К 350-летию первого российского императора и 300-летию Персидского похода.
9 июня все прогрессивное человечество, и особенно его российская часть, имеет возможность отпраздновать 350-летие со дня рождения первого российского императора, величайшего реформатора, а также плотника, судостроителя, полководца — Петра Алексеевича Романова, которого чаще именуют Первым или Великим.
Но астраханцам повезло более других — 15 июня исполнится 300 лет, как Петр причалил к астраханскому берегу, где его встречали колокольным звоном и артиллерийскими залпами. Так что, 50-летний юбилей ему пришлось праздновать на подходе к нашему славному городу, прямо на борту яхты «Эсперанец».
В поход собрался
Как известно многим любителям истории, в Астрахань Петр Великий пожаловал по делам государственным, а не на рыбалку. Государь готовился к Персидскому походу. Окно в Европу уже было прорублено, нужно было решать с выходом в Азию. И такой масштабной подготовительной работы Астрахань не видела никогда.
Даже просто цифры впечатляют. Для похода было построено около 200 транспортных судов, включая 3 шнявы, 2 гекбота, 1 гукор, 9 шуйтов, 17 тялок, 1 яхту, 7 эверсов, 12 гальотов, 1 струг, 34 ластовых судна, укомплектованных командами общей численностью 6 тысяч человек. Петр решил 22 тысяч пехотинцев доставить к Дербенту морем, а 7 драгунских полков общей численностью 9 тысяч человек под командованием генерал-майора Кропотова отправить по суше из Царицына. По суше также следовали отряды запорожских и донских казаков и 30 тысяч татар.
Историческая копия плезир-яхты «Эксперанец» и картина «Смотр Петром Первым Каспийской флотилии» в экспозиции Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника
И вот, в течение месяца, вплоть до 18 июля, Петр Первый, обложившись картами, и взмокая от астраханской жары, готовил каспийское выступление войск. Но параллельно обращал монаршее внимание на Астрахань. Об этом подробно писали астраханские историки Михаил Рыбушкин, Адольф Штылько, Александр Марков.
Проживал на Криуше
Понятное дело, к приезду императора Астрахань почистили и даже слегка благоустроили. Губернатор Артемий Волынский (кстати, назначенный, а не всенародно избранный) приказал снести все деревянные постройки в Кремле, и выстроить подобающие хоромы для царя-батюшки.
Кремлем Петр остался доволен, про Успенский собор молвил ту самую историческую фразу - дескать, ничего более лепотного в империи не видывал. Но жить предпочел на берегу Кутума, в Заманском саду. Там для него быстренько выстроили Летний домик.
Сам домик не сохранился, но исследователи полагают, что находился он на Скакольном бугре, между речками Кутумом и Криушей, это примерно зона расположения КРК «Звездный». Так что Криуша когда-то была вполне себе «царским микрорайоном».
Вот именно в этом криушенском садике, среди молодых яблонь, император и принимал соратников, среди которых были адмирал Апраксин, тайный советник Толстой, навигатор Соймонов, капитан Верден, князь Кантемир. Здесь разрабатывались все детали будущего похода. И царь даже нашел время посадить в саду несколько дубов.
«Повелеваю завесть в Астрахани...»
Он вообще много чего успел сделать для нашего города. С именем царя-реформатора у нас связаны десятки различных объектов и направлений развития. Например, канал в центре города. За него, конечно, спасибо греку Варвацию, но инициатором был все же Петр Первый.
Путешествуя по южным окраинам Астрахани, Петр был недоволен тем, что испарения сточных вод солончаков так заражают воздух. По его предложению от Волги до Кутума был прорыт канал, который давал в центр города чистую проточную воду. Однако канал впоследствии оставлен был без всякого внимания. И астраханский купец Иван Андреевич Варваций, известный своим богатством и благотворительностью, спросив разрешения от властей города, потратил 600 тыс. рублей на очистку канала.
И не только канал. Петр в Астрахани — это адмиралтейство и порт, аптекарский огород и оранжереи, винодельни и засолка сельди, Птичий двор и зоопарк, завод черкасских лошадей и высадка тутовых деревьев, и прочее-прочее-прочее. Петр фонтанировал идеями, а губернатору Волынскому (и последующим) нужно было искать возможности их исполнения.
И как-бы то ни было, но патриархальную Астрахань Петр изменил. Это бесспорно.
Именины и Курочкин
Многие исторические источники свидетельствуют о том, что Петр Алексеевич бы, как сказали бы сейчас, «большим демократом». С людьми он общался запросто и не всегда формально. И в Астрахани имел место такой случай.
Некий местный нахал купец Панкратий Курочкин надумал поздравить царя с его именинами. 29 июня, в 6 утра, нарядив 12 человек из своих работников в лучшее платье и дав каждому из них по 1000 серебряных рублей, пошел с ними к государю. Петр уже встал и прогуливался по балкону. Увидев купца спросил: «Чего надо?». Дерзкий купец ответил: «Тебя, государь-надежа! Отцы наши учили поздравлять имянинника с хлебом и солью; а ты, государь, нынешний день имянинник!». Вместо хлеба-соли внесли блюда с деньгами.
Петр развеселился, спросил купца об его имени, фамилии и месте жительства и, поблагодарив за доброе расположение, сказал, что ему нет времени теперь поговорить с ним, но послезавтра надеется быть у него в доме вместе с государынею.
И пришел в гости! Выпил с хозяином водки, отобедал, побеседовал о Персии (купец торговал в тех краях) и остался очень доволен визитом.
Писали, что после возвращения Петра из Персидского похода купцу Курочкину были пожалованы соляные озера, расположенные недалеко от Астрахани.
Хвороба и отъезд
Персидский поход оправдал надежды и затраты. Был завоеван Дербент, заключен ряд политических и экономических договоров.
Персидский поход Петра Первого 1722-1723 гг.
Четвертого октября Петр с авангардом на судах вновь прибыл в Астрахань. Но… очень больным, что, конечно же, отягощало радость побед. Он вновь поселился в Летнем домике.
Несколько дней Петра знобило, жаром обметало губы. Его личный лекарь Блюментрост велел закрыть все окна во дворце, «чтобы императору не дуло», велел никого не пускать в покои, где лежал император, хотя бы для самых неотложных дел.
Но неугомонный характер императора не давал ему лежать без дела. В октябре Петр неоднократно выезжал в низовья, лично инспектировал засолку осетровых на Иван-учуге (ныне село Иванчуг), распоряжался на верфи, давал бесконечные поручения чиновникам.
Флот Петра I при подготовке к Персидскому походу. Рис. Федора Соймонова
Обратно в столицу император отъехал 6 ноября 1722 года. На большой галере «Москворецкий ток». Под колокольный звон и пушечную пальбу. Его на берегу провожали тысячи астраханцев, которым Петр приветливо махал шляпой.
Кстати, он обещал вернуться. Биографы сообщали, что о намерении Петра Первого снова прибыть в Астрахань весной 1725 года для продолжения «персидских дел». Но 8 февраля 1725 года он скончался.
История не терпит сослагательных наклонений, однако… Интересно, что было бы с Астраханью, если бы Петр Великий посетил ее еще раз? Какие новые инициативы и проекты пришли бы ему в голову? Но, увы - судьба отпустила Петру Романову всего 52 года земной жизни.