг), еще до того, как в Астрахань выехала парламентская комиссия. Но опубликовать его решили лишь в воскресенье.
Не менее любопытно, что Совет по правам человека так же, как и предыдущие комментаторы (Ройзман, Панова, Навальный) целиком и полностью стоят на точке зрения О. Шеина – победил кандидат от эсеров, нарушения были массовые, воля граждан попрана и т.д. Приводим выдержки из заявления:
... «Совет считает необходимым привлечь внимание всех ветвей власти, и, прежде всего, ЦИК РФ и Генеральной прокуратуры РФ, к сообщениям о вопиющем пренебрежении требованиями закона, проявившемся на муниципальных выборах в г. Астрахани. Невозможно – ни по моральным соображениям, ни по правовым, ни по соображениям политической целесообразности – игнорировать сигналы о массовых нарушениях избирательных прав граждан, вынудивших людей прибегнуть для защиты своих законных интересов к крайней мере ненасильственного сопротивления – голодовке протеста.
Подобные ситуации, несомненно, ни в коей мере не содействуют укреплению власти, а лишь подрывают престиж государственных институтов, веру в верховенство права: правовой цинизм властвующих – самый главный и самый опасный источник правового нигилизма населения. Чем быстрее власти – на всех уровнях – осознают, что административное насилие над волеизъявлением избирателей не решает, а, наоборот, только порождает проблемы, тем реальнее окажется достижение целей комплексной политической реформы» ...
Громкоговорители и заглушки
Впрочем, объяснение этого феномена очевидно: тогда как голодающие активно освещают свою позицию по всем доступным каналам, астраханские власти, напротив, заняли выжидательную позицию и обходят щекотливый вопрос тотальным молчанием.
Единственную более или менее внятную позицию на этот счет высказала в пятницу на утренней пятиминутке ГД РФ депутат Мария Максакова (см. материал «Максакова vs. Шеин»). Однако в ее выступлении многое смущает. Во-первых, аргументация от эмоций. Во-вторых, отсутствие фактических доводов. И в-третьих, сама фигура говорящего: М. Максакова – слишком новый человек для региона, чтобы судить «ветерана» астраханской политики О. Шеина. Плюс, по некоторым свидетельствам, Мария Петровна читала с листа заготовленный (кем-то?) текст.
Также в качестве выразителей контр-шеинской точки зрения выступают ряд блогеров. Впрочем, для доказательства своих воззрений они, опять же, используют эмоциональные аргументы, а не факты. Любопытную версию на этот счет высказал блогер Константин Гаранин (koygore.livejournal.com), который считает, что недавнее форсирование темы «Москва ограбит Астрахань на 5 млрд.» также было связано с голодающими. Якобы таким образом власти через лояльных блогеров пытались заглушить освещение голодовки.
Артикуляция ответа
Возникает сомнение, а есть ли у астраханских властей внятный ответ на обвинения голодающих?
Теоретически, конечно же, есть. Ведь парламентская комиссия в пятницу – сразу после встречи с голодающими – отправилась в резиденцию губернатора и пробыла там более двух часов. А значит какой-то разговор был. Причем, довольно продуктивный – потому что комиссары отбыли со встречи в явном смятении чувств.
Например, об этом можно судить по высказываниям одного из членов думской комиссии Вячеслава Лысакова (был делегирован от ОНФ). Как уже сообщал «Пункт-А», на встрече с голодающими В. Лысаков заявил о поддержке протестующих:
– У меня складывается впечатление, что местная власть воюет с народом.
Однако вернувшись в Москву, он в интервью «Русской службе новостей» сделал уже другое заявление:
– Говорить о массовых нарушения на прошедших выборах некорректно, хотя отдельные случаи имели место. На видеозаписях, предоставленных Шеиным, видны явные нарушения со стороны полицейских. Есть кадры, где результаты голосования подсчитываются весьма оригинальным образом. Подтвердить, конечно, надо подлинность этих кадров и разобраться в ситуации по каждому конкретному поводу.
Из последней цитаты заметно, что парламентарий явно переменил подход. Перешел с эмоционального уровня развешивания ярлыков – «власть» против «народа» (классика «оранжевой» риторики, кстати) – на осторожную оценку фактов.
К сожалению, прессу на встречу комиссаров с губернатором не позвали. Тем не менее, определенное представление о позиции власти по голодовке нам удалось получить. Московский источник «Пункта-А», общавшийся с комиссарами уже после отъезда из Астрахани, рассказал, что вопрос все-таки решался в эмоциональной плоскости:
– Смущает безапелляционная позиция, занятая Олегом Шеиным и его сторонниками. Категорический отказ вывести людей из голодовки. Решение голодать «до победного конца». При этом смысл подобного решения довольно сомнительный: голодающие сами же не спешат подавать судебные иски о признании выборов недействительными. Потому что документы, поданные в суд, приведут к тому, что ЦИК не станет рассматривать заявление Шеина. Якобы это ему посоветовал Чуров. В результате получается, что голодовка приводит к «перегреву» эмоций, но не к конструктивному решению.
Попыток договориться, например, с губернатором со стороны Олега Шеина не предпринимается. И это при том, что ранее у Олега Васильевича были довольно плодотворные отношения и с Жилкиным, и с тем же Столяровым (через которого эсеры, будучи в острой конфронтации с Боженовым, все-таки решали вопросы, касающиеся взаимодействия с мэрией).
Ответ не самый убедительный. Но иного пока нет.