В советском кинематографе, произведения которого продолжают любить представители самых разных поколений, очень тщательно относились к т.н. «кастингу». Исполнителей главных ролей подбирали скрупулезно. Если, допустим, белогвардеец, или, еще хуже – аристократ – то… лицо должно быть «не наше». Картинное такое должно быть лицо. И, если присмотреться к исполнителям таких ролей, то на первое место выйдут не представители советской Прибалтики, которых охотно приглашали на такие роли. А артист, урожденный в Астрахани. Владимир КОзел.
Из ТЮЗа – в РККА
Его роли наверняка помнят представители старшего поколения. Кто-то даже знает, что начинал свою творческую биографию юный Володя Козел в нашем Театре юного зрителя. История театра об этом упоминает, но очень кратко, фотографий спектаклей не осталось. И сам астраханский этап жизни Владимира Георгиевича еще только ожидает своих биографов.
Он родился в нашем городе, в далеком 1919 году. Творчеством увлекся еще в детстве. Поступил, впрочем, на литературный факультет нашего Педагогического института, но вскоре бросил его и увлёкся актёрской профессией. В 1933 году образовался Астраханский ТЮЗ, а с 1938-го Козел стал его артистом. Здесь играли много произведений из русской классики, и внешность молодого актера позволяла получать характерные роли.
В 1939 году Сталинским РВК города Астрахани Владимир Козел был призван в ряды Рабоче-крестьянской красной армии. Но и здесь судьба определила ему творческое предназначение. Служил он чтецом Ансамбля красноармейской песни и пляски Забайкальского фронта. Но, тем не менее, пороху пришлось понюхать – принимал участие в разгроме японской Квантунской армии в 1945 году, награжден медалью «За боевые заслуги».
Красавец, но контра!
После войны Козел пробует себя во многих театрах страны и даже социалистического зарубежья. Он работал в театрах Сталиногорска и Краснодара, Рижском театре русской драмы, Приморском драматическом театре имени Горького, в Первом драматическом театре Группы советских войск в ГДР (Потсдам). И, кстати, народным артистом РСФСР стал еще в 1960 году, задолго до всесоюзной телевизионной славы.
А она постепенно приходит. Да еще какая! В 1963 году Козел дебютировал в эпизоде фильма «Армия Трясогузки». Запомнился он зрителям и по работам в фильмах «Сильные духом», «Тройная проверка», «В лазоревой степи», «Чрезвычайный комиссар», «Офицер запаса», «Человек в штатском», «Тетя Маруся».
Но после знаменитейшего фильма (по нашим временам – невероятного блокбастера!) «Адъютант его превосходительства», в котором Козел сыграл белогвардейского контрразведчика полковника Щукина, он вошел в плеяду лучших актеров страны. И женщины писали ему письма, признаваясь в любви!
Что характерно, аристократический облик Козела и в дальнейшем использовали для ролей идеологических врагов - полковника Зубова в телесериале «Вечный зов» и Алексея Максимовича Каледина в драме «Хождение по мукам». И за это его обожали зрители. А вот то, что он играл в провинциальных театрах роль Ленина, никто не вспоминал.
В кино Ленина ему не предлагали. Да и роли «простых» советских людей – также. «Он был настолько импозантным мужчиной, что никому в голову не пришло бы предложить ему роль чернорабочего», - вспоминала о нем актриса Ольга Аросева.
Беспальчик из кабачка
Но «Козел-белогвардеец» - это только половина ошеломительного успеха. Вторая половина, безусловно, это – пан Беспальчик в телевизионном проекте «Кабачок 13 стульев». Стоит напомнить для читателей зрелых, и объяснить читателям юным, что «Кабачок» в условиях телевизионного вещания 60-70 годов (два канала с минимумом развлекательных передач) – это было некое окно в мир смеха и европейской моды. Концепция программы строилась на юморе стран социалистического лагеря, в основном – польском. Дело происходило в некоем маленьком кафе, где по вечерам собирались завсегдатаи. Так вот, барменом кабачка, которого звали пан Беспальчик (ну, поляк же!) и был наш Владимир Козел.
Играл он бесподобно! А ведущий, представляя зрителям персону «пана», отпускал в его адрес «профильные» шутки, разрешенные на тот момент существовавшей цензурой.
«Хозяин всех тринадцати стульев пан Беспальчик. С 1 сентября категорически отказался разбавлять пиво водой и теперь разбавляет только воду пивом».
«После многолетних экспериментов пан Беспальчик пришёл к выводу, что если истина — в вине, то заблуждение — пытаться отыскать её там».
«Бармен нашего кабачка пан Беспальчик. Кулинар высочайшего класса. При желании из одного кролика может приготовить двести порций куропатки».
Козел прекрасно «вписался» в юмористическую бригаду кабачка, поскольку и сам был человеком с отменным чувством юмора. Коллеги-актеры, и в частности, Ольга Аросева, нередко вспоминали веселую историю с его участием.
Когда картина «Адъютант его превосходительства» вышла на экраны, Владимир Георгиевич стал необычайно популярным. Как-то для зарубежной поездки артистам нужно было получить справку из психлечебницы (о том, что ты там не состоишь на учёте). Владимир Георгиевич пришёл, наклонился к окошечку и своим роскошным, бархатным голосом произнёс: «Здравствуйте, я – подполковник контрразведки Щукин», а в ответ услышал: «Проходите, пожалуйста, у нас тут как раз Николай II на отдыхе». К счастью, очередь узнала его раньше, чем медсестра, и закричала, что он артист, «его превосходительство»!».
Владимир Козел ушёл из жизни 31 декабря 1988 года в Москве на 70-м году жизни. Актёр похоронен на Долгопрудненском (Центральном) кладбище. В Астрахани его если и помнят, то завзятые театралы, хотя в эпоху СССР именно он стал одной из самых главных звезд «астраханского разлива».