АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА – РЫБОЛОВСТВО
Весенняя путина в Астрахани уже две недели вроде как стартовала. Именно «вроде как» – потому что у рыбаков снова война. На этот раз угроза со стороны чиновников, которые неожиданно начали повально лишать промысловиков права работать на речных участках: договоры на участки истекли, а новые заключать никто особо не торопится.Как известно, промышленным рыбакам позволяется ловить не на любом понравившемся участке, а лишь в отведенных для этого зонах – зарегистрированных специально для промышленных целей рукавах, тонях, протоках и т.д. Всего таких участков в Астраханской области около 1000. Каждый участок закреплен за предпринимателем или фирмой, которые имеют соответствующие договоры и работают по квотам, определенным наукой (не всегда, конечно – но это уже вопрос для отдельной статьи).
В конце 2000-х эти участки были массово выставлены на конкурс. Договоры заключались на укороченный срок: хотя Федеральное агентство Росрыболовство (ФАР) и дало право передавать участки в пользование на 20 лет вперед, астраханское Агентство по рыболовству и рыбоводству (АРР) решило состорожничать – и укоротило срок вчетверо, до 5 лет. Как тогда мотивировали – «на пробу, подстраховаться от нечистоплотных пользователей». Действительно: отдавать участки сразу на два десятилетия рискованно.
И вот неожиданно (или, скорее, «неожиданно») это решение аукнулось в 2013 году. Как сообщают «Пункту-А» источники в рыболовецких кругах, в октябре 2013 года начался массовый вал истечения сроков договоров. Примерно на 80% участков сроки истекают или уже истекли. Собеседник «Пункта-А» рассказывает:
– Пять лет прошли. Пора бы заключить новые договоры, чтобы с чистой совестью выходить на весеннюю путину. Ан все оказалось не так-то просто! Неожиданно выясняется, что Астраханское АРР даже и не собирается выполнять эту работу – договоры не заключаются, участки остаются без хозяев, ловить нельзя. Баста!
Казалось бы, Агентство по рыболовству должно было еще в 2013 году озаботиться подготовкой новых договоров. В конце концов, база данных промрыболовных участков у ведомства есть, сроки известны, предсказать проблемы более чем реально… А надо-то провести несколько технических процедур:
- Сделать замеры координат промысловых участков – на это требуется от силы день-два работы на выезде с портативным ГЛОНАСС-навигатором.
- Утвердить бумаги в Москве – на прохождение бумаг требуется еще две недели.
Тем не менее, как сообщают рыбаки, и этого сделано не было:
– Более 500 участков в приморских районах Астраханской области вовсе не подготовлены к конкурсам!, – сетует другой собеседник. – Мы спрашиваем у чиновников: «В чем причина такой халатности?». Нам отвечают, что это «ФАР строит козни», кивают на «злодейства Судакова». ВОТ ТОЛЬКО ЭТО НЕПРАВДА: ФАР открыто отчитывается, что за весь (!) 2013 год к ним поступило лишь ТРИ обращения о согласовании участков (на несколько десятков штук). И это в год, когда работа на этом направлении должна была кипеть, а документы летать в Москву и обратно целыми пачками. Причем, как отмечают в ФАР, первое обращение на этот счет пришло аж в середине августа, 14 числа – да еще и с вопиющими нарушениями. Так что его пришлось отправить на доработку. Два других обращения московские чиновники обработали четко в оговоренный законом срок – в две недели. И на данный момент это чуть ли не единственные участки, разыгранные на конкурсе. Их всего около 20 штук и расположены они в Володарском районе, который последним выходит на путину. А что, скажите мне, делать жителям других районов? Ситуация в Лиманском, Икрянинском и Камызякском районах близка к коллапсу, идет 2-я половина марта краткосрочной весенней путины, а абсолютное большинство рыбаков даже не начали невода чинить: не знают достанутся ли им участки.
Для сравнения рыбак приводит данные своих коллег-волгоградцев: тамошние чиновники, оказывается, все участки подготовили вовремя и конкурсы уже провели. Рыбаки спокойно вышли на путину.
У нас же, в Астраханской области, даже участки, оформленные самими рыболовецкими предприятиями (НЕ силами АРР, которое должно этим заниматься) до сих пор не выставлены на конкурс по халатности Агентства.
Каждая путина у рыбаков начинается с боями:
год назад промышленники воевали с ВКТУ и перекрывали Кизань
Так почему рыбаки еще не поставили вопрос ребром перед руководством региона? Путина ведь уже идет, а с участков рыбаков сгоняют – как и положено по закону: нет договора, ловить нельзя.
– Недовольство есть. В селе Седлистое которое все живет только рыбой люди уже дошли с жалобами до губернатора. Плюс, пока что рыболовецкие артели осваивают морскую квоту, – отвечает собеседник «Пункта-А». – По ней участки не нужны. Это примерно половина от общего улова. Но надо понимать, что выходить на лов в море, во-первых, сложнее, чем ловить на реке: для этого требуется особая подготовка, снаряжение и организация… Тогда как на реке просто неводной лов – и вперед, работаешь. А во-вторых, морская квота скоро кончится. Еще же на осень надо оставить. И на реку неминуемо придется выходить. А куда? Весенняя путина – это 80% годового улова. И чуть ли не половина из этой квоты недоступна для рыбаков. А значит, может остаться не освоенной. В ближайшую неделю без работы рискуют остаться уже полторы сотни дельтовых рыбаков. В ближайшей перспективе – более тысячи, чуть не целыми селами.
В чем же причина нерасторопности чиновников?
– Уж очень это все похоже на намеренный саботаж, – возмущается другой рыбак. – Конкурсная комиссия по розыгрышу участков состоит сплошь из сотрудников АРР и подконтрольна его руководителю. Затягивание конкурсов часто не поддается логике, происходит под надуманными причинами. При этом внезапно условия конкурса переиграли таким образом, что теперь у одного предприятия может быть сосредоточено не более 3-8 десятков участков в рамках одного муниципалитета. Раньше верхняя планка была до 70 участков. Кто такое решение принял? На основании каких данных? Не отвечают. Почему лимит именно такой? Тоже не говорят. Но факт остается: в Володарском районе одному промысловику выделят не более 4% участков, в Камызякском – не более 2% (!), в Икрянинском – не более 10%. Кому же пойдут эти высвобожденные участки? У нас же промысловиков на всю область всего 70 предприятий? Их и не наберется столько, чтобы все участки выиграть. А значит, придут «новые игроки» – те самые, с квотами на 1-2 тонны и наполеоновскими планами по освоению рыбных запасов. Не удивлюсь, если этим «новым игрокам» уже неофициально выставили «скромные ценники» (эдак от 50 тысяч до полумиллиона) за услуги по «правильному оформлению документов на конкурсные процедуры»…
Добро пожаловать обратно в 90-е!