Странный вопрос, казалось бы – что у нас общего? Общего у нас то, что Крым относится к приоритетным геостратегическим территориям России, а наш регион на этот статус претендует.
Об Астраханской области как геостратегической территории в последнее время говорят и пишут много. Но что этот за статус и что он дает? Подробностей нет.
Перечень приоритетных геостратегических территорий РФ закреплен в Стратегии пространственного развития России до 2025 года, утвержденной в 2019 году. Это территории, «имеющие существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующиеся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности». Цель Стратегии - обеспечение национальной безопасности страны за счет социально-экономического развития геостратегических территорий. Для ее достижения планируется усиливать приграничное сотрудничество (за счет сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска, стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, содействия сотрудничеству с приграничными регионами в научно-технической, социальной, экологической сферах, туризме) и обеспечить опережающее социально-экономическое развитие приоритетных территорий за счет создания инфраструктуры, ремонта и строительства транспортных, социальных объектов и т.д.
Короче, это регионы, к которым у федерального центра особое внимание. И особые финансовые вливания. Разделы, касающиеся приоритетных территорий, включаются в госпрограммы, для них разрабатываются отдельные программы развития.
Самый яркий пример (и самый успешный) – Крым. За семь лет, что «Крым наш», регион полностью преобразился. И это не только Крымский мост, федеральная трасса «Таврида» и Симферопольский аэропорт. Это еще и две новые ТЭС, сделавшие полуостров полностью энергетически автономным, четыре новых школы, более 70 детских садов, новая Республиканская клиническая больница, реставрация знаменитого «Ласточкиного гнезда», вложения в туристическую инфраструктуру и 20 тысяч новых рабочих мест. В прошлом году ФЦП развития Крыма продлили до 2024 года, ее стоимость выросла до 1,256 триллиона рублей, из них 1,189 предполагается выделить из федерального бюджета.
Напомним, в 2020 году доходы бюджета Астраханской области составили 55,6 млрд рублей. На социальные расходы ушло 44 миллиарда (75%), 10,5 млрд – на нацпроекты. Эх, нам мы крымский триллион!
Ну ладно, Крым – случай особый. Однако отдельные программы развития разрабатываются и для других приоритетных территорий. Стратегия развития Арктической зоны и Национальная программа для Дальнего Востока приняты в прошлом году, и говорить о результатах пока рано. Но на Дальнем Востоке, к примеру, планируется обновление транспортной инфраструктуры, ремонт и строительство дорог, мостов, аэропортов, поддержка жилищного строительства, запуск ипотечных кредитов по ставке от 0,01%, ремонт и строительство больниц, ФАПов, школ, детских садов, домов культуры и спортивных центров. И весь этот банкет – в основном за счет федерального бюджета.
Чем же Астрахань хуже? Кстати, недавно ТГ-канал «Незыгарь» написал о том, что стратегические подходы к развитию приоритетных территорий РФ будут пересматриваться - к таким выводам приходят в Минэкономики РФ. Может, это как раз удобный случай для Астраханской области заявить о себе как о приоритетной территории?
О том, какие стратегические проекты рассчитывает включить в программу развития региона команда губернатора Игоря Бабушкина, мы уже писали, но повторим еще раз. Это развитие коридора Север-Юг, в том числе:
1. Создание Каспийского кластера, в который войдут промышленная особая экономическая зона «Лотос» и создаваемая особая портовая зона.
2. Обеспечение условий для безопасного судоходства в низовьях Волги и круглогодичного прохода судов на участке акватории от Астрахани до Ростова.
3. Строительство мощного контейнерного терминала и морского вокзала в Астрахани.
4. Завершение строительства Восточного и строительство Северного обхода Астрахани, реконструкция 160 мостов и взлётно-посадочной полосы аэропорта имени Кустодиева.
5. Создание Прикаспийского культурно-образовательного кластера со строительством студенческого кампуса.
6. Текущие вопросы: общественный транспорт, исторический центр Астрахани, коммунальные сети и др.
Оценить необходимые вложения пока сложно. Но речь идет как минимум о ста с лишним миллиардах. Если хотя бы часть удастся привлечь – это уже огромное подспорье для региона.
Все эти проекты, а также сама идея включения региона в число приоритетных геостратегических территорий, были представлены на Днях Астраханской области в Совете Федерации и получили поддержку, что само по себе уже немало. На заседании Общественной палаты региона Игорь Бабушкин достаточно уверенно говорил о предстоящей в ближайшее время встрече с вице-премьером Михаилом Мишустиным по этой теме. Думается, что вопрос проработан, и у Астраханской области действительно есть шансы войти в «заветный список».














