Наступивший год — особенный в нашем историческом календаре. В мае страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы решили внести свой вклад в общую копилку воспоминаний о событиях той эпохи и открыть новую ежемесячную рубрику.
Каждый месяц наступившего года, вплоть до майского праздника, мы будем готовить материал, отражающий определенный временной пласт. В январе — январь 1942 года, в феврале — февраль 1943-го, в марте — март 1944-го, и в апреле — апрель 1945 года. И каждый блок будет содержать воспоминания о событиях, происходящих не только на фронтах, но и в тыловой Астрахани. Которая много лет спустя станет Городом трудовой доблести.
Предлагаем вашему вниманию первый материал рубрики.
На фронтах
От обороны — к наступлению
Период очень насыщенный событиями, многие из которых имеют исторические последствия. В новый, 1942 год, жители СССР, как в окопах, так и в тылу, вступили с надеждой. Красная армия, отойдя от шока первых месяцев войны, переходит в контрнаступление. Немцы отброшены от стен Москвы на 100-200 км, и почти всюду на советско-германском фронте вынуждены перейти к обороне. 5 января 1942 года состоялось расширенное совещание в Ставке ВГК, где обсуждались стратегические планы на ближайшее будущее. Ставилась задача продвигать наступление в том числе и на других фронтах.
Значение этого периода трудно переоценить. Доселе непобедимый германский рейх был остановлен, а «молниеносная война» провалена. Фашисты утратили стратегическую инициативу, советские войска же, напротив, воспряли духом. Главное — врага не допустили в Москву, и это прибавляло оптимизма. Германии в срочном порядке пришлось переписывать стратегические планы, к реализации которых она оказалась не готова. Битва под Москвой стала одним из крупнейших сражений в истории мировых войн, в котором приняло участие свыше 7 миллионов человек.
Ржев и не только
8 января 1942 года началась Ржевская битва – одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Главной задачей Красной Армии было уничтожение основных сил немецкой группировки на ржевско-вяземском направлении в 150 км от Москвы.
Бои шли не только в районе Ржева, но и в Московской, Тульской, Калининской, Смоленской областях. Битва продолжалась 14 месяцев. Кровопролитной схватке посвящен один из самых пронзительных литературных памятников эпохи – стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом».
Практически одновременно в первой половине января развивались другие наступательные операции Красной армии — Медвежьегорская, Любанская, Демянская, Торопецко-Холмская, Болховская, Курско-Обоянская, Керченская и другие. К сожалению, не везде удалось достигнуть успеха, позиции вермахта зимой 1942 года были еще очень серьезны. В частности, не удалось снять блокаду Ленинграда и остановить продвижение немцев к Кавказу, Дону и Волге.
Генерал Мороз
Еще одна важнейшая характеристика января 1942 года — погодно-климатическая. В начале года в лесах подо Ржевом температура ночью не поднималась выше минус 32°, а 3 января 1942 года был зафиксирован ее самый низкий уровень — 37° мороза. Из-за этого у немцев замерзало горючее, густело масло, глохли танки, а сами захватчики, экипированные в летнюю форму с надеждой на блицкриг, в буквальном смысле замерзали. Более 230 тысяч фашистских солдат и офицеров выбыли из действующих частей по причине обморожения и простудных заболеваний.
Позже немецкие историки писали о фантастических морозах в 50-55 градусов(!), которые якобы помешали вермахту победоносно завершить войну зимой 1942 года.
А в газете «Правда», в новогодней сатирической рубрике, появляются такие частушки:
Немцам крепкая угроза
Стужа новогодняя
Вся защита от мороза
Лишь белье исподнее.
В Астрахани
В тылу тоже неспокойно
В январе 1942 года Астрахань - еще глубоко тыловой город. Астраханский округ входит в состав Сталинградской области, окружкомом руководит Владимир Голышев.
Первый секретарь Астраханского окружного комитета ВКП(б) Владимир Голышев
Тысячи астраханцев уже на фронте, по состоянию на начало января 38% местных коммунистов ушли в действующую армию. В городе развернуты десятки госпиталей, в селах — детских домов для эвакуированных детей из западных областей и республик СССР.
Важнейший стратегический объект, возводимый в том месяце - гигантский противотанковый ров, так называемый Астраханский оборонительный обвод, который шел в две линии по правой стороне Волги. Его строительство начали в ноябре 1941 года, но в феврале 1942-го были вынуждены приостановить. Продолжили возведение летом.
Также заканчивается строительство железных дорог Астрахань-Кизляр (344 км) и Владимировка-Паромная (180 км). В этих колоссальных проектах, почти без применения техники, принимают участие тысячи астраханцев. Долбить ломом замерзшую землю приходится по 12-13 часов. Уже после войны историки сойдутся во мнении, что дорога Астрахань-Кизляр сыграла важнейшую роль в исходе Сталинградской битвы.
Трудовая доблесть
К началу 1942 года в Астрахань успели вывезти и разместить множество заводов из захваченных врагом городов Белоруссии, Украины, Крыма. В январе заработали Перекопский химический завод, эвакуированный в Нижний Баскунчак, табачная фабрика из Одессы, овчинно-шубный завод из Гомеля. Работали на заводах в основном женщины, еще осенью 1941 года появился трудовой почин сделать рабочие смены по 11 часов.
Ловцы даже зимой, используя комбинированные методы лова, стараются обеспечить рыбозаводы круглосуточной работой — бойцам нужны рыбные консервы, мука, крупа. Трудовые рекорды просто поражают величинами. К примеру, 65-летний рыбак Лебяжинского колхоза Камызякского района Архип Пантелеев за 20 дней подледного лова выполнил месячное задание на 500%!
Но переработка опять таки зависела от женщин. Так, в январе 1942 года на рыбоконсервном комбинате от общего числа рабочих специалистов женщины составляли 75% против 44% в 1940 году.
Работают не только взрослые, но и дети. В период школьных каникул, к примеру, учащиеся школы №47 во главе с пионервожатой Лилей Биткиной шили варежки для красноармейцев. Как писала газета «Коммунист», сдали 100 пар.
При этом, несмотря на военное лихолетье, детей старались порадовать в праздничные дни. Во Дворце пионеров установили новогоднюю елку, а в ТЮЗе показали спектакль «Кот в сапогах».
Трогательные порывы проявляли и астраханские пенсионеры. В газете сообщали: «В управление флота Волго-Каспийского треста явилась старушка и сказала: «Говорили мне, что у вас в кладовой старые рваные полушубки да тулупы без пользы валяются. А ведь из них рукавички теплые для красноармейцев пошить можно. Я и выкройку принесла». По инициативе пенсионерки Нефедовой на пристани возникла целая артель по пошиву теплой одежды для Красной армии — рукавиц, шлемов, белья и т.п.».
Всего же, за зиму 1941-1942 гг. астраханцы собрали и послали на фронт 3849 полушубков, 12336 пар валенок, 9187 ватных брюк, 6146 пар теплого белья, около 30 тыс. пар шерстяных варежек, перчаток, меховых рукавиц и много другого теплого обмундирования.
Город готовится к бомбежке
Бомбежка окраин города начнется с приближением линии фронта, летом 1942-го. Но уже зимой появляется необходимость превентивных мер. 6 января под грифом «Совершенно секретно» появляется постановление АГКО (Астраханский государственный комитет обороны) «Об усилении местной противовоздушной обороны г. Астрахани». В преамбуле говорится:
«Отметить, что за последнее время отдельные руководители предприятий, учреждений и управдомами ослабили внимание к светомаскировке объектов. Начальнику милиции, органам МПВО и городскому прокурору предлагается усилить контроль за такими руководителями и процессом светомаскировки. А также обязать окрисполком выделить для окончания оборудования газоубежищ и укрытия целей необходимое количество леса, используя часть надворных построек и заборов».
Ледовое побоище в условиях ХХ века
Хотя немца и остановили под Москвой, все понимают, что война закончится еще не скоро. В Астрахани, как и в других тыловых городах большой страны, продолжают интенсивно изучать военное дело. Читаются лекции, проводятся учения, появляются специальные рубрики в газетах. Причем, учитывается и местная специфика. В январе 1942 года, когда на фронтах стоят лютые морозы, астраханцев обучают войне на льду.
Военные инженеры описывают формы ловушек на речном или озерном льду, которые приведут к затоплению техники и личного состава противника. К их числу относятся: утепленные полыньи-ловушки, ломающиеся льдины, подводные самовзрывающиеся мины, подводные минные поля, опрокидывающиеся льдины и ослабление льда. В каждом случае даются конкретные рекомендации, например, утепленная полынья под танк должна быть не менее 5х5 метров, а под кавалерию — 2х2.
Но культура нужна
Меж тем, даже в такие тревожные дни, в Астрахани продолжалась культурная жизнь, чему искренне радовались горожане. Газета «Коммунист» сообщала об открытии оперного сезона, с участием звезды «астраханского разлива» Марии Максаковой:
«24 января в помещении Дома партийного просвещения состоится открытие оперного сезона. Труппа составлена из артистов московских и донецких театров. Художественный руководитель — народная артистка республики, орденоносец Мария Петровна Максакова. Сезон открывается оперой Чайковского «Евгений Онегин».
И не только опера. На киноэкранах округа в январе появляется фильм «Майская ночь» по произведениям Гоголя, о котором пишут, что фильм — цветной и цвет является в нем основным компонентом.
Кадр из фильма "Майская ночь", выпуск 1942 года.
Астраханский «сын лейтенанта Шмидта»
Увы, реалии таковы, что далеко не все были готовы сражаться и работать на износ во имя великой Победы. Находились в тылу и люди с откровенно криминальной биографией. И творили такое, что становились «героями» газетных полос. Совершенно вопиющий случай приводит астраханская газета «Коммунист» от 22 января 1942 года. Наряду с военными передовицами, международными известиями, социалистическими обязательствами печатается и корреспонденция из зала суда. Эпизод не рядовой, поэтому есть смысл привести его здесь. Заголовок - «Похождения афериста».
«Чрезвычайно интересное дело, свидетельствующее о благодушии и беспечности некоторых руководителей и сотрудников наших учреждений, слушалось в астраханском окружном суде.
Обвинялся Локтев Роман Александрович, он же Кормаков Петр Филиппович, в преступлении, предусмотренном законом от 7 августа 1932 года.
Сущность преступления заключалось в следующем:
В октябре 1941 года, персональный пенсионер, дважды орденоносец Локтев явился в сталинский районный отдел социального обеспечения для получения очередной пенсии. На нем был с иголочки сшитый костюм командира Военно-морского флота. Два ордена Красного знамени красовались на его бушлате.
Странным, однако, показалось его поведение. При установлении личности и последующем обыске, кроме паспорта на имя Локтева Романа Александровича, орденской книжки на это же имя, книжки персонального пенсионера на право получения ежемесячной пенсии в размере 2.300 рублей, документа, удостоверяющего, что ему, Локтеву, действительно присвоено звание «почетного комиссара крейсера «Аврора», были обнаружены еще один паспорт на имя Кормакова Петра Филипповича, несколько незаполненных пенсионных книжек, бланки и печати различных учреждений и 9.871 рубль наличными деньгами.
На допросе Локтев-Кормаков сознался, что он с 1939 года разъезжал по городам СССР и получал, преимущественно в собесах, крупные суммы денег.
На суде Локтев-Кормаков сознался, что он до того имел 6 судимостей и 7 приводов и ордена он украл не то в Казани, не то в другом городе.
Астраханский окружной суд приговорил Локтева-Кормакова к высшей мере — расстрелу».
Фото с сайтов: culture.ru, mk.ru, tass.ru, pobeda70.astrgorod.ru