«Целью стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП вдвое — с 20% до 40%, до уровня развитых стран. Для достижения этой цели необходимо обеспечить ежегодный прирост доли минимум на 1%. Оборот малых и средних предприятий в обрабатывающей промышленности должен возрасти в два с половиной раза по сравнению с 2014 годом (11,8%), а производительность труда — в два раза. Обязанности по поддержке малого и среднего бизнеса возложены на Корпорацию развития МСП, которая, в частности, должна оказывать финансовую, инфраструктурную помощь, а также привлекать средства российских, иностранных и международных организаций. Для встраивания малого и среднего бизнеса в «производственные цепочки отдельных юрлиц» стратегия предусматривает постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов МСП с 18% в 2016 году до 25% с 2018 года. Как следует из плана мероприятий, соответствующий проект постановления правительства Минэкономики,
Федеральная антимонопольная служба и Корпорация развития МСП должны будут подготовить к ноябрю 2017 года». Источники: и
О том, что малый бизнес – это краеугольный камень развития экономики нашей страны неоднократно в соцсетях высказывался предприниматель, а в прошлом депутат Госдумы Петр Гужвин. Мы попросили его прокомментировать эту инициативу правительства.
В своем Твиттере Вы отметили, что принятие данной стратегии Вас удивило? Почему?
Удивило потому, что необходимость развития малого и среднего бизнеса в России известна уже очень давно, но реальные действия со стороны власти, которая знала об этом, по каким-то причинам, не предпринимались.
Объясню подробней.
По словам Дмитрия Медведева, наша экономика с точки зрения доли малого и среднего предпринимательства отстает от развитых, передовых экономик мира. Это действительно так, на протяжении многих лет и в экономике России, и в бюджете страны, значительную долю занимают доходы от экспорта природных ресурсов, углеводородного сырья и продуктов их переработки. Не зря нашу экономику называют сырьевой. Понятно, что такая экономика очень зависима и нестабильна, что в действительности подтвердил сегодняшний кризис, вызванный западными санкциями и снижением нефтяных цен. Необходимость ее диверсификации тоже понятна давно и всем. В развитых рыночных экономиках доля мелкого бизнеса и предпринимательства доходит до 50 процентов. И диверсификация российской экономики возможна только одним, таким же путем, как и на западе - развитием малого и среднего бизнеса. Вопрос - почему мы целенаправленно не помогали развивать столько времени российское предпринимательство? Почему, даже с точки зрения экономической безопасности - не принимали таких мер?
Действительно почему?
Об этом стоит спросить у руководителей нашего государства. Видимо противоположное лобби оказывалось до последних дней сильнее. Бытует мнение, что контролировать малый бизнес значительно сложнее, чем крупный. Действительно, легче найти общий язык с сотней крупных бизнесов, чем с миллионами мелких предпринимателей. Люди, которые смогли себя реализовать в бизнесе - более независимы, свободны, они обеспечены, у них есть свое мнение. Это люди, которые добились определенного успеха, и с учетом сегодняшних российских реалий, во многом не благодаря власти, а вопреки. Они смогли организовать дело, создать новые рабочие места, обеспечить себя и своих работников доходами, они платят налоги, то есть фактически содержат государство и власть. У таких граждан вполне объяснимые, более завышенные требования к ней. Значительная доля несогласных, выходивших на митинги в Москве несколько лет назад, как раз и была представителями этого класса. Поэтому, вполне возможно во власти, понимая, что с развитием предпринимательства таких людей будет больше, влиять на их настроения, в том числе гражданские и политические соответственно - будет значительно сложнее. Легче контролировать тех, кто от тебя зависим, кто получает доходы из бюджета.
Но почему же тогда такую стратегию сегодня приняли?
Возможно, здравомыслящее лобби оказалось сильнее, а возможно уже просто наступила такая необходимость. То есть, экономический кризис настолько глубок, что, за счёт ранее накопленных резервов, не предпринимая конкретных шагов можно протянуть какое-то время, но оно конечно. Уже сегодня мы видим на фоне роста цен реальное сокращение доходов, сокращение капитальных расходов бюджета, а завтра будет увеличение пенсионного возраста, уменьшение социальных и военных расходов. Поэтому, предполагаю, взвесив все за и против, из разных зол выбрали наименьшую.
То есть, по вашему мнению, о развитии малого бизнеса заговорили только благодаря кризису?
Получается, что так. Впрочем, благодаря кризису, придется заниматься не только малым бизнесом, но и пришлось обратить внимание на продовольственную безопасность страны. А ведь об этом еще с 2000-го года, как минимум, говорят наши аграрии. Только никто их не слышал. И поверьте мне, если бы не санкции против нас, никто бы так и не услышал, и никаких бы действий по импортозамещению тоже не было. Те, кто сейчас говорит, что санкции это хорошо, мы теперь развиваем свое сельское хозяйство, пищевую промышленность, лукавят.
Если бы не было санкции, и экономика бы развивалась по примеру 2013-го года, эти же люди точно также бы говорили, что все хорошо, что торговый оборот между Россией и странами запада увеличивается, экономические и партнерские отношения растут, а про беды в нашем сельском хозяйстве, и об отсутствии необходимого объема продовольствия, произведенного внутри страны, даже с точки зрения безопасности, и не заикались. И еще, если, наконец, то, санкции будут отменены, то та часть сельского хозяйства, которая сегодня за счёт импортозамещения оказалась на подъеме, очень быстро сдуется. Боюсь, никаких мер поддержки при увеличившейся конкуренции, им предложено не будет, а этого допустить нельзя.
Какие бы Вы предложили меры для развития предпринимательства?
Исходя из моих ощущений и моего опыта, могу перечислить ряд вопросов, решение которых поможет увеличить объемы предпринимательства в стране.
Например, предложения для бизнеса. Необходимы тщательно проработанные бизнес-планы, во всех сферах экономической деятельности, с учетом привязок к регионам, доступные для всех желающих. Очень часто, те, кто имеет желание открыть новый бизнес, и даже обладая финансовыми ресурсами, просто не рискуют идти в незнакомый проект, не будучи уверенными в его успешности, предпочитая сохранить уже заработанное либо в валюте, либо во вкладах в банке или в недвижимости. В результате, в активный рынок эти деньги не приходят и не работают.
Далее. Освобождение от налогов на период окупаемости проекта. Знаю, что правительство уже приняло ряд мер в этом направлении. Бюджет в этом случае ничего не теряет, а в перспективе выигрывает, плюс сразу создаются новые рабочие места.
Доступность дешевых заемных ресурсов. Сегодня взять кредит начинающему предпринимателю на развитие бизнеса фактически не возможно. Есть требования банков к заемщикам о прибыльной деятельности не менее года и залогу. На мой взгляд, здесь необходима государственная поддержка не столько самого бизнеса, сколько банков, которые работали бы по кредитованию начинающих предпринимателей. Чтобы в банках были такие кредитные программы.
Упрощение бюрократических процедур (не буду говорить о коррупции - это отдельная тема). Приведу пример из собственной деятельности. Когда-то взял на конкурсе у города участок под строительство. Первоначальный договор аренды был заключен на год под проектирование и строительство. Через год пришел за продлением договора, так как сделать проект, согласовать его и построить объект за такой короткий срок нереально. Мне не отказали, но затянули выдачу договора о продлении еще на год, причем срок его действия был тоже - год. То есть, когда договор был получен, дата выдачи в нем стояла позднее даты окончания действия договора. И все это время, я не мог по закону строить, проект стоял, время шло, а банковские проценты начислялись. Думаю, похожих примеров у каждого наберется немало.
Доступность любой информации, в том числе статистической, возможность обучения желающих касательно организации бизнеса в муниципалитетах и органах государственной власти субъекта.
И, на мой взгляд, первое с чего надо начинать - это повышение статуса предпринимателя и престижа предпринимательской деятельности. К сожалению, в последние годы, отношение к предпринимателю в обществе сложилось больше негативное, а со стороны власти, часто потребительское. Кем мечтает сегодня стать наше юное поколение? Большинство - чиновником или прокурором. А ведь совсем недавно, в 90-е, все было по-другому, тогда мои ровесники мечтали о собственном деле. Я ничего не имею против профессий силовиков и чиновников, они, безусловно, нужны и почетны. А в бизнесе риск и никаких гарантий. Можешь и деньги потерять, и неприятности разные налоговые и административные заработать, а если еще и кредит не вернешь, тогда вообще беда. Ну а если удастся все-таки нащупать прибыльную тему, всё равно с опасением ждешь разных проверок и других неприятностей со стороны госструктур. Благодарностей для предпринимателя от власти бывает значительно меньше, чем неприятностей. Я недавно принял участие в праздновании дня предпринимателя в Астрахани, ни в коем случае не хочу никого критиковать, но скажу - праздник был уж слишком немногочисленный и непредставительный, какое отношение власти и общества, такой и праздник получается. А ведь предприниматель - это главный налогоплательщик страны. Быть предпринимателем и бизнесменом должно быть модно и почетно, или круто, как сказал недавно Медведев. Чем больше их будет, тем мощнее будет экономика, тем больше будет бюджет, тем выше уровень жизни в стране. И я очень хочу, чтобы действующая власть, по доброй воле или по принуждению, но наконец, то предприняла реальные шаги для развития малого бизнеса в стране.
О том, что малый бизнес – это краеугольный камень развития экономики нашей страны неоднократно в соцсетях высказывался предприниматель, а в прошлом депутат Госдумы Петр Гужвин. Мы попросили его прокомментировать эту инициативу правительства.
В своем Твиттере Вы отметили, что принятие данной стратегии Вас удивило? Почему?
Удивило потому, что необходимость развития малого и среднего бизнеса в России известна уже очень давно, но реальные действия со стороны власти, которая знала об этом, по каким-то причинам, не предпринимались.
Объясню подробней.
По словам Дмитрия Медведева, наша экономика с точки зрения доли малого и среднего предпринимательства отстает от развитых, передовых экономик мира. Это действительно так, на протяжении многих лет и в экономике России, и в бюджете страны, значительную долю занимают доходы от экспорта природных ресурсов, углеводородного сырья и продуктов их переработки. Не зря нашу экономику называют сырьевой. Понятно, что такая экономика очень зависима и нестабильна, что в действительности подтвердил сегодняшний кризис, вызванный западными санкциями и снижением нефтяных цен. Необходимость ее диверсификации тоже понятна давно и всем. В развитых рыночных экономиках доля мелкого бизнеса и предпринимательства доходит до 50 процентов. И диверсификация российской экономики возможна только одним, таким же путем, как и на западе - развитием малого и среднего бизнеса. Вопрос - почему мы целенаправленно не помогали развивать столько времени российское предпринимательство? Почему, даже с точки зрения экономической безопасности - не принимали таких мер?
Действительно почему?
Об этом стоит спросить у руководителей нашего государства. Видимо противоположное лобби оказывалось до последних дней сильнее. Бытует мнение, что контролировать малый бизнес значительно сложнее, чем крупный. Действительно, легче найти общий язык с сотней крупных бизнесов, чем с миллионами мелких предпринимателей. Люди, которые смогли себя реализовать в бизнесе - более независимы, свободны, они обеспечены, у них есть свое мнение. Это люди, которые добились определенного успеха, и с учетом сегодняшних российских реалий, во многом не благодаря власти, а вопреки. Они смогли организовать дело, создать новые рабочие места, обеспечить себя и своих работников доходами, они платят налоги, то есть фактически содержат государство и власть. У таких граждан вполне объяснимые, более завышенные требования к ней. Значительная доля несогласных, выходивших на митинги в Москве несколько лет назад, как раз и была представителями этого класса. Поэтому, вполне возможно во власти, понимая, что с развитием предпринимательства таких людей будет больше, влиять на их настроения, в том числе гражданские и политические соответственно - будет значительно сложнее. Легче контролировать тех, кто от тебя зависим, кто получает доходы из бюджета.
Но почему же тогда такую стратегию сегодня приняли?
Возможно, здравомыслящее лобби оказалось сильнее, а возможно уже просто наступила такая необходимость. То есть, экономический кризис настолько глубок, что, за счёт ранее накопленных резервов, не предпринимая конкретных шагов можно протянуть какое-то время, но оно конечно. Уже сегодня мы видим на фоне роста цен реальное сокращение доходов, сокращение капитальных расходов бюджета, а завтра будет увеличение пенсионного возраста, уменьшение социальных и военных расходов. Поэтому, предполагаю, взвесив все за и против, из разных зол выбрали наименьшую.
То есть, по вашему мнению, о развитии малого бизнеса заговорили только благодаря кризису?
Получается, что так. Впрочем, благодаря кризису, придется заниматься не только малым бизнесом, но и пришлось обратить внимание на продовольственную безопасность страны. А ведь об этом еще с 2000-го года, как минимум, говорят наши аграрии. Только никто их не слышал. И поверьте мне, если бы не санкции против нас, никто бы так и не услышал, и никаких бы действий по импортозамещению тоже не было. Те, кто сейчас говорит, что санкции это хорошо, мы теперь развиваем свое сельское хозяйство, пищевую промышленность, лукавят.
Если бы не было санкции, и экономика бы развивалась по примеру 2013-го года, эти же люди точно также бы говорили, что все хорошо, что торговый оборот между Россией и странами запада увеличивается, экономические и партнерские отношения растут, а про беды в нашем сельском хозяйстве, и об отсутствии необходимого объема продовольствия, произведенного внутри страны, даже с точки зрения безопасности, и не заикались. И еще, если, наконец, то, санкции будут отменены, то та часть сельского хозяйства, которая сегодня за счёт импортозамещения оказалась на подъеме, очень быстро сдуется. Боюсь, никаких мер поддержки при увеличившейся конкуренции, им предложено не будет, а этого допустить нельзя.
Какие бы Вы предложили меры для развития предпринимательства?
Исходя из моих ощущений и моего опыта, могу перечислить ряд вопросов, решение которых поможет увеличить объемы предпринимательства в стране.
Например, предложения для бизнеса. Необходимы тщательно проработанные бизнес-планы, во всех сферах экономической деятельности, с учетом привязок к регионам, доступные для всех желающих. Очень часто, те, кто имеет желание открыть новый бизнес, и даже обладая финансовыми ресурсами, просто не рискуют идти в незнакомый проект, не будучи уверенными в его успешности, предпочитая сохранить уже заработанное либо в валюте, либо во вкладах в банке или в недвижимости. В результате, в активный рынок эти деньги не приходят и не работают.
Далее. Освобождение от налогов на период окупаемости проекта. Знаю, что правительство уже приняло ряд мер в этом направлении. Бюджет в этом случае ничего не теряет, а в перспективе выигрывает, плюс сразу создаются новые рабочие места.
Доступность дешевых заемных ресурсов. Сегодня взять кредит начинающему предпринимателю на развитие бизнеса фактически не возможно. Есть требования банков к заемщикам о прибыльной деятельности не менее года и залогу. На мой взгляд, здесь необходима государственная поддержка не столько самого бизнеса, сколько банков, которые работали бы по кредитованию начинающих предпринимателей. Чтобы в банках были такие кредитные программы.
Упрощение бюрократических процедур (не буду говорить о коррупции - это отдельная тема). Приведу пример из собственной деятельности. Когда-то взял на конкурсе у города участок под строительство. Первоначальный договор аренды был заключен на год под проектирование и строительство. Через год пришел за продлением договора, так как сделать проект, согласовать его и построить объект за такой короткий срок нереально. Мне не отказали, но затянули выдачу договора о продлении еще на год, причем срок его действия был тоже - год. То есть, когда договор был получен, дата выдачи в нем стояла позднее даты окончания действия договора. И все это время, я не мог по закону строить, проект стоял, время шло, а банковские проценты начислялись. Думаю, похожих примеров у каждого наберется немало.
Доступность любой информации, в том числе статистической, возможность обучения желающих касательно организации бизнеса в муниципалитетах и органах государственной власти субъекта.
И, на мой взгляд, первое с чего надо начинать - это повышение статуса предпринимателя и престижа предпринимательской деятельности. К сожалению, в последние годы, отношение к предпринимателю в обществе сложилось больше негативное, а со стороны власти, часто потребительское. Кем мечтает сегодня стать наше юное поколение? Большинство - чиновником или прокурором. А ведь совсем недавно, в 90-е, все было по-другому, тогда мои ровесники мечтали о собственном деле. Я ничего не имею против профессий силовиков и чиновников, они, безусловно, нужны и почетны. А в бизнесе риск и никаких гарантий. Можешь и деньги потерять, и неприятности разные налоговые и административные заработать, а если еще и кредит не вернешь, тогда вообще беда. Ну а если удастся все-таки нащупать прибыльную тему, всё равно с опасением ждешь разных проверок и других неприятностей со стороны госструктур. Благодарностей для предпринимателя от власти бывает значительно меньше, чем неприятностей. Я недавно принял участие в праздновании дня предпринимателя в Астрахани, ни в коем случае не хочу никого критиковать, но скажу - праздник был уж слишком немногочисленный и непредставительный, какое отношение власти и общества, такой и праздник получается. А ведь предприниматель - это главный налогоплательщик страны. Быть предпринимателем и бизнесменом должно быть модно и почетно, или круто, как сказал недавно Медведев. Чем больше их будет, тем мощнее будет экономика, тем больше будет бюджет, тем выше уровень жизни в стране. И я очень хочу, чтобы действующая власть, по доброй воле или по принуждению, но наконец, то предприняла реальные шаги для развития малого бизнеса в стране.














